Все семьи обречены распасться

06-08-2016, комментария 2 Просмотров: 437

1142«Более всего враждуют наследники: братья и сестры, — говорит моя бабушка, — потому что им всегда есть что делить».

Лучше всего в Библии эта истина раскрыта на примере семьи патриарха Иакова. В его жизни всё произошло не так, как у его отца. К его будущей маме Авраам отправлял свата, а Иаков сложнейший вопрос женитьбы решал в одиночку. В итоге на свадьбе будущий тесть напоил Иакова и привел в спальню не выбранную зятем Рахиль, а ее старшую сестру Лию. Иаков согласился взять Рахиль второй женой, а потом зачем-то взял в наложницы и служанок обеих жен. При этом он считал своей настоящей семьей только Рахиль и ее детей, Лию и ее детей — людьми второго сорта, служанок и их детей — третьего.

Всё это превратило его жизнь в латиноамериканский сериал. Конкуренция жен за внимание Иакова ожидаемо перешла в отношения их детей. Иаков пошил молодому Иосифу, сыну Рахили, одежду наследника. И когда тот стал смущать семью россказнями о якобы увиденных им снах, отец истолковал их в самом худшем смысле — что Иосиф, а не первенец Рувим, избран Богом как следующий патриарх рода. Ненависть сыновей Лии достигла предела, и они продали Иосифа в рабство.

Но «Господь был с Иосифом» (Быт.39:21) и спустя десятилетие вознес молодого раба до положения министра экономики Египта. Гонимые семилетним голодом, его братья пришли в Египет купить хлеба. Не узнанный ими Иосиф обвинил их в шпионаже и в доказательство их невиновности приказал привести Вениамина — второго и последнего сына Рахили. Когда он убедился, что Вениамин хотя бы живет под опекой отца, а не убит или также продан в рабство, то велел подбросить в мешок Вениамина якобы украденную им у Иосифа чашу для гадания. И заявил, что в расплату за кражу Вениамин должен навсегда стать египетским рабом. А его братья могут возвращаться к отцу.

Бог не осудил торговцев-измаильтян и мадианитян, сыновей Авраама, которые отвели Иосифа в египетское рабство. Они считали, что их трагедия семьи Иакова не касается.

Иосиф и его братья были заложниками полигамного брака своего отца и его избирательного отношения к Иосифу. К тому же Иосиф с юности отличался от своих братьев остротой морального сознания, что вызывало уважение отца. Иаков был и жертвой обмана со стороны Лавана, и горе-мужем, который не удосужился сказать хотя бы слово своей жене, когда на бровях пришел в супружескую спальню со свадебного пира. На Иакова также негативно действовал и пример его деда Авраама, взявшего египетскую рабыню Агарь в наложницы, и пример окружающих народов, где процветало многоженство.

Сами по себе отношения не могут устоять. Греховная природа человека заставляет его наносить слишком много ран и обид своим ближним. Остается либо воевать, либо расстаться и забыть друг о друге.

Что же сохранило их семью? Из сыновей Лии Иуда совершил наибольший духовный прогресс.

Быт.44:25 И сказал отец наш: пойдите опять, купите нам немного пищи. 26 Мы сказали: нельзя нам идти; а если будет с нами меньший брат наш, то пойдем; потому что нельзя нам видеть лица того человека, если не будет с нами меньшого брата нашего. 27 И сказал нам раб твой, отец наш: вы знаете, что жена моя родила мне двух [сынов]; 28 один пошел от меня, и я сказал: верно он растерзан; и я не видал его доныне; 29 если и сего возьмете от глаз моих, и случится с ним несчастье, то сведете вы седину мою с горестью во гроб. 30 Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душею которого связана душа его, 31 то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб. 32 Притом я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: если не приведу его к тебе, то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни. 33 Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими: 34 ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего.

В своем обращении к Иосифу Иуда дает понять, что сострадание к отцу не оставляет ему выбора — бросить ли и Вениамина (даже и пойманного на воровстве) в рабстве. По словам Иуды, все братья готовы разделить ответственность за преступление Вениамина (тем более, что их гнев на воровство сына Рахили смягчался тем, что каждый из них дважды находил выплаченное за хлеб серебро в своем мешке с зерном) и что он, Иуда, готов стать рабом вместо Вениамина, чтобы только утешить отца.

В ответ на такой невероятный духовный прорыв Иосиф понимает, что его моральное право на гнев против братьев тает, как первый снег. Что ему никуда не деться от детей Лии. Что они таки его братья. Какие ни есть.

И прощает он их даже не ради земного отца (на которого он, похоже, таки обижается из-за того, что Иаков завел себе две жены), а ради Небесного Отца всех человеков:

Быт.45:4 я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; 5 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни.

Нет ничего естественного в сохранении отношений. В мире греха отношения могут сохраняться только за счет зрелых решений по воле Божьей. Простить ближнего ради Бога — вот надежда и для жертв, и для палачей наших житейских драм.

Максим Балаклицкий

Рубрика: Библейские исследования, Образ жизни, Семья


Комментарии (2):

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2016
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.