Алексей Ефетов: "Единство христиан – естественный результат исполнения ими Великого Поручения"

29-09-2008, Комментариев нет Просмотров: 1 268

alef.jpg (35.92 Kb)

В 2002 году в протестантской издательской среде высказывались мнения, что издаваемый Алексеем журнал «Христианство» был одним из лучших христианских журналов в Европе. На его адрес спустя пять лет после закрытия проекта приходят письма с просьбой оформить подписку на этот журнал, породивший ряд явлений в протестантской журналистике СНГ. В интервью газете «Путь» бывший редактор «Христианства», а сейчас книгоиздатель, кинокритик, блоггер, аналитик и просто интересный человек размышляет об итогах уникального эксперимента, которым стал журнал, и о других христианских СМИ на постсоветском пространстве.


ПРОВИДЕНИЕ ДВИГАЕТ РУКАМИ КОНКРЕТНЫХ ЛЮДЕЙ. КАК БОГ ВЕЛ ВАС К ВЫПУСКУ ЖУРНАЛА?

Естественно :), о карьере в издательском бизнесе я даже не думал. Всю жизнь хотел стать физиком, и в конце-концов стал им. Получил полтора высшего образования. Закончил физический факультет Киевского государственного университета им. Т.Шевченко. Потом в аспирантуре учился в Йоркском университете в Торонто, Канада. Теоретическая ядерная физика, физика высоких энергий – как говорится, десять лет каторжных работ в этой области. Затем переключился на область ближе к компьютерам – вычислительные методы, закончил по ним магистерскую программу, немного занимался программированием. А вскоре после возвращения в Украину встретил бывшую однокурсницу с с физического факультета: «Есть идея журнал сделать, CHIP называется. Не хочешь попробовать в роли главного редактора?» – «Ты что? Ну, какой из меня редактор?!» Но у Бога свое чувство юмора…

Вот так я стал главным редактором журнала CHIP. Позже, по мере роста издательского дома, прибавлялись новые издания. К концу 2000 года я в качестве редакционного директора отвечал уже за шесть изданий. Сейчас продолжаю сотрудничество с издательским домом «СофтПресс», помогаю развивать новые проекты и увеличивать эффективность старых. В той или иной степени участвую в судьбе почти двух десятков изданий, в том числе и флагманского издания Hi-Tech PRO, а также журналов «Мир связи», «Мой компьютер», «Мой игровой компьютер», и даже промышленного журнала «Деньги и технологии». Вся «соль» успешного издательского проекта состоит в том, чтобы правильно увидеть аудиторию, понять целевую группу, определить, как на нее воздействовать, найти методы, идею, концепцию, и всё это привести к зримому воплощению. К сожалению, с годами времени и сил писать самому оставалось все меньше… сегодня пишу только для сайта Евангелизм.ру, посвященного благовестию в цифровую эпоху, да в свой блог на тему духовности в современном кинематографе www.okolokino.ru.

В 1997 году, когда я пришел к Господу, одним из первых желаний возрожденной души стало служить Богу теми способностями, что Он же дал, и делать на ниве Божией то, что уже успешно делал в миру. Иными словами, очень захотелось сделать классный христианский журнал. Так родилась идея «Христианства».

Собственно издательского опыта у меня тогда не было практически никакого. Только приблизительное представление… СНIР стартовал в конце 1995 года, а уже в 1999-м стал бесспорным лидером отечественного рынка компьютерных изданий. Я такой успех воспринимал как норму жизни, в то время как СНIР был скорее феноменом. За что я и поплатился, заложив те же темпы развития в бизнес-план «Христианства». Как показало время, это было слишком оптимистично.

КАК ВЫ ПОДБИРАЛИ РЕДАКЦИОННЫЙ СОСТАВ «ХРИСТИАНСТВА»?

Кадровый кризис в издательстве (и не только) был в Украине всегда. Оно и понятно – те, кто хотят что-то делать, уже делают. Конечно, в 2001-м ситуация была не такой жуткой, как сейчас. По работе общаюсь с руководителями разных, в основном медийно-компьютерно-телекоммуникационных фирм, и очень часто слышу, что, например, «мне нужен… скажем, финансовый директор, ЗА ЛЮБЫЕ ДЕНЬГИ». Сейчас большой кадровый голод в сегменте зарплат от двух тысяч долларов. Ну и, соответственно, огромная безработица в сегменте от 400 долларов. Причина одна — на людей трудно положиться… Ведь человеку, который нанимает на работу, нужно, чтобы нанятый выполнял часть обязанностей за него, а не красиво ему объяснял, почему он не может этого сделать.

Когда я искал людей в команду, мне были совершенно не важны профессиональные журналистско-редакторские навыки, потому что, по моему годами сложившемуся убеждению, умение связно излагать мысли на бумаге является единственно необходимым условием, чтобы человек смог стать успешным редактором. Я сам большой сторонник воспитания профессиональных качеств «цыганским» способом: так, говорят, цыгане учат плавать. Выбрасывают из лодки на середине реки и следят, чтобы не утонул. Начал захлебываться — подбирают. Дают отдышаться, и – снова в воду. В результате на берег выходит уже относительно неплохо плавающий человек.

При подборе команды Господь вел чудесным образом. Так, совершенно «случайно» мы встретились со Степой Михайловым – дизайнером «Христианства» и многих других наших проектов. У Степы с журналом получилась взаимность – делая его, он быстро креп и рос профессионально, так что они постоянно друг друга подпитывали и поднимали на новый уровень. Вот уж действительно дизайнер с Божьей искрой… Или как, например, вышел на Игоря Котенко. Он стал бессменным редактором и самым плодовитым автором журнала. Помню, сроки начала работ по журналу уже поджимали, и мне надо было срочно встретиться с Игорем, поговорить и предложить сотрудничество, а я не имел представления, где его найти, потому что киевские телефоны не отвечали. И вот звоню на сей предмет одному знакомому, и внезапно вклиниваюсь в его междугородний разговор с партнером из Одессы. Знаете, иногда на телефонной станции что-то сбоит… Вежливо слушаю их беседу с полминуты, а потом задаю свой вопрос. Оба опешили от неожиданности, а потом коллега из Одессы и говорит, что Игорь в Одессе, ухаживает за больной родственницей, вот такие-то у него телефоны, причем он сам его туда подвозил!! Такая вот мистика…

Кстати, о специалистах. За двенадцать лет ни разу не встречал профессионала в издательском деле в Украине, который бы «гулял» без работы. И ни разу не сталкивался с ситуацией, чтобы пришел человек и был готовым профи. В этой связи отрадно, что сейчас и вузовские программы начинают приближаться к тому, что реально нужно, и быть может, ситуация изменится.

Я очень рад, что Игорь раскрылся в этом проекте. Работа в журнале ему нравилась, а для нас он был кладезем академической мудрости как единственный человек с богословским образованием. Ведь я появился в этом проекте, не имея не только богословского образования, да что там говорить, на то время – и должного уровня теологической культуры. А, занимаясь информационной деятельностью, очень важно чувствовать свои слабые места. Делать межконфессиональный христианский журнал — вообще пороховая бочка. Один неправильный шаг – и ты пропал.

Кстати, о межконфессиональности. Первый, кто благословил этот проект, тогда еще на стации идеи, был киевский викарий РКЦ Станислав Широкорадюк. Немногим позже мы получили благословение на концепцию издания у митрополита УПЦ МП владыки Владимира (Сабодана), одним из первых членов редакционного совета журнала стал проректор по учебной части Киевской духовной академии УПЦ МП протоиерей о. Николай Макар – совершенно благословеннейший человек; воспоминания о встречах и беседах с ним до сих пор вызывают прилив теплоты и особой благодарности Богу в моем сердце… Наверное, мы, «махровые» протестанты, были благосклонно приняты представителями других конфессий потому, что старались быть профессионально лояльными ко всем деноминациям.

Во время своей поездки в Москву и Питер осенью 2002 года мне посчастливилось общаться с православным духовенством России. Встречались с заместителем Алексия Второго по работе со СМИ (уже не помню имени), протоиереем Александром Сорокиным, о. Георгием Кочетковым… каждый раз получался очень интересный разговор, неожиданный по своей благоприятности. Я не переставал поражаться, насколько удивителен и мудр наш Господь, раскрываясь нам через различные (быть может, даже противоречивые для поверхностного взгляда) пути Богопознания и духовный опыт разных деноминаций. Это словно грани бриллианта, которые лишь в совокупности, в многообразии переливов света на каждой из них, могут дать сколько-нибудь полное представление о самом драгоценном камне. Я тогда подумал – вот, отличная иллюстрация концепции нашего журнала – показать Церковь как совокупность таких вот сияющих граней одного алмаза…

КАК ВАМ УДАЛОСЬ НАЛАДИТЬ СОТРУДНИЧЕСТВО С АМЕРИКАНСКИМ ЖУРНАЛОМ «Christianity Today»?

Я искал качественные материалы на время раскрутки проекта. Когда рождается издание, возникает своеобразный порочный круг. Хорошие авторы собираются вокруг хорошего издания, но чтобы создать хорошее издание, нужны хорошие авторы. И узел этот рубится тем, что ты изначально лицензируешь чей-то контент и при помощи пары-тройки толковых людей делаешь его «тонкую доводку» под специфику целевой аудитории. Первый год издание сильно «пахнет» другой страной, но зато есть возможность обеспечить интерес потенциальных авторов дальнейших публикаций. У нас поначалу было соотношение своих и заимствованных материалов 30 на 70%, и мы планировали в течение двух лет создать обратное соотношение с преобладанием оригинальных текстов. А реально к этому пришли чуть ли не со второго номера. В этом смысле никоим образом «Христианство» не являлось русскоязычной версией «Christianity Today», который по сути является очень американским изданием о современном состоянии евангелического христианства. Нам удалось заручиться поддержкой издателей «Christianity Today International», которые действительно оказали неоценимую помощь не только добрым советом, но и любезно предоставив нам возможность использовать материалы их многочисленных изданий, в том числе, посвященных вопросам истории Церкви, проблемам семьи и т.д.

КАНАЛЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА?

Наверное, это странно, но я их не знаю. Это были частные спонсоры из США. Как я понял, немного – один или два человека, которые пожелали остаться неизвестными, чтобы вся слава этого проекта принадлежала Богу, а не человеку… Правда, звучит дико для нашей страны? Но оказывается, так бывает. Я много рассказывал о своих идеях американцам-миссионерам здесь в Украине. Скорее всего, информация просочилась. Многим понравилась идея межконфессионального издания, которое «будет крепить братские связи между деноминациями».

Я примерно посчитал экономику издания и решил, что вложусь, но… Ее как раз хватило на те девять номеров, которые увидели свет. Была финансовая модель журнала, бизнес-модель. В нее, как я уже упоминал, я заложил параметры «СНIР’а», считая подобную динамику развития проекта нормой жизни. И в начале 2003 года, когда впервые появилась возможность подбить итоги единственного финансового года, в котором можно было что-то анализировать, оказалось, что мы выполнили наш бизнес-план по подписке на 30%, по рекламе — где-то на 10%. И по прямым продажам на 15%. И это при том, что по подписке журнал «Христианство» был значительно дальше, чем любое христианское издание, значительно опередив тогдашнего лидера газету «Мирт», и разрыв был очень большой. До сих пор это рекорд по подписке среди протестантской прессы по СНГ. Конечно, речь не идет о бесплатной подписке. Журнал был достаточно дорогой. Семь гривен в 2002 году — это были деньги, конечно.

Дорогим журнал был потому, что принципиальной идеей проекта было стать в обычный уличный киоск с периодикой, попасть к большой аудитории, ну и чтобы журнал там «смотрелся». Ведь много представителей современной интеллигенции и не только интересуется духовными вопросами. На такую проблематику люди выходят через историю, культуру. Мы хотели встретить эти потребности и дать им не просто информацию, но Хлеб жизни. Поэтому журнал и делался на мелованной бумаге, с хорошим дизайном, полноцветной печатью и стоил, соответственно, около доллара в производстве. С первого дня мы выплачивали гонорары на среднем уровне светской прессы. Вот и посчитайте теперь. А погубило этот проект неготовность рынка принять такое издание. Я уже не раз рассказывал это, не хочу повторяться. Говоря кратко, нет такого понятия, как рынок протестантской прессы, ибо протестантство не может себе его позволить. Надеюсь, пока…

МОЖЕТ БЫТЬ, ПАСТОРЫ НЕ СОЗНАЮТ РОЛИ СМИ В ДЕЛЕ ПРОПОВЕДИ ЕВАНГЕЛИЯ?

Не думаю:) Почему журнал «Христианство» был принят «с распростертыми объятиями» далеко не во всех церквах? Потому что пастыри хорошо понимали: если к их прихожанам будет четкий информационный канал о том, как «оно происходит у других», в один прекрасный момент они могут придти и сказать: «А у нас что?» Видимо, не все были готовы держать ответ.

Я бы назвал «Христианство» не феноменом, а скорее аномалией. Такое определение лучше отвечает на вопрос «что это было?» Потому что это проект, который вырос «снизу».

КАКОВ БЫЛ КРИТИЧЕСКИЙ РЕЗОНАНС ИЗДАНИЯ?

Во время существования журнала работа над ним поглощала все силы, и потому специально отзывы мы не собрали. Получали сотни писем, и они делились на диаметрально противоположные части: восхищение и вражду.

МОЖЕМ ЛИ МЫ ГОВОРИТЬ, ЧТО ИСТОРИЯ «ХРИСТИАНСТВА» ОГРАНИЧИЛАСЬ ВЫХОДОМ ДЕВЯТИ БУМАЖНЫХ НОМЕРОВ?

Не совсем. Осталась команда. После этого мы начали делать книги. Издательство «Нард» родилось благодаря этим людям. Тематика и проблематика издаваемых книг была сильно навеяна теми идеями, которые мы выпестовали в ходе работы над журналом.

Когда я размышлял, «почему Бог прекратил выход такого хорошего издания, и т.д.», то пришел ко многим ответам. Бог показал, например, что единство христиан является естественным побочным эффектом их взаимодействия, и я начал думать, что же является потенциальной темой христианского издания? Исполнение Великого Поручения, что же еще?! С ним, по большому счету, не может сравниться ничего. И если всё-таки делать какой-то межконфессиональный журнал, на который стоило бы тратить силы, то посвятить его теме благовестия. Тому, как это делать эффективно в сегодняшнем мире. Так родился ресурс www.evangelism.ru

В начале 2004 года, когда я впервые серьезно заболел идеями веб-евангелизации, Google по ключевым словам «евангелизация, методика и практика», «программы евангелизации» выдавал ссылки на два (!) адвентистских форума. Всё! Более по искомой теме не было ничего. Это при том, что соответствующих англоязычных ресурсов море. Есть интересный опыт и во франкоговорящем интернете. Все эти ресурсы хорошо «заточены», динамично развиваются и мудро используют для благовестия различные информационные поводы.

Например, как американцы «отработали» выход фильма «Страсти Христовы»! Легко было предположить, что интерес к личности Христа резко повысится во время и какое-то время после его проката. Это массовая аудитория – Голливуд, Мэл Гибсон… Информационный повод — пальчики оближешь! Масса отличных ресурсов есть и по «Коду да Винчи» Дэна Брауна. Интересующийся мог увидеть реальную историю в противовес вымыслу Брауна.

Примерно в то же время, когда Запад был поглощен дебатами на тему «Кода да Винчи», в СНГ транслировался «Мастер и Маргарита», с Кириллом Лавровым в роли Пилата. Сериал однозначно произвел фурор. Продажи книжного издания романа поднялись в пять раз. Продажи Библии выросли в два раза! Люди начали интересоваться первоисточниками. Как наша Церковь отреагировала? А никак. Я специально исследовал сетевую апологетику по этому вопросу. Сидят христиане кучками на своих конфессиональных ресурсах и бурчат: «Что это они такое наговаривают на нашего Господа?! Вот ведь пасквиль какой сделали!» Справедливости ради, в этой тишине раздался один здравый голос – православного диакона Андрея Кураева. Не могу не отдать должного, как профессионально и по-христиански мудро он «разрулил» проблему, умудрившись и читателей со зрителями вывести на правильный путь, и ничьи чувства особо не задеть… смотрите сами.

ПОЧЕМУ, НЕСМОТРЯ НА ОБЕЩАНИЯ НА www.jesuschrist.ru/ct, «ХРИСТИАНСТВО» ДАЖЕ НЕ НАЧАЛ ВЫХОДИТЬ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ?

Первый номер, который должен был выйти в электронном виде, должен был быть посвящен интернет-служению. Но, в виду того, что уже работал блог www.evangelism.ru, встал вопрос: зачем дублировать? И дальше всё пошло по этим «рельсам».

ВЫ ВЕДЕТЕ ЦЕЛУЮ СЕРИЮ БЛОГОВ. КАКИЕ ТЕКСТЫ НА http://e-vangelie.blogspot.com ВАШИ?

Эту ленту я использую как интеллектуальную записную книжку. Копирую туда с минимальными комментариями материалы, которые для меня как специалиста представляют интерес. Я туда сбрасываю материалы, которые могут помочь в деле развития интернет-служения в Украине. Во многом это повод выделить какую-то информацию, не тратя времени на ее перевод.

ЕЩЕ ОДИН ВАШ ПРОЕКТ — www.lol.in.ua – ВИЗИТКА ОРГАНИЗАЦИИ «СВЕТ ЖИЗНИ». ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЭТА ОРГАНИЗАЦИЯ?

В 2001 году Бог нам послал ребенка, у которого большие проблемы со зрением. Мы решили, что это не случайно. Через цепь событий оказались в Америке и имели возможность сравнить, что происходит в цивилизованном мире в этом плане, с тем положением вещей, которое у нас. Так возникла идея организации, направленной на то, чтобы научить родителей правильно воспитывать своих незрячих детец, а главное – радоваться им. Это очень легко, надо только знать, как. И хотеть этого. К сожалению, в нашей стране дела часто идут по известному принципу профессора Преображенского из «Собачьего сердца»: «разруха не в сортирах, а в головах». Так и проблемы с детьми со специальными нуждами лежат не в медицинской сфере, а в головах, в первую очередь.

КАКИЕ ПРОТЕСТАНТСКИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ОРГАНЫ УКРАИНЫ СЧИТАЕТЕ ЛУЧШИМИ?

Не существует абстрактного понятия «хорошее издание». Газета «Правда» при советской власти была хорошим изданием? Утверждаю, что хорошим, потому что оно прекрасно служило тем целям, которые перед ним ставились. Для меня хорошее издание с профессиональной точки зрения — это издание, которое эффективно служит тем целям, которые в него заложены, всё. Здесь два варианта: или эффективность, или «метафизика» (цели, не имеющие к СМИ реального отношения). Есть целевая группа, есть идея, как ее информационно обслужить, как передать ей некий «мэсседж». Другого человечество не придумало со времен Гуттенберга.

В этом смысле, скажем, российская газета «Протестант» — хорошее издание? Да отличное! Потому что оно четко несет свой конфессиональный дух в ряды евангельских христиан, консолидируя их и сплачивая вокруг руководства союза. Своего рода боевой листок, который рассказывает о ситуации на местах, а на места доносит вести из центра. К нему не надо предъявлять тех требований, которые предъявляют, скажем, к романам Александра Дюма и Большой советской энциклопедии. Это инструмент, который действует в своем определенном ключе. Совсем другой вопрос – буду ли читать эту газету лично я ? Нет. Почему? Да она мне не интересна. И это косвенно снова-таки говорит в пользу издания – ведь я и близко не есть ее целевая группа…

Что до личных предпочтений, мне очень нравится газета «Для тебя». Считаю ее самым близким к нашему журналу по духу печатным проектом. Любопытный журнал «Христианская семья» выпускает черкасское издательство «Смирна». В каком-то смысле место «Христианства» занял выпускаемый командой российского центра «Возрождение» журнал «Решение». Мне кажется, это удачная попытка евангелизационного издания с лейтмотивом: » остановись, подумай, вникни в свидетельства».

Концептуальная идея журнала «Христианство», которая не сработала в результате, — показать Телу Христову — Церкви — ценность духовного опыта каждой конфессии. Я думаю, не последним образом в силу некоторой искусственности этой идеи журнал не был воспринят аудиторией так, как мы рассчитывали. Более того, нашу идею единства верующих многие ложно приняли за проповедь экуменизма.

Потом, когда я много молился (провал проекта способствовал глубоким размышлениям), понял, что христианское единство — это не тема для журнала. Единство автоматически возникает среди разных конфессий, когда они вместе занимаются одним и тем же делом или служением. Взять хотя бы миссию в местах лишения свободы. Глава тюремного служения в Украине — архиепископ УПЦ МП, а его первый заместитель – крепкий пятидесятник (по крайней мере, так было в 2003 году, не знаю, как сейчас). Они прекрасно в этом деле уживались. Когда верующие понимают задачи, которые им предстоит делать вместе, различия отходят на задний план.

Беседовал Максим Балаклицкий

Рубрика: Церковь и медиа


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2016
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.