«Наша работа не касалась сердца ребёнка. Теперь все по-другому…» Как работает межконфессиональный проект наставничества сирот

05-06-2015, Комментариев нет

0QDC3_4drm4Рассказывает Татьяна Иордан, координатор проекта «Одна надежда» в Адвентистской церкви в Украине

-Основателем этого проекта в Украине можно считать Николая Кулебу, уполномоченного Президента Украины по правам ребёнка. Пять лет назад Кулеба возглавил службу Госадминистрации по детям. Он понял проблему: сироты-дети усыновляются с разным успехом, но точно без внимания остаются сироты-подростки. Нашли спонсора из Англии. Это мультимиллионер, вкладывает средства в различные благотворительные проекты не только по сиротству.

Первое условие – руководят только практикующие христиане, благотворительный фонд « В кругу друзей» (cofriends.org.ua). Он занимается проблемой сиротства. Все, кто занимается в Украине сиротством, съехались для обмена опытом на третий или второй год (эта конференция проходила раз в год). Альянс «Украина без сирот» предложил: «А давайте мы эту конференцию поднимем на государственный уровень». Этой конференцией заведует Альянс «Украина без сирот» совместно с фондом Cofriends.

Когда я узнала об этом проекте, поняла, что его нужно взять в адвентистскую церковь в Украине. Мы переняли их методологию. Они нас обеспечивают афишами, плакатами, материалами, книгами, рабочими тетрадями для наставника, канцтоварами, дают командировочные на проезд и питание, когда проводим тренинг в других городах. Мы ведём отчёты, формируем круг наставников и сопровождаем их в регионах.

-Какие ещё два проекта?

-Первый проект – сайт www.yesheis.com «Он существует». Имеется в виду Бог, Иисус.

Второй проект ? это Проактив-медиа. Это телестудия, снимающая короткие ролики, не оставляющие равнодушными. Например, ролик про суицид. Девочку никто не понимал, родители не занимались, она идёт на мост, чтобы спрыгнуть с него. Но отчётливо слышит внутри голос Бога: Я тебя люблю. Ты нужна Мне». Она останавливается. В конце они добавляют, что, если у вас такая же ситуация, звоните, мы поможем. Их сайт http://zazazu.tv

И третий проект ? наставничество сирот «Одна надежда».

Они не планируют открывать дочерние офисы в других городах. Это накладно по финансам. Но сотрудничают с организациями, которые себя содержат. Если наша церковь будет заинтересована создать в каждом крупном городе филиал этого проекта и спонсировать наставников, я буду только «за». Программа «максимум» идёт в центральном офисе, в регионах ? на волонтёрской основе.

-Сколько тренеров-адвентистов участвуют в этом проекте?

-У нас обучились шесть тренеров. Активных из них три: Таисия Колесник в Киеве, Орест Малыш из Коломыи Ивано-Франковской области и я. Мы ездим по разным городам и проводим тренинги.

-Впервые адвентистская церковь выразила своё согласие на участие в межконфессиональном проекте. Есть документ, подписанный Виктором Алексеенко, что церковь подтверждает свою совместную работу с проектом «Одна надежда». Прокомментируйте это соглашение.

-Когда я попала в этот проект как наставник, я была в восторге. Одно дело приехать в интернат, что-то подарить и уехать. Дети совсем не «открывались», нам не доверяли. Наша группа молодёжи из 25 человек ездили к ним раз в месяц, работа ориентирована на всю группу детей, без индивидуального общения. Я принесла этот проект в свою волонтёрскую группу, рассказала: «Друзья, вы не представляете, насколько это прекрасно, когда ты работаешь с одним ребёнком, а не с целым интернатом». Как Вы думаете, какая часть из 25 человек захотели стать персональным наставником для ребёнка-сироты?

Никто(!) не согласился работать по такой системе. Люди ездят в интернаты к группам, потому что это удобно. Ты не влезаешь детям в душу, не несёшь никакой ответственности за ребёнка, не делаешь это каждую неделю. Я поняла, что 25 волонтёров, которые ездили со мной, не готовы быть наставниками. Я же чётко понимала, что хочу спасать сирот.

Мой руководитель говорит: «У вас такая всемирная церковь. Не хотите вы перенять его и принимать участие?» Я не имею права просто так обзванивать пасторов и рассказывать. Всё нужно делать открыто и официально. Назначила встречу с президентом Украинского униона Виктором Алексеенко. Сделала ему презентацию. Сказала, что благотворительность, которую мы делаем, фактически вредит детям. Мы занимаемся только тем, что покупаем обувь, одежду, кровати, делаем ремонты, концерты. Эта работа не касается сердца ребёнка. Он слушал меня больше часа, задавал много вопросов, особенно относительно создателей этого проекта и подписал договор о том, что Адвентистская церковь сотрудничает с проектом «Одна надежда», пока это не будет противоречить нашему вероучению. Мне выдали эту бумагу на руки, и я поехала в центральный офис представлять директору проекта нашу церковь, что мы хотим этот проект развивать. У меня на руках было официальное согласия для сотрудничества и презентация о нашей церкви. Руководители проекта впечатлены нашей церковью. Что можно почти одновременно донести через пасторов информацию для 50 тысяч членов конфессии. Мы начали сотрудничество. Четыре года для меня это было служением, а теперь стала работой.

Год назад Вы говорили, что Адвентистской церкви организаторы проекта дали испытательный срок.

-На распространение в украинском адвентизме начальной информации об этом служении у меня ушло два месяца. Отклик пошёл по истечении нескольких месяцев. Люди, которые научились и начали работать, делились своим опытом. Начали звонить с просьбой провести тренинги на местах. Через год в апреле 2015 года мы провели в Буче Киевской области конгресс по сиротству. Не смогли за год провести 14 тренингов, как хотел проект. Только десять, хотя это и хороший результат.

-Сколько человек занимается по этому проекту?

-За год обучили наставничеству 123 человека. Это не означает, что все из них присоединены к детям и работают. Среди них есть люди, которые осознали, что это не их служение, что у них не будет времени посещать ребёнка, или у них слабое здоровье, сложности в семье – такие отсеялись. Это примерно треть. Остальные подразделяются на две категории: те, которые уже присоединены и взаимодействуют, и те, которые ещё не присоединены к ребёнку. Тех, кто уже взаимодействует, меньше половины. А остальные пока ожидают от специалистов соединения с ребёнком. Нужно найти детей, договориться с учреждением, познакомиться с этими детьми лидеру группы, по их состоянию подобрать наставников.

-Какого возраста люди уже занимаются с детьми?

-Этот проект мы больше популяризировали через молодёжь. Под опеку наставников попадают подростки от десяти до четырнадцати лет, чтобы им было легче найти общий язык. Хотя берём всех желающих. Я была рада, когда в городе Дубно Ровненской области в тренинге были почти все пенсионеры. У них огромный опыт работы и желание спасти ребёнка-сироту. Есть люди от 18, а в Дубно приходила сестра Тамара, которой за семьдесят, и она жаждет приходить к ребёнку каждую неделю.

А если желающие не могут ездить в большие города?

— В каждом селении есть социальная служба. Можно в неё обратиться, показать свидетельство, что вы прошли тренинг и хотите заниматься с ребёнком-сиротой. Дети-сироты, живущие с бабушкой, скажем, могут быть в каждом селе и городе. Если служба разрешит поговорить с таким опекуном, можно договориться помогать ребёнку, общаться с ним. Если ребёнок мечтал поехать, например, в парк в Кривой Рог, можно позвонить мне. У меня есть Фонд для детей сирот, и я могу выделить деньги, чтобы Вы поехали вместе с ребёнком в Кривой Рог и провели время с ним. Финансы – не вопрос.

— А если дети начинают требовать: «Купи то, купи это»?

— Наставник ? это не спонсор, а человек, который заботится о сердце и душе ребёнка. Он поддерживает ребёнка на эмоциональном уровне и строит с ним доверительные отношения. Нашим наставникам мы практически запрещаем что-либо дарить сиротам. Можно дарить собственноручно изготовленные поделки. У нас есть семинар на полтора часа о манипулировании со стороны детей. Но ты можешь помочь ему заработать на просимый, скажем, телефон. «Если ты хочешь айфон, он стоит пять тысяч гривен, как ты думаешь, ты сейчас сможешь заработать эти деньги?» Он скажет, что не сможет. Предложить подумать, что стоит дешевле. Предложить работу или сказать, что у меня есть, например, 200 гривен, а остальные ему нужно заработать самому. Большинство детей сразу говорят: «Это сложно, не хочу». Но если наставник покажет чёткий путь, как заработать, ребёнок может это сделать. Во-первых, вы научите, что ничего так просто не даётся, во-вторых, ребёнок повысит свою самооценку, в-третьих, этот телефон он будет бережно хранить.

Информацию о наставничестве мы доносим директору интерната и в конце говорим, что не имеем финансов, чтобы спонсировать ваш интернат. Но мы готовы сделать из ваших воспитанников самостоятельных людей. Мы нацелены на развитие и на самореализацию ребёнка. Лидер волонтёрской группы перед тем, как соединять всех детей с наставниками, должен собрать всех детей и сделать им отдельную презентацию. Всё разработано, презентация, тексты есть. Он объясняет, что наставник не спонсор, он не будет покупать всё, что захотят дети. Главное ? помощь в том, чтобы научить вас быть адаптированным в жизни. Вы такого друга хотите? Кто хотел только спонсора, сразу уходят.

-А если у наставника возникнет такое чувство привязанности, что он захочет усыновить ребёнка?

— Точно так, как мы объясняем, что наставник – это не спонсор, добавляем, что наставник ? и не усыновитель. Даём детям понять, что их могут усыновить в другую семью, но наставник не планирует усыновление, он просто ваш друг. Если случится, что наставник пошёл в проект с мыслью, что он потом этого ребёнка усыновит, нужно обращаться в службу по усыновлению. Кстати, если у ребёнка нет статуса сироты, его невозможно усыновить.

-У Вас есть новые наработки, планы?

— Спустя год обучено 135 человек, 70 из которых будут взаимодействовать с детьми. Мы тратим много финансов, сил, чтобы только 70 сирот получили себе наставников. А детей-сирот в Украине 80 тысяч. Сиротами занимаются не только адвентисты. В Украине обучено 1200 людей за пять лет этого проекта. И где-то 600-700 из них работают. Но это мало. Моя мечта относительно нашей церкви – это, чтобы за следующий год у нас обучилось 500 наставников. 500 – это один из ста адвентистов в Украине. На практике это так сложно. Я всё равно мечтаю, чтобы на следующий год было обучено 500 человек. Это означает, что каждый месяц нам нужно проводить по три тренинга. Это мечта, но я знаю, что Богу небезразличны Его дети, Он сказал, что Он защитник сирот. Я верю, что Он нам поможет. Я на коленях вымолила людей, которые пришли в проект. работают.

Мы ввели такое понятие, как «спонсор пары». Многие хотят быть наставником, но нет финансов для того, чтобы ездить в соседнее село, подарить ребёнку шоколадку или посидеть в кафе. И есть много людей, которые желают жертвовать деньги, но у них нет времени заниматься сиротами. Мы соединяем таких людей: один становится наставником ребёнку, а другой даёт наставнику деньги на реализацию его служения.

Вопросы — Алла Шумило

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

(044) 38-39-389

(094) 92-86-389

(063) 49-92-292

Электронный адрес:

ti@onehope.com.ua

Адрес сайта:

www.onehope.com.ua

Информация Вконтакте. Здесь можно познакомиться с новостями по проекту, информацией о месте и времени проведения обучающих семинаров и тренингов в церквах АСД.

http://vk.com/odna_nadezhda_asd


Рубрика: Образ жизни, Педагогика, Семья, Социальное служение, Церковь и общество

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"