Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 13. Уроки Иеремии

24-12-2015, комментария 4

урок 13уроки иеремияиерррррВ книге пророка Иеремии мы видим, как израильтяне пытаются отмежеваться от Бога и сами пытаются справиться со своими проблемами. Бог привел их в землю, где течет молоко и мед, только для того, чтобы потом увидеть, как они крадут, убивают и предают Его и друг друга, не страшась последствий (Иер.7:9-10)? Но Он, тем не менее, терпит их и, не оставляя без будущности и надежды, говорит:

«Вот, наступают дни, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» (Иер.23:5). Это наш памятный текст.

На этой неделе мы рассмотрим некоторые уроки, которые мы можем извлечь из откровения Божьей любви к Своему народу даже в условиях грозного предупреждения о том, к чему могут привести их действия.

I Воспитательный метод Бога

Прочитаем текст Писания:

9 Поэтому Я еще буду судиться с вами, говорит Господь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться.

10 Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что-нибудь подобное сему?

11 Переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает.

12 Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь.

13 Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды (Иер.2:9-13).

Давайте вспомним, что время царя Иосии, когда, очевидно, произнесено было Иеремией это пророчество, могло быть временем относительного духовного благополучия, хотя религиозная реформа Иосии, по всей видимости, не коснулась глубин народного сознания, но все-таки она была в действии. Однако и тогда еврейский народ, который до реформы, когда духовный блуд не был запрещен законом, изо дня в день грубо попирал полученные им откровения Божии, продолжал обращаться к идолам, все еще доверяя им. За это, возвещает Господь устами Иеремии, Я еще буду судиться с вами и с сыновьями сыновей ваших, т. е. наказывать вас с целью пробудить в вас раскаяние.

Иеремия беспощадно обличает народ, который полагает, что можно одновременно служить и живому Богу и идолам. Удивительное и страшное делается в этой стране, воскликнет он позже (5:30), подразумевая именно эту порочную практику, которая получила название религиозного синкретизма. Народ, которому нравится такое (5:31), стоит ниже язычников, с горечью констатирует пророк, предлагая соплеменникам «поучиться» у них.

Они-то хранят верность своим истуканам, а Израиль, удостоенный особого откровения от единственного истинного Бога, неверен Ему, несмотря на все доказательства Его любви, на все Его благодеяния. Под «островами Хиттимскими» понимались как о. Кипр, так и все населенные земли, лежавшие на запад от Палестины. Кидар (название кочевого племени, потомков Исмаила) символизирует тут обитателей земель, простиравшихся на восток от Палестины.

Мой народ променял славу свою (т. е. Бога своего) на то, что не помогает (на идолов).

Сердце человеческое не терпит пустоты. Отрекшись в сердце своем от Бога, иудеи заполнили образовавшуюся пустоту ложной верой в идолов. Иеремия говорит об этом на языке образов, понятных его слушателям. Оставив Господа, они отказались от источника воды живой, т. е. от ключевой проточной воды, и высекли себе водоемы для сбора дождевой воды. Не говоря уже о скверном вкусе ее, по сравнению с ключевой, вода, собранная в водоемах, не была надежной, и потому, что дождей не всегда выпадало достаточно, и потому, что, неумело обложенные камнями, такие водоемы пропускали воду, не удерживали ее. Прозрачная аллегория! Не явная ли это глупость — отказываться от питательной воды, постоянно бьющей из источника, ради той сомнительной, которая застаивается или превращается в жалкие лужицы в «разбитых водоемах»!

Если характер Бога поставлен на карту в Великой борьбе, то Иеремия ясно говорит в начале своей книги, что восстание иудеев основывается на их неправильном понимании Божьего характера. В Иер.2:11–13 мы читаем центральную весть пророка: Иудея (а ранее весь Израиль) променяла Божью славу на тщеславие (ст. 11). Еврейское слово «кабод» — «слава» в отношении Бога означает Его присутствие в храме время от времени (например, Исх.16:10), и особенно когда Бог наполняет храм, выражая тем самым желание обитать среди людей и исполнять его Своим присутствием.

Израиль (Иудея) поменяли Божье постоянное присутствие на обрядовую пустоту или «источник воды живой» на «разбитые водоемы». Какой ужасный выбор! Живая вода в Библии — это христологический прообраз (см. Исх.17:6), так же как и метафора о спасении (см. Иоан.4:10–14). Она указывает на присущие Богу черты характера. Он желает спасти нас, защитить и наполнить нас Своим непрестанным присутствием. Бог открыл Себя через Иеремию, о чем мы читаем в самом начале книги. На что бы мы ни пытались променять Бога, мы всегда останемся в проигрыше.

Многие родители оказываются в такой же ситуации, что и Бог в книге Иеремии. Они любят своих детей и хотят для них самое лучшее. Но дети не желают следовать их советам. Это ставит родителей перед дилеммой. С одной стороны, они знают, что возможность учиться на своих ошибках — важный аспект процесса взросления. Дети не смогут повзрослеть, если будут лишены свободы выбора. Возможно, лучше всего — отойти в сторону и надеяться, что они вернутся домой подобно тому, как это сделал блудный сын (Лк.15:11–32). С другой стороны, ситуация может настолько ухудшиться, что родителям придется вмешаться. Возможно, их детям грозят проблемы с наркотиками или существует риск суицида. Может быть, они настолько грубо ведут себя дома, что разрушают семью. Вспоминая свое мятежное детство, одна журналистка называет такую ситуацию «совершенным родительским кошмаром»: кажется, что всего за одну ночь ваш любимый ребенок превращается в неконтролируемого, наркозависимого, враждебного подростка. Именно это случилось в семье психоаналитиков Филлис и Дэвида Йорков. Успешно консультируя других людей, они оказались не готовы к буйному поведению своего собственного ребенка. В их ситуации простого понимания со стороны родителей было недостаточно. Они почувствовали, что пора принимать меры и попытаться решить проблему. Подобную реакцию называют жесткой любовью. Жесткая любовь занимает четкую позицию, устанавливает границы и показывает, что все поступки имеют свои последствия.

В Соединенных Штатах увеличивается количество центров, специализирующихся на проблеме жесткой любви. По оценке журналистки, которую я привел в пример, родители ежегодно отправляют в эти центры от 10 до 20 тысяч подростков. В таких центрах очень строгие правила, система наказаний и что-то наподобие конфронтационной терапии, которая учит подростков быть готовыми решать проблемы со своим поведением. Многие родители подтверждают, что проявление жесткой любви действительно приводит к изменениям. Жесткая любовь является жесткой и для родителей. Бог задается вопросом, не по Его ли вине Израиль так ведет себя: «В чем усмотрели отцы ваши вину Мою перед ними, что так отдалились от Меня, погнались за никчемными идолами и сами никчемными стали?» (Иер.2:5). Он говорит израильтянам: «Посмотрите… содрогнитесь… ужаснитесь» (ст.12) последствиям своего идолопоклонства. Но так как Бог любит их, Он не может просто не обращать внимания на то, что происходит. Бог делает все, что необходимо, чтобы спасти Своих детей, даже если Его методы и жестки.

II Обряды и идолы

Прочитаем текст Писания:

20 Для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне (Иер.6:20).

Формальная религия, выражающаяся через исполнение бессмысленных обрядов, идет рука об руку с идолопоклонством и часто сосуществует с ним в непонятных симбиотических отношениях. Иеремия трижды произносит фразу «храм Господень» возле ворот в дом Господа, который использовался как средство исповедания пустой суррогатной религии. Физическое присутствие храма считалось достаточным, как они думали, для магической защиты от нападения Вавилона. Люди загнали Бога в рамки здания, чтобы при первой необходимости можно было обратиться к Нему. Жизнь и этическое поведение человека не принимались во внимание, хотя на самом деле они не соответствовали принципам Божьего Закона (Иер.7:5–10). Не считалось ужасным и распространение идолопоклонства (Иер.10:1–9), которое процветало даже в храме (Иез.8). Но все это является мертвой религией, ориентированной на дела. Какой контраст Живой воде, изображающей Бога-Творца! И снова повторяю мысль: битва разворачивается вокруг характера Бога.

Библия не упускает возможности показать нам, что Бог верен всегда. Но в книге Иеремии также много говорится о неверности Его народа. Израильтяне никак не могли понять, что же на самом деле значит — любить Бога. Возьмем, к примеру, храм. Для иудеев это было центральное место их поклонения, торжественное напоминание об их особых отношениях с Богом. Но для Бога храм был пустым символом. «Не надейтесь на обманчивые слова: „здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень“» (Иер.7:4). Любовь к Богу — это не слова и дела. Она связана с вещами, намного более глубокими, чем посещение церкви, какой бы привлекательной эта церковь и служение, в ней проходящее, ни были.

Верность Богу — это наша жизнь изо дня в день. Она означает «верно производить суд» (ст.5), не притесняя «иноземца, сироты и вдовы» и не ходя «вослед иных богов» (ст.6). Нет никакого смысла посещать церковь и заявлять о своей любви к Богу, когда наша жизнь свидетельствует об обратном.

Просматривая 10 главу Иеремии, мы видим, что пророчество о вавилонском пленении прерывается, и автор начинает противопоставлять живого истинного Бога бесполезным и пустым идолам. Идолы, это как пустышка для ребенка, она его не кормит, а только утешает и обольщает, что он сосет молоко матери. Бог обращается ко всему дому Израилеву, т. е. и к Северному царству, которое задолго до времени Иеремии было уведено в плен ассирийцами. На примере евреев, уже претерпевших наказание за идолопоклонство, Господь стремился показать тем, которые пока еще в своей земле, насколько это было лишено смыла подражать язычникам и идти по их путям. И на этих путях ставить себя в зависимость от знамений небесных (таких, в частности, как затмения солнца или луны и появление комет), страшась их, как страшатся этих необычных явлений язычники (стих 2).

Устами Своего пророка Господь стремится убедить иудеев во вздорности («пустоте») языческих «уставов» (обычаев). Следует описание изготовления идолов человеческими руками (стихи 3-5); обточенный столп (стих 5) правильнее читать как «огородное пугало». У Кулакова так и переведено: «Эти идолы, как пугало в огороде». Бессильны эти «боги» причинить зло, но и добра от них ждать — нелепо. Лишь единственный истинный Бог – Яхве (Иегова) достоин благоговейного поклонения, а обольщение тем, что божки, изготовленные самим человеком, способны творить добро или зло – это пустое обольщение.

На украшение идолов шло серебро, поставлявшееся из Фарсиса (предположительно южная Испания), и золото, привезенное из Уфаза (полагают, что это одно из названий Офира, «аравийской страны»); гиацинт и пурпур (стих 9) — это синий и красный цвета (одежды).

В стихе 14 «безумством» провозглашаются «знания», которыми руководились идолопоклонники: их лишенные духа (в значении «безжизненные») истуканы, которых они сами изготовляют из дерева и выплавляют из металлов, лишь позорят их. Они предаются «делу заблуждения», плоды которого (идолы всяческого рода) исчезнут, когда истинный Бог явит Себя в полноте силы Своей и Своего величия.

Итак, что же может почерпнуть из этой книги современный читатель и мы, изучающие эту книгу? Нам пора уже подойти к этому вопросу, так как пророчество Иеремии уже позади и пора подвести какой-то итог. Информация о том, с чем пришлось столкнуться Иеремии в свое время, может быть ответом на этот вопрос. В книге Иеремии показывается, как трудно бывает отделить религию от политики. Иеремия происходил из семьи священников, проживавшей в городе Анафофе. Эти священники были верны завету с Господом, однако у них были сложные отношения с царем в Иерусалиме. Они отказывались платить навязанные им налоги и считали, что царский двор живет расточительно и погряз во взяточничестве. Большую часть жизни Иеремии Иерусалим был центром идолопоклонничества и преклонения перед иноземными правителями и их развращенным образом жизни. В свете этого переплетения религии и политики содержание книги приобретает современное звучание. Еще одна тема, затрагиваемая пророком, — это идолопоклонство. Ваал и Астарта были наиболее известными божествами, которым поклонялись в Ханаане, а в Вавилоне существовал культ Мардука, осужденный Иеремией (50:1-2). Эти идолы стоили очень дорого и были отлиты из привезенного из других стран серебра и золота. Но в Божьем понимании они не имели никакой ценности и силы. Поэтому Иеремия сказал, что эти боги «исчезнут с земли и из-под небес» (Иер.10:11). Интересно отметить, что этот стих написан на арамейском, а не на еврейском, как почти весь Ветхий Завет. Очевидно, что сам Иеремия, либо писец позднее, захотели более распространенным языком передать, что никакая показная, ложная идеология не может сравниться с единственным, истинным, Всемогущим, пусть и невидимым Богом-Творцом, Который после тьмы греха и войны обещает свет и новую жизнь. Эти слова, произнесенные Богом, более чем что-либо еще призывают каждого «наследующего царство хранить око чистым и идти с высоко поднятой головой».

III Обетования из книги Иеремии

Прочитаем текст Писания:

33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.

34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа «, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.

35 Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф — имя Ему.

36 Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда (Иер.31:33-36).

Жизнь Иеремии мало напоминает историю успешного человека. Он был беден, от него отвернулись все, даже друзья и семья. Кроме того, он стал свидетелем разрушения Иерусалима, о котором сам же произнес пророчество, но которое был не в силах предотвратить. Книга Иеремии — это свидетельство того, как мы можем быть верными Богу, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства. В ней можно найти множество обетований, на которые имеем право и мы.

Обещание позаботиться о нас. Наши проблемы могут показаться ничтожными по сравнению с бедами Иеремии. Но Божье удивительное обетование относится ко всем нам: «Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя» (Иер.1:19).

Обещание ответить на наши вопросы. У Иеремии было достаточно веры, чтобы рассказать Богу о своих тревогах. «Почему путь нечестивых благоуспешен и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их» (Иер.12:1-2). Бог отвечает: «Пшеницу они посеяли, но жать пришлось тернии. Изнуряли себя без проку. Стыдитесь же! Ваш урожай — яростный гнев Господень» (Иер.12:13, перевод Кулакова). Хотя нам недоступно знание о будущем, мы можем быть уверены в том, что у Бога есть ответы на сложные вопросы, которые мы задаем Ему. Чтобы узнать эти ответы, нам нужно заключить новый завет, а затем молить Его о прощении.

Обещание нового завета. Книга Иеремии непреклонна в том, что касается последствий греха, но средоточием ее является обетование о Мессии: «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: „Господь оправдание наше!“» (Иер.23:5-6). Пришествие Мессии напрямую связано с обетованием о новом завете, когда Он напишет Свой закон на наших сердцах (Иер.31:33-34).

Обещание простить. Если мы вдруг почувствуем, что Бог отвергает нас из-за наших грехов, надо вспомнить, что Он обещал израильтянам: «Если небо может быть измерено вверху и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь» (Иер.31:37). Ничто не может отлучить нас от любви Божьей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы призваны повиноваться Богу. А почему бы и нет? Даже Его Сын Иисус был Ему послушен. Почему от нас должны требовать меньшего? Независимо от разнообразных методов, которые Бог использует, чтобы призывать нас (кого-то быть пророками, кого-то служителями, кого-то целителями), каждый день Он учит, как идти путем, который Он для нас избрал. Подобно Иеремии, мы иногда противимся, не желая идти, несмотря на то, что, ведя нас этими путями, Бог исполняет Свои обещания дать нам спасение. Более того, вечносущая любовь возвеличена до конца в Божьем обетовании о спасении через Иисуса Христа. Изрекая пророчество о Царстве Христа, Иеремия узнал, как и мы сейчас, что Бог любит нас вечной любовью. И так как Он любит нас, повинуясь Ему, мы показываем, что и мы любим Его.

Божьего благословения Вам, братья и сестры! До встречи в Новом году на уроке субботней школы с новой темой.

С уважением, пастор Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа

Комментарии (4):

  • Юрий Тимошенко

    |

    Благодарю и славлю Бога за Ваш, Александр Дмитриевич, благословенный Богом труд. Молюсь за Вас, за всех пастырей и служителей, чтобы святым елеем всегда были преполнены Ваши светильники с избытком, а светильники слушателей активно наполнялись. И чтобы этот святой свет Божьей правды помог нам встретить нашего Господа с чистым любящим преображенным сердцем и с доброй совестью.
    С Новым Годом, Александр Дмитриевич.
    С Новым Годом, братья. Божьих всем Вам добрых благословений и святых совершений в Новом Году. Во имя Господа нашего Иисуса Христа. Аминь!


  • Александр Федорович Серков

    |

    Спасибо, Юрий, за теплые пожелания и поздравление. Божьего всем благословения в Новом году.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"