Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 5. Миссионеры в изгнании

25-07-2015, комментариев 10 Просмотров: 377

Урок - 53 кварталмиссиоооооБог использует всякую возможность для евангелизации населения земли. В древности израильтяне законсервировались в своей нации, и Бог допустил вавилонский плен. А как иначе донести весть о Боге язычникам? Этот урок о том, как пленники стали миссионерами.

Мы имеем памятный текст к этому уроку:

«И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:14).

Что ж, давайте рассмотрим этот урок в трех аспектах:

I Вавилонский плен

Читаем текст Писания:

«В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его.

И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего» (Дан. 1:1-2)

Книга пророка Даниила начинается трагическим сообщением: Вавилон начинает войну против Иерусалима. Чтобы понять, насколько трагичны эти слова, их нужно рассматривать в историческом контексте.

Давайте мысленно перенесемся в 605 год до Р. Хр. Иерусалим, столица Иудейского царства, взята халдеями, а ее жителей переселяют в Вавилон. Немногим более ста лет назад (722 г. до Р. Хр.) подобная участь постигла братское Северное царство, захваченное ассирийцами (4 Цар. 17:4-23), после чего из бывшего великого царства Давида лишь Иудейское государство продолжало сохранять независимость.

Смотря еще дальше вглубь истории, мы видим трагедию разделения потомков Израиля. Вскоре после смерти Соломона царство Давида вследствие восстания оказалось разделенным на две части. Десять колен Севера образовали государство, называвшееся Израиль. А три колена Юга (Иуда, Вениамин и Левий) объединились в государство, называемое Иуда.

Следствием раскола стали случавшиеся время от времени братоубийственные войны между этими двумя царствами. А в целом история Израиля и история Иуды имеют много общих черт. Зажатые между двух сверхдержав той эпохи (Египет — на юге, а на северо-востоке — Ассирия, на смену которой потом пришел Вавилон), как Израиль, так и Иуда часто пытались объединиться с южной державой, чтобы противостоять северной. В конце концов, оба государства постигла одна участь, причем события развивались по сходному сценарию. Заключение союза с югом ускорило их падение.

Иудейское царство, состоявшее из трех остальных колен, просуществовало еще некоторое время, но и оно было сокрушено. Иудеи так же были переселены за то, что заключили союз с Египтом. Однако ситуация в Иудее несколько отличалась от той, что была в Израиле. Теперь вместо ассирийцев в данном районе господствовали вавилоняне. Ассирия к этому времени была сокрушена, и ее столица Ниневия пала в 612 году до Р. Хр. Но испытание, выпавшее на долю иудейских пленников, выходит за рамки их личных судеб. Конец Иудеи означает, по сути дела, конец последних потомков Иакова.

Надвигающийся конец — это не только политическое событие. Он касается избранного народа и поэтому приобретает духовное и глобальное значение. Если исчезает последний Божий свидетель, то в библейской перспективе это ставит под угрозу существование всего мира. Вавилон занял место Иерусалима, и религиозный смысл этой узурпации власти очевиден. В данном тексте трижды подчеркивается, что Навуходоносор перенес сосуды из Божьего храма в свой храм в Вавилоне. И этот факт весьма знаменателен.

«Он (Навуходоносор) отправил их (сосуды) в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего».

Этот стих, передает трагический характер данного события: бог царя Навуходоносора занял место иудейского Бога. Но самое худшее заключается в том, что это произошло как наказание Божье: «И предал Господь в руку его…». Это — исполнение пророчеств, которые были произнесены древними пророками как предостережение и как призыв к покаянию (Ис. 39:5-7; Иер. 20:5).

Было очевидно, что на спасение города не оставалось больше никакой надежды. Стена имела пробоины, ворота были разбиты. Жестокие, безжалостные воины наводняли улицы, направляясь к последнему укрепленному месту на холме, где стоял храм. От горящих зданий высоко поднималось пламя. Крики ужаса сливались со стонами умирающих.

Сотни пленников, связанные и скованные, были приготовлены для долгого и томительного похода — в плен. Князья из царских чертогов вместе с купцами, священниками и ремесленниками, подталкиваемые и подгоняемые победителями, вливались во все возраставшие ряды упавших духом пленников. Золотые сосуды и все драгоценности священных сокровищниц уносились победителями без всякого разбора и без уважения к их святости.

Это был тяжелый день для Иерусалима. Слава отошла от него. С этого времени он должен был в течение долгих лет подчиняться вавилонскому царю.

Скоро по грубому приказу начальников печальная процессия двинулась в путь; взятых в плен отправляли в столицу победителей. Все дальше и дальше шагали они, устало передвигая израненные ноги, страдая душой. Позади они видели только унижение и позор, впереди — страх и ужас. Так двигались они вперед навстречу неизвестному, которое они не без основания считали хуже смерти.

Многие в этой толпе думали, что Бог оставил их. Среди горя и несчастья они начали сомневаться в Его существовании и приходили к выводу, что напрасно служили Ему. Другие, крепко держась своей веры, недоумевали, почему Бог допустил, чтобы их постигло такое ужасное бедствие.

И все же Он был близок к ним, несмотря на несчастье, горе и бедствие. Они не могли видеть Его, но, тем не менее, Он был с ними на всем пути, охраняя их и полагая планы для их освобождения.

II Миссия в плену

Читаем: Даниила 1:3-9

3 И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел

4 отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому.

5 И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя.

6 Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария.

7 И переименовал их начальник евнухов — Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго.

8 Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему.

9 Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов;

Пленники прибыли в Вавилон в 605 году до Р. Хр. и тотчас же были осмотрены чиновниками царя Навуходоносора с целью, найти скрывающиеся среди них таланты. Этот дальновидный правитель имел обыкновение использовать самых способных пленников из покоренных им стран, подготовив их для службы при дворе и правительстве.

Среди немногих, заслуживших царскую милость, были Даниил, Анания, Мисаил и Азария; последние три больше известны под вавилонскими именами, как Седрах, Мисах и Авденаго. Все они как побежденные пережили горькое унижение и ужасную участь пленников; но в душе они остались верными как своей стране, так и своей вере, в которой были воспитаны. Во главе этой маленькой группы стоял Даниил. О нем мы читали: «Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему».

Здесь мы впервые видим благородство характера и величие души этого молодого человека. Как раб, лишенный всех прав и преимуществ, он все же решил не делать ничего против своей совести, чего бы это ему ни стоило. Он был научен отвращаться от всякого рода идолослужения; поэтому он решил не есть и не пить ничего такого, что было посвящено вавилонским богам, независимо от того, как царь может с ним поступить.

С этого начинается неофициальная миссионерская деятельность.

Она начинается с противодействия. Читаем текст Писания:

10 И начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем.

11 Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии:

12 сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья;

13 и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь.

14 Он послушался их в этом и испытывал их десять дней.

15 По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами.

16 Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи.

Если во втором стихе мы читали: «И предал Господь в руку его (Навуходоносора) Иоакима…»; то здесь вновь упоминается имя Божие, но с этими словами связано столько надежд! Здесь сразу видно, что Бог не отказался от Своего народа, но сопровождал его в Вавилон. Медленно, но верно Он все время действовал в их пользу. Он был с ними в светлые дни и теперь, в дни ненастья, старался облегчить их участь.

Даниил и трое его друзей сразу же оказывают противодействие, но делают они это очень деликатно и тактично. Противодействие начинается уже с имен, в которые переименовал их Асфеназ, и как их передал нам Даниил. Если сравнить эти имена с теми, которые встречаются в документах эпохи Навуходоносора, то можно заметить, что в библейском тексте Божественный элемент в составе каждого имени подвергнут искажению.

Вместо имени Валасар Даниил носит имя: Валтасар (добавлена буква «т»). Имя бога звучит как «Валт», вместо «Вал».

Вместо имени Сада-Аку Анания носит имя Седрах. Имя бога Аку сократилось до одной буквы «х».

Вместо имени Мусаллим-Мардук Мисаил носит имя Мисах. Имя бога Мардука сократилось до одной буквы «х».

Вместо имени Арди-Нево Азария носит имя Авденаго. «Авде» — это еврейский перевод вавилонского слова «арди», означающего «служитель». Что касается имени бога Нево, оно изменилось в Наго (буква «бет» заменена буквой «гимель» — следующей буквой еврейского алфавита).

Теперь имена вавилонских богов изменены так, что их трудно узнать. Путем такой лингвистической операции носители данных имен оказывают противодействие царю.

Их решительность не ограничивается лишь изменением имен, но распространяется и на пищу. Даниил реагирует на попытки царя произвести отчуждение пленников. Не желая уподобляться вавилонянам, Даниил намеревается есть и пить не так, как они. Он просит овощи и воду.

Конечно, можно предположить, что этот выбор определяется желанием есть более естественную пищу. Однако побуждения Даниила намного серьезнее просто диетических соображений. Это, прежде всего побуждения религиозного характера. Они проявляются в желании Даниила, как нам сообщает текст, «не оскверняться». Это слово относится к области религии, и мы можем его найти там, где говорится о запрещенной пище (Лев. 11:29-40). Кроме того, сам его выбор говорит именно о религиозных мотивах. Весьма знаменательно, что, называя желаемую еду, Даниил использует выражение, которое напоминает один из стихов из рассказа о творении (Быт. 1:29). Прибегая к тем же самым выражениям, Даниил четко определяет свое отношение к Богу и к царю. Для него Бог — это не царь, но Создатель. Религия Даниила состоит не только из духовных верований и возвышенных идей, она включает в себя также вполне конкретные жизненные правила. Даниил показывает нам, что вера — это не только состояние духа или души, но что она определяет и жизнь тела. Заметим, однако, что Даниил по-прежнему остается «человеком». Он вовсе не аскет. Молодые евреи красивы и имеют отличное здоровье. Их лица совсем не осунулись, как того боялся царский чиновник (1:20). В кратчайший срок — за десять дней — они показали, что можно воздерживаться от мяса и вина без всякого ущерба для здоровья.

Следует обратить внимание и на то, как Даниил ведет себя по отношению к царскому чиновнику. Его религиозные убеждения и забота о здоровье вовсе не делают его надменным или мрачным. Напротив, Даниил обращается к своему начальнику смиренно и «просит» его «о том, чтобы не оскверняться ему» (1:8). Он даже поддерживает с ним отношения дружбы и уважения (1:9). В такой позиции Даниила заключается очень важный урок, над которым следовало бы серьезно задуматься многим людям, стремящимся к святости: святость не исключает человечности, но включает ее в себя. Быть святым — это не означает, что надо противопоставить себя остальным людям и облечься в суровую и осуждающую праведность. Быть святым — не значит жить в уединении, в небрежении о своем теле, в отрыве от реальности и без какой-либо радости в жизни. Ложное представление о набожности породило слишком много исхудалых и угрюмых святых, которые не смеются, не едят и которые сделали религию невыносимой для обычных смертных.

Это был решающий момент в их жизни. Благодаря простому проявлению верности в мелочах, они приобрели опыт, которого иначе никогда бы не приобрели. Отказавшись поступать против совести и пользуясь только чистой и здоровой пищей, они приобрели крепкие тела и ясный ум. В результате этого они могли успешнее учиться и вскоре превзошли всех своих сверстников в понимании «всякой книги и мудрости». А это в свою очередь привело к тому, что они были специально представлены царю Навуходоносору и назначены на высшие ответственные должности в стране.

III Цель, которую нужно достичь

Прочитаем текст Писания:

«Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством» (Дан.6:3).

Как должны были иудеи вести себя в изгнании? Им следовало показать свою индивидуальность как иудейского народа, но не посредством превосходства над другими. Говоря о переселении иудеев в Вавилон, Бог не просит их создавать иудейскую диаспору, спрятанную от вавилонского общества. Мы читаем:

«И заботьтесь о благосостоянии (שָׂלוֹם — шалом) города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии (שָׂלוֹם — шалом) его и вам будет мир (שָׂלוֹם — шалом)» (Иер.29:7).

Еврейское слово (שָׂלוֹם — шалом) имеет несколько значений: «благосостояние», «мир», «благоденствие», «здоровье», «безопасность», «дружелюбие». Бог поручает переселенцам работать и молиться для того, чтобы в Вавилоне был שָׂלוֹם — шалом. Мы видим, как это повеление исполняется в жизни Даниила и его друзей. Оставаясь верными своим убеждениям и наследию, они участвуют в гражданской и политической жизни Вавилона. Даниил заботится о процветании нескольких вавилонских царей, истолковывая их сны и передавая им вести от Бога.

Однажды произошел случай, который выделил Седраха, Мисаха и Авденаго среди людей, стоящих на поле Деир. Даниилу пришлось провозгласить о своей вере благодаря молитве перед открытым окном. А вот каким образом мы можем сегодня выделяться или же смешиваться с обществом? По каким внешним признакам можно сказать, что адвентисты седьмого дня — это люди, живущие в изгнании?

Чудесное спасение трех юношей из огненной печи произвело сильное впечатление на царя Навуходоносора, и он изменил свое прежнее ошибочное мнение о Боге евреев. Теперь Навуходоносор прославлял величие Бога, публично заявляя, что именно Бог евреев спас почитающих Его. Он даже издал указ, чтобы каждого, кто не почтит этого Бога, приговаривали к смерти (Дан. 3:29). Его признание показывает, что он немного продвинулся в понимании Бога.

Даниил и его друзья остались верными Богу, несмотря на угрожающие обстоятельства. Они следовали Его воле и не поколебались, несмотря на то, что приказывали им делать начальники и цари. Поэтому Бог проявил к ним милость и спас их от смерти. Отличный повод для свидетельства!

Мы не сможем свидетельствовать о Боге другим, если сами не знаем Его. Даниил и его друзья были пленниками в стране, где царили идолопоклонство, блуд и беззаконие. Но Бог поместил их туда не просто так. Они должны были свидетельствовать тем, кто сбился с пути. Бог постоянно занят спасением людей для вечности. Как бы банально это ни звучало, но это правда, потому что Он хочет спасти всех от грехов.

Изгнание — болезненная тема для иудеев на протяжении всей истории этого народа. Но Бог этим желал что-то достичь, как по отношению к вавилонянам так и к пленным иудеям.

В Библии есть множество рассказов о миссионерах. Каждый из них имеет уникальную историю своего призвания. У каждого — уникальный характер и история жизни. Мы в одном из уроков говорили и об Аврааме, как миссионере, и о той служанке, которая находясь в плену, свидетельствовала о своей вере в Бога и Его пророков. Миссионер, это тот, который не ставит пределы в своем служении, он пойдет даже в самую далекую точку земли, исполняя Божью волю.

Иона, Павел, Петр, Есфирь и Илия — вот примеры миссионеров, повинующихся Божьему призыву и обращающих к Богу людей, которые в противном случае могли бы погибнуть. Хотите ли вы откликнуться на Божий призыв?

В Новом Завете христиане изображаются странниками на чужой земле, или, как написал Петр, «пришельцами и странниками» в этом мире (1Пет.2:11). Апостол Иоанн предупреждает нас не любить мир и того, что в мире ( 1Иоан.2:15). Иаков приравнивает дружбу с миром к вражде против Бога. Павел цитирует Исаию: «Выйдите из среды их и отделитесь» (2Кор 6:17).

Однако Иисус говорит, что хотя мы не из этого мира, но должны оставаться в нем. Это означает тщательно охранять наше духовное наследие и истину, данную нам Богом (1Тим.3:14; 6:20). Молитва была неотъемлемой частью личности и служения Даниила. Он благодарил Бога (6:10), просил Его о помощи (6:11), исповедовался (9:5–11), молился за свою родину (9:16–19) или просил у Бога истолкования снов царей.

Стоит ли нам следовать их примеру? Я думаю – да. Дух Иисуса должен пронизывать душу работника; только доброжелательные, сочувственные слова, отражающие бескорыстную любовь, способны разрушить барьеры гордости и эгоизма и показать неверующим, что в нас пребывает любовь Христа. И тогда истина найдет путь к сердцам людей.

Нам нужно больше Духа Христова, и меньше, как можно меньше эгоизма и собственных амбиций, которые могут возвести между нами и нашими друзьями высокие стены. Мы сможем сделать значительно больше, если разрушим эти барьеры и откроем благодать Христа в нашей жизни. В жизни каждого человека есть цель. Эта цель — делиться с другими любовью Христа, рассказывать им о Его смерти ради них и учить их, как стать Его учениками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы часто чувствуем себя разделенными с Богом, пренебрегаем или забываем свою миссию. У этой миссии есть три грани: прославить Бога, возблагодарить Его за то, что Он послал на землю Своего единственного Сына, Который умер ради нас, а также поделиться этой доброй вестью спасения с другими. Миссия Иисуса — быть нашим Спасителем. Он оставил Свое могущество и авторитет на небесах и пришел на землю, чтобы показать нам путь к вечной жизни, избрав для Себя жертвенную смерть. Он — наша надежда и наше будущее. Этот мир — не наш родной дом, мы здесь, пока не наступит Царство Иисуса Христа. Мы должны ежедневно посвящать себя Иисусу, чтобы быть твердыми в нашей миссии, как Он. Мы должны продолжать распространять Евангелие.

Жизнь Даниила и его друзей — это образец того, как нужно жить в секулярном обществе. Подумаем, как лично мы можем свидетельствовать в тех обстоятельствах, в которых мы находимся. Это и будет тот вклад, который мы вложим в миссию, возложенную на церковь.

Пастор Александр Серков

Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа


Комментарии (10):

  • Максим Балаклицкий

    |

    благодарность Господу за комментарии брата Серкова.

    два момента для дискуссии:

    Момент первый.

    В древности израильтяне законсервировались в своей нации, и Бог допустил вавилонский плен. А как иначе донести весть о Боге язычникам?

    где Библия называет «консервацию в своей нации» как причину вавилонского плена? разве недонесение язычникам вести о Боге, а не идолопоклонство, было основной проблемой еврейского народа периода Первого Храма?

    9 из 12 наций были незадолго до этого плена сметены ассирийским нашествием как раз по противоположной причине — недооценке тех преимуществ перед язычниками, которые давал им статус Божьего народа и жизнь согласно заповедей Творца. если ты считаешь другие народы выше себя, то будешь учиться у них, перенимать их привычки и образ жизни.

    классический пример такой некритичной открытости вопреки Торе — правление Соломона. там мы видим евреев, дружащих с язычниками. это и торговые связи, и политические союзы, и смешанные браки. я не вижу в Торе запрета на торговлю с другими народами, а вот политические и брачные союзы с ханаанеями запрещены четко и многократно:

    Исх.23:22 Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих.
    23 Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их:
    24 то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их:
    25 служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни.
    26 Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным.
    27 Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих;
    28 пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Евеев, Хананеев и Хеттеев;
    29 не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые:
    30 мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей.
    31 Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки; ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего;
    32 не заключай союза ни с ними, ни с богами их;
    33 не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью.

    хотя и (особенно международная) торговля не закладывалась Торой в основание израильской экономики. народ Божий был призван зависеть единственно от своего Творца — в этом был главный смысл Исхода.

    теперь смотрим, в чем каялись возвратившиеся из вавилонского плена евреи и что пытались исправить, чтобы не допустить новый плен.

    Соломон широко использовал стройматериалы и помощь специалистов тирского царя Хирама при постройке Храма. с ним он заключил союз, имел совместный бизнес — морскую торговлю (3Цар.5-10). началась эта дружба и сотрудничество с того, что Хирам отправил Соломону делегацию, чтобы поздравить израильского царя с восшествием на престол. т.е. Хирам, бывший другом и партнером еще Давида (2Цар.5:11), сделал первый шаг к союзу и с Соломоном. как известно, мудрый Соломон доцарствовал до того, что после его смерти его царство распалось на северный Израиль (9 колен) и южную Иудею (колена Иуды, Вениамина и Симеона). северное царство деградировало семимильными шагами и никогда не вернулось из ассирийской депортации, растворившись в той языческой среде, к которой столетиями стремилось всей душой.

    как вернувшиеся из плена иудеи пытаются не стать на ту же дорожку?

    они затевают строить Храм — и соседний народ (самаритяне) — также (как ранее Хирам) делают шаг вперед: предлагают… свою помощь. реакция евреев?

    Езд.4:3 И сказал им Зоровавель и Иисус и прочие главы поколений Израильских: не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить [дом] Господу, Богу Израилеву, как повелел нам царь Кир, царь Персидский.
    4 И стал народ земли той ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении;
    5 и подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их, во все дни Кира, царя Персидского, и до царствования Дария, царя Персидского.

    поссорились с самаритянами сами евреи, хотя самаритяне ничего плохого им не сделали. в результате возник конфликт, самаритяне написали кляузу персидским царям, и постройка Храма застропорилась на десяток лет (Езд.4).

    вот в каком контексте видели себя переселенцы:

    Езд.6:21 И ели сыны Израилевы, возвратившиеся из переселения, и все отделившиеся к ним от нечистоты народов земли, чтобы прибегать к Господу Богу Израилеву.

    на иврите «народы» звучит «гои́м». отсюда производное слово «гой» — т.е. нееврей. языческий — это народный, от славянского «язык», т.е. народ. итак, всё, что не еврейское — по определению языческое. весьма неглупый вывод, надо заметить.

    собирались ли они церемониться с соседями? нисколько.

    Езд.7:25 Ты же, Ездра, по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей, поставь правителей и судей, чтоб они судили весь народ за рекою, — всех знающих законы Бога твоего, а кто не знает, тех учите.
    26 Кто же не будет исполнять закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть производят суд, на смерть ли, или на изгнание, или на денежную пеню, или на заключение в темницу.

    а вот как Ездра реагирует на известие о смешанных браках среди евреев:

    Езд.9:1 По окончании сего, подошли ко мне начальствующие и сказали: народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев,
    2 потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое с народами иноплеменными, и притом рука знатнейших и главнейших была в сем беззаконии первою.
    3 Услышав это слово, я разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою и рвал волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печальный.
    4 Тогда собрались ко мне все, убоявшиеся слов Бога Израилева по причине преступления переселенцев, и я сидел в печали до вечерней жертвы.

    молитва Ездры в дальнейших стихах содержит много весьма жестких выражений по поводу таких браков. ну например такое:

    Езд.9:14 неужели мы опять будем нарушать заповеди Твои и вступать в родство с этими отвратительными народами?

    но слезами дело не закончилось — собрали Синедрион (суд) и постановили таковым семьям навязать «выбор»: РАЗВОД либо ИЗГНАНИЕ:

    Езд.10:8 а кто не придет чрез три дня, на все имение того, по определению начальствующих и старейшин, будет положено заклятие, и сам он будет отлучен от общества переселенцев.

    достаточно аргументов? как известно, Неемия сюда добавит еще и политические рычаги вплоть до раздачи оружия со словами:

    Неем.4:14 И осмотрел я, и стал, и сказал знатнейшим и начальствующим и прочему народу: не бойтесь их; помните Господа великого и страшного и сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жен своих и за домы свои.

    так что, Богу не были до́роги язычники? были, еще и как. вопрос лишь в том, что нельзя навязывать схему новозаветной миссии древнему Израилю. Тора никогда не призывала евреев куда-то идти с проповедью. всякий принудительный выход за пределы Ханаана Тора связывает исключительно с изгнанием за отступление от Божьего Закона:

    Вт.28:25 Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли.

    предыдущий урок по истории Ионы в «урочнике» говорил четко: задача евреев была жить свято, чтобы Господь так, благословляя возвысил их народ, что народы бы сами «потекли на гору Господню» (Ис.2:2).

    какой вывод для церкви? миссионерское рвение без исполнения Закона Иисус оценивает вот так:

    Матф.23:15 Горе вам НАПРИМЕР, ХРИСТИАНЕ лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

    Момент второй.

    Жизнь Даниила и его друзей — это образец того, как нужно жить в секулярном обществе.

    секулярный — значит светский. может, это и образец. но почему в светском, если Вавилон и Мидо-Персия были крайне религиозными державами? мне кажется, речь идет о путях противостоянии еврейского меньшинства языческой диктатуре.

    ведь и секулярные общества бывают совершенно разными. есть воинствующие диктатуры типа СССР, есть издавна чтущие религиозную свободу страны типа Австралии и США. и специфика веры во Христа в СССР 1936 года и в США в тот же год была совершенно разной. я бы сказал, что это были разные измерения.


  • Александр Серков

    |

    Максиму:

    Давайте, Максим, проанализируем два момента, которые Вы привели. Начнем со второго. Вы приводите мои слова: «Жизнь Даниила и его друзей — это образец того, как нужно жить в секулярном обществе». Не согласившись с этой формулировкой, Вы пишите: «Секулярный — значит светский. может, это и образец. но почему в светском, если Вавилон и Мидо-Персия были крайне религиозными державами?» А почему Вы считаете, что если общество религиозное, оно не может быть секулярным? Сегодня общество, в котором мы живем, религиозное, спросите любого, верит ли он в Бога, он ответит: ДА. Но разве это религиозное общество в быту не секуляризируется? Роскошные дома, машины, богатство, одним словом: уютный быт, но при религиозном обществе. А почему тогда адвентистов призывают не иметь склонность к секуляризации, разве адвентисты – не религиозное общество? Понимаете, религиозное общество, но оно может иметь склонность к секуляризации.

    Видя, как секулярное общество воздействует на нашу веру, мы вынуждены самым серьезным образом рассмотреть вопрос о том, как, живя в секулярном мире, поддерживать ее. Как нам, адвентистам, поддерживать прочную связь с Богом, если наши соседи, друзья и даже члены семьи ведут жизнь, всецело подчиненную секулярным интересам? Хотя в библейские времена на земле не существовало абсолютно секулярной среды, в Библии есть повествования о том, как тот или иной персонаж отвечал требованиям Божьим в любых обстоятельствах жизни. Согласно контекста данной темы, это были четыре юноши, попавшие в вавилонский плен. Хотя Вавилон имел свою языческую религию, но разве жители Вавилона не вели жизнь по двойным стандартам? Они что, целыми днями кланялись своим богам? Они также, как и люди сегодня, будучи внешне религиозными, могли предаваться пьянству и «утопать» в роскоши этой мирской жизни. Вот Вам и религиозное общество, вот Вам и секуляризация при религиозном обществе. Но юноши оставались верными Богу. Да, они попали не в полностью секулярное, а в религиозное общество, но это пример нам, как нужно нам жить, пусть тоже в религиозном мире, но все же в секулярном обществе.

    Если взять тот момент, когда был призыв выйти из Вавилона чтобы восстанавливать Иерусалим и храм Богу, многие просто не захотели выходить из Вавилона. Они что, «приросли» к вавилонской религии? Может кто-то да, но многие просто «обросли» своими домами, хозяйством, одним словом, адаптировались к хорошей материальной жизни. Им не нужны были ни вавилонские божества, но и от Бога Израиля они отошли. Разве это не секуляризация?

    Вы пишите, что секулярные общества бывают разными и приводите в пример СССР. А Вы знаете, что в СССР тоже была религия. Они тоже во что-то верили. В светлое будущее на земле, например, Никита Хрущев пророчествовал, что коммунизм будет уже в 1980 году. Вот что пишет Бердяев:

    «Социалистическое государство есть не секулярное, а вероисповедное государство, подобно государству католическому, в нем есть господствующее вероисповедание, и полнотой прав обладают лишь те, которые принадлежат к этому господствующему вероисповеданию» (Н. А. Бердяев, «Миросозерцание Достоевского», 1923 г.).

    А господствующее вероисповедание тоже имела своих богов, сначала живых, потом мертвых, и ходили толпами к ним на поклонение. Вот Вам и разные измерения.

    Момент первый. Вы приводите мои слова и подвергаете их сомнению. Вот они:
    «В древности израильтяне законсервировались в своей нации, и Бог допустил вавилонский плен. А как иначе донести весть о Боге язычникам?»

    Надеюсь, Вы не против консервации? Не считали ли они, что их нация привилегированная, что спасение только в Израиле? Не считали ли они язычников псами? А Вы хорошо усвоили урок про Авраама, потомство которого Бог избрал для чего? Быть светом для язычников. Да, вместо того, чтобы быть светом язычникам, они сами впали в идолопоклонство. Да, причина плена была и идолопоклонство, но не только, и нежелание быть светом миру. Но тема у нас сейчас не об идолопоклонстве, а о МИССИОНЕРСТВЕ, и мы говорим именно об этом.

    Вы пишите, что: Предыдущий урок по истории Ионы в «урочнике» говорил четко: задача евреев была жить свято, чтобы Господь так, благословляя возвысил их народ, что народы бы сами «потекли на гору Господню» (Ис.2:2). Скажите, а как Вы понимаете слова, что люди сами «потекут на гору Господню»? А для чего тогда Бог посылал Иону в Ниневию, пусть сами и текли бы на гору Господню. А зачем Бог допустил, чтобы девочка попала в плен к Нееману, пусть сам бы и узнавал, что там у Израильтян есть пророк, который может его исцелить. А зачем вообще мы изучаем в этот квартал тему МИССИОНЕРЫ, если миссионеры должны были быть только в Новом Завете?

    А с каких побуждений фарисеи тогда обходили море и сушу с миссионерской целью? В чем их проблема, в том, что они миссионерским делом занимались или в том, что они обращали язычников и делали их хуже себя в двое? История свидетельствует, что иудейская религия имела распространенное влияние в Римской империи во время Христа. Древние летописцы сообщают, что имелись тысячи обращенных в Иудейскую веру. Некоторые из них стали Евреями и проводили свою жизнь в соответствии со всеми требованиями Иудейской обрядности. Они, прежде всего, обучались, затем крестились, и, наконец, от них требовалось принесение жертвы в Иерусалимском храме. Все мужчины были обрезаны в знак принятия завета Авраамова. Много большее количество уверовало в живого Бога и служило Ему без участия в Иудейских обрядах. Их называли «обращенными вне врат» или «боящимися Бога». Мы читаем:
    «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? (Рим. 10:14).

    Сами собой никто никуда стекаться не будет без миссионеров. Кто-то должен был и древним, и Новозаветным проповедовать:

    «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр.18:4).


  • Максим Балаклицкий

    |

    Александру Серкову,

    1. секулярное общество — такое, где религия перестает быть частью ГОСУДАРСТВЕННОЙ идеологии, т.е. перестает быть обязательной. за нарушение религиозных догм не карает государственный силовой аппарат. СССР был квазирелигиозным государством. Ленин был типичным идолом. и за «осквернение» коммунистических «святынь» государство жестоко мстило. но, например, религиозную нетерпимость коммунисты изжили. и те же погромы прекратила именно революция 1917 года. так что тут нам надо четко эти вещи различать.

    неправильно измерять религиозность (только) аскетикой.

    по моему убеждению, говорить о какой-то секуляризации можно лишь со времен Римской империи. вот Павел в Риме — это уже миссионер в секулярной среде. но никак не юноши в огненной печи и Даниил во львином рву.

    2. у Израиля была миссия: жить так, чтобы ПРИШЛИ САМИ. что и начало быть при Соломоне, но…

    так вот я ставлю вопрос: если ты лично не живешь по своим убеждениям, лучше тебе вообще молчать, чем проповедовать такое «хромое» Евангелие. надо всегда проповедовать в первую очередь себе. католики обращали целые страны — Китай, Японию, Южную Америку. и шо? а почему? мне кажется, ответ ясен


  • Максим Балаклицкий

    |

    Александру Серкову,

    простите, Павел в Афинах — это уже миссионер в секулярной среде.

    древний Израиль был расположен в зоне наибольшей плотности торговых путей тогдашнего мира (карта здесь https://www.youtube.com/watch?v=HW3SkluZW9c&list=PLUMsKzNce5Zrdk2sf5SP4niWYVmUcZcek&index=1) и по его земле проходили все завоеватели с юга на север и наоборот. по другим причинам люди тогда не перемещались.


  • Александр Серков

    |

    Максиму Балаклицкому:

    Я знаю, что территория Израиля находилась на торговом пути. Если вся миссионерская деятельность заключалась в том, что купцы проходили через них и помимо торговых сделок становились прозелитами, то зачем мы вообще проходим эти уроки МИССИОНЕРЫ? И этот урок — ИЗГНАННИКИ — МИССИОНЕРЫ?


  • Максим Балаклицкий

    |

    да была там миссия. я лишь уточняю, что ее методы отличались от новозаветной миссии, потому что там всё имело значение: ментальность, география, национальность, культура — всё то, что окажется второстепенным в Новом завете.

    разве заинтересовать своей верой всегда более сильных, культурно и технологически развитых соседей — это просто? это катастрофически сложно.


  • Максим Балаклицкий

    |

    все мы постоянно контачим по разным поводам с сотнями людей. и что — многих покрестили? так и с Израилем было.


  • Александр Серков

    |

    Максиму Балаклицкому:

    все мы постоянно контачим по разным поводам с сотнями людей. и что — многих покрестили? так и с Израилем было.

    Вот мы и пришли снова к тому, от чего отталкивались: Торговый контакт сделал не торговцев прозелитами, а израильтян — поклонниками идолов. Бог через пророков побуждал и народ покаяться, и пророков Он посылал с вестью к язычникам. Яркий пример тому история, связанная с Ионой. Или можно прочитать Исаию или Иезекииля. Вот, например:
    «Сын человеческий! произнеси плачевную песнь о царе Тирском, и скажи ему: так говорит Господь Иегова: ты, печать совершенства, полный мудрости, и совершенный красотою» (Иез. 28:12).
    В плену верные Богу также контачили с язычниками и были свидетелями живого Бога. А неверные и дома, и в плену оставались неверными.

    Вот так и наш базарный и бытовой контакт с соседями мало что даст, если контакт не будет переведен на рельсы свидетельства о Боге.


  • Максим Балаклицкий

    |

    Александру Серкову,

    с последним комментарием полностью согласен.


  • Михаил

    |

    Александр Серков

    В древности израильтяне законсервировались в своей нации, и Бог допустил вавилонский плен. А как иначе донести весть о Боге язычникам?

    Ныне христиане законсервировались в «юродстве проповеди», не допуская до своих ушей даже Судов Христовых, что могло бы их освободить от антихриста.
    Видимо, их ожидает судьба иудеев, в свое время отвергших Христа.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2016
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.