Возлюбленный враг

05-12-2015, Комментариев нет

centurion-1Заповедь любви к врагам можно назвать визитной карточкой христианского учения. И реже всего в истории эту заповедь применяли к политической сфере.

Во время земного служения Иисуса главными врагами евреев были римляне, захватившие их землю и железной рукой насаждавшие имперские порядки. Зримым воплощением оккупационной власти были, естественно, солдаты. Расквартированные по главным населенным пунктам Израильской земли подразделения римских войск.

Это напряжение хорошо отразил Лука в своем евангелии и книге Деяний. Будучи неевреем, уверовавшим в мессианство Иисуса, он пытался понять мотивы и чувства и евреев, и язычников. И вот он описывает неожиданную картину.

«Когда Он [Иисус] окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум. У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лук.7:1-5).

Капернаум был штаб-квартирой Иисуса во время Его служения в Галилее. И этот каратель, оккупант — офицер языческой армии, опустошающей Божий виноградник — обращается к представителю покоренного народа с просьбой исцелить тяжелобольного слугу, которым он дорожит. Его обращение выказывает знание сотником еврейских обычаев. Подобно Иакову перед встречей с Исавом, Он посылает к Иисусу делегацию старейшин (в оригинале «пресвитеров») капернаумской синагоги. Этим он выказывает почет и уважение к приглашаемому раввину. Если Иисус и боится оскверниться в доме язычника, авторитеты из Его народа убедят Его.

Купить запчасти Джон Дир в интернет-магазине Grozber.com

КАПЕРНАУМСКИЕ СТАРЕЙШИНЫ СЧИТАЮТ, ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НЕЕВРЕЯ ИИСУС ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ИСКЛЮЧЕНИЕ

Что бы ты, рабби, ни думал о нём, он нас любит (!) и — главный аргумент — построил для нас синагогу. Насколько типично для римлян строить евреям синагоги? Совершенно нетипично: в Деян.18:2 Лука упоминает указ императора Клавдия «всем Иудеям удалиться из Рима». Черта осёдлости — 101 километр. Здесь вас не стояло. А капернаумский сотник синагогу построил. Что им двигало? Что это за человек?

«Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры» (Лук.7:6-9).

Наконец Иисус уступает. Чтобы Он не передумал, старейшины идут к сотнику вместе с Ним. Опять же в духе патриарха Иакова и царя, созывающего гостей на пир в притче Иисуса, сотник посылает к Раввину еще одну делегацию — теперь уже своих друзей. Эти люди передают шокирующее признание оккупанта: он, римлянин, хозяин мира, публично сообщает покоренному еврею, что не считает себя достойным его визита, что дом его действительно не во всём соответствует требованиям. Каким? Еврейским (библейским) представлениям о ритуальной чистоте. И ссылается на историю о языческом военачальнике Неемане, дистанционно исцеленном по слову пророка Елисея.

ЭТОТ СОТНИК — ТИПИЧНЫЙ ЯЗЫЧНИК?

В Деян.10 Лука снова повествует о римском сотнике.

«В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? [Ангел] отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» (Деян.10:1-4).

Прошло несколько лет. Этого сотника мы встречаем в Кесарии Филипповой — крупном портовом городе, где располагалась резиденция римских наместников (прокураторов). Кесария находится километрах в 90 западнее Капернаума. У этого сотника есть имя и название его полка, т. е. современники могли запросто такого большого начальника разыскать и опознать. Название полка говорит о том, что Корнилий руководил элитным подразделением этнических римлян.

ВЫСОКОМОРАЛЬНЫЙ И ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ, КОРНИЛИЙ НАЗВАН БОЯЩИМСЯ БОГА

Выражение «боящиеся/чтущие Бога» обозначало неевреев, которые посещали синагоги, слушали Моисея и пророков, приводили свою жизнь в согласие с заповедями, но еще не приняли обрезание.

«Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели. После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите. Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего» (Деян.13:14-15,26).

Корнилий боится Бога не сам, а со всем своим домом: «Корнилий же ожидал их [своих слуг с апостолом Петром], созвав родственников своих и близких друзей» (Деян.10:24). Капернаумский сотник также имел благочестивых друзей.

ЭТОМУ НЕОБРЕЗАННОМУ ЯВЛЯЕТСЯ АНГЕЛ БОЖИЙ

Для сравнения: в Лук.1 ангел является праведному священнику Захарии и Марии, будущей матери Иисуса. Как и Захарии, Корнилию ангел объявляет, что явился в ответ на молитвы. Причем в отличие от Захарии и Марии Корнилий подчиняется велению ангела без дополнительных вопросов. Приказ есть приказ.

Со времени служения Иисуса в Галилее Корнилия могли повысить, поручив командовать Италийским полком, возможно, охранявшим резиденцию прокуратора. За это время Корнилий мог убедить домашних исполнять Моисеев Закон. Его щедрые милостыни напоминают о постройке капернаумской синагоги. Он посылает к Петру «двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем» (Деян.10:7). Это его действие напоминает о словах капернаумского сотника, переданных через его друзей Иисусу. Слова, которыми слуги и воин описывают своего господина — «Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским» (Деян.10:22) — отсылают к мнению капернаумских старейшин, что сотник построил там синагогу из любви к еврейскому народу.

И ВОТ ИСТОРИЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА

Завоеватель и покоренный. Язычник и иудей.

«Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. И, беседуя с ним, вошел [в дом], и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян.10:25-28).

Ясно, что слушавший Моисея и пророков Корнилий не пытался поклониться Петру как божеству. Это было выражение признательности: мой дом почтил представитель Божьего народа! Но Петр видит в этом как раз нарушение второй заповеди. И с чего он начинает свое слово к собравшейся римской знати? С напоминания о том, кто он есть и на каких условиях здесь находится. И если бы не Божье виде?ние, с необрезанными у него не было ни дружбы, ни других личных дел.

Слово, переведенное как «скверный», означает «общий, общественный». Скверными становились вещи, сами по себе чистые, но которые вошли в соприкосновение с нечистыми вещами. Таким образом, скорее всего, Петр в спущенном с неба полотне видел не только нечистых животных, но и чистых, которые из-за того, что перемешались с нечистыми, стали скверными. Главный урок здесь таков: если кто-то общается с нечистым, то не становится от этого нечистым, другими словами — не оскверняется.

КОРНИЛИЙ — ИДЕАЛЬНЫЙ НОВОЗАВЕТНЫЙ ВЕРУЮЩИЙ

Первый необрезанный, на которого Господь излил Святого Духа. Возлюбленный враг. Пришедший с мечом, он нашел Бога Авраама, Исаака и Иакова. Посланный покорять и эксплуатировать, он строит синагоги для чтения Моисея и пророков. Завоеватель, почитающий наивысшей честью иметь гостем представителя завоеванного народа. Усваивающий и уважающий устои и обычаи народа Книги.

И Иисус, и Петр очень четко понимали (и давали понять), на каких условиях они могут общаться с необрезанными. Что вражда (или, другими словами, дистанция) евреев и язычников (или, другими словами, Божьего народа и мира) — необходимая вещь. Что невозможно призывать к чистоте, если не очищен сам.

Но если человек желает спасения, ему необходимо дать возможность слушать Слово Божье и побуждать изменять свою жизнь и жизнь своего окружения согласно уже известной ему истине.

БИБЛЕЙСКИЙ БОГ И БЛИЗОК, И ДАЛЕК

И Его народ должен и отделяться от греха — т. е. поступков и обычаев, не имеющих основы в Слове Божьем, — и делать всё, чтобы сделать спасение доступным для всех ищущих его. Для новозаветных евреев это значило поставить вопросы спасения выше своих национальных, социальных, политических интересов. Это значило платить за право других познакомиться с твоим Богом.

Готов ли я сегодня отказаться от каких-то своих интересов ради спасения «Корнилия» в моей семье, моем доме, городе, моей или соседней стране? Иисус ожидает, что ради любви к Нему я буду платить эту цену.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация


Рубрика: Библейские исследования

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"