Анатомия одиночества

21-03-2015, комментария 3

ОдиночествоОдиночество — очень популярная тема сегодня. Об этом поют песни, сочиняют стихи,читают лекции, снимают фильмы, проводят психологические консультации. Одиночество часто становится причиной алкоголизма, наркомании, асоциального поведения. Фактически, вокруг одиночества как социального и психологического явления создана обширная информационная инфраструктура, обслуживающая одну единственную идею: одиночество — это зло, которое необходимо любой ценой избежать. Нам говорят, что одинокий человек — это всегда несчастный человек, никому ненужный и неинтересный. Для того, чтобы избавиться от одиночества, предлагается целый набор средств, которые так или иначе сводятся к актуализации шаблонов поведения и отношения.

В итоге такого упрощения мы, как правило, наблюдаем явление, которое можно назвать «одиночеством в толпе». У человека появляются вроде как социальные связи, общие интересы, но со временем он осознает, что проблема одиночества для него так и остается неразрешенной. В последнее время проблема «одиночества в толпе» усугубляется привычкой создавать виртуальные взаимоотношения через социальные сети.

Профессиональный устный перевод и синхронный перевод от бюро переводов Translion

Постараемся взглянуть на одиночество с точки зрения духовного мировоззрения, определить причину, по которой люди часто чувствуют одиночество, и почему они пытаются всеми силами избежать таких чувств. Также хотелось бы рассмотреть возможности для духовного и личностного роста, который, как ни странно, таит в себе феномен одиночества, показать взаимосвязь между одиночеством и возможностью развития навыков здоровых межличностных отношений.

Библия описывает два вида переживаний, которые можно назвать одиночеством. Что интересно, ни одно из них не связано с проблемами социального взаимодействия. Другими словами, в Священном Писании одиночество, чем бы оно не являлось по сути, — имеет отношение к глубинным пластам человеческой личности. Одиночество всегда апеллирует к ее духовным основам. Одно из библейских определений одиночества имеет негативный оттенок — человек находится в состоянии одиночества, когда он осознает собственную отделенность от Бога. Псалмопевец восклицает: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего». Во время Свои Голгофских страданий Иисус в полной мере испытал весь ужас одиночества — отделение от Бога. Во время Своего служения Сын Божий подчеркивал основу Своего служения: «Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно». Одинокий человек не находит себе места в жизни, ни в чем не видит отраду для себя, его отношения с людьми не ладятся, поскольку он все время пытается решить свои духовные проблемы за счет окружающих людей. Что касается одиночества в этом смысле, то Библия говорит, что абсолютно все люди подвержены страданиям от неполноценной связи с Отцом. Ощущение такого одиночества — это как тревожный сигнал, свидетельствующий об отсутствии духовной и ментальной целостности.

Согласно другому определению одиночества, Священное Писание преподносит одиночество как эффективный инструмент для обнаружения и развития внутреннего потенциала в человека касательно практически всех аспектов личности. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Можно привести немало примеров библейских героев, которые успешно пользовались одиночеством как духовным катализатором, после чего Бог давал им благодать для вдохновенного служения (Иисус, Павел, Иоанн Креститель и другие). В данном случае человек уединяется для того, чтобы исключить любое вмешательство или влияние извне. «В тишине и уповании», «вникая в себя и в учение», анализируя свои поступки, мысли, мотивы, эмоции, намерения, искатель докапывается до глубин собственной души и обнаруживает то, что в Библии называется «сокровищем».

Человек становится неинтересным и непонятым только тогда, когда он не интересен сам себе, когда не прилагает достаточно усилий для того, чтобы узнать самого себя, так сказать «без социальных купюр», осознать себя источником а не потребителем. Одна из центральных истин Нового Завета гласит, что «Царство Небесное внутрь вас есть». Христиане сегодня очень много говорят о Небесном Царстве, но имеют, как правило, весьма странные (и вредные) представления о его природе, что становится причиной крайней бедности их духовного опыта.

Главная ошибка всех «хронически» одиноких людей в том, что они ошибочно видят выход в поиске внешних факторов: обстоятельствах, обществе, церкви, работе, семье и проч. Однако то, что на самом деле нужно таким людям, они ищут не там, где оно в действительности находится. Никакие формы социальной организации не способны избавить человека от одиночества, поскольку, ориентируясь на внешнее, он ставит себя в зависимость, фактически добровольно превращаясь в современного социального раба. Он продает себя всего лишь за временное и иллюзорное ощущение собственной «важности».

Самый лучший способ избавиться от одиночества — это не искать кого-то или что-то в качестве средства, а самому стать источником (творчество, служение, благотворительность, любовь). Конечно же, это требует тщательного внутреннего поиска, затраты душевных и физических сил, — найти в себе источник некоего блага для себя и для других. Поэтому часто душевная лень толкает людей к признанию собственной слабости, некомпетентности, дабы ввергнуть самих себя в очередное социальное рабство. И неважно насколько «благородным» или «полезным» оно кажется со стороны. Рабство во всех своих видах, от самого примитивного до самого изощренного и «незаметного» имеет одну и ту же духовную и социальную природу. Часто люди всячески избегают одиночества, потому что панически боятся столкнуться с той или иной неприятной правдой, сокрытой внутри них самих. Они предпочитают не выходить из зоны комфорта и не решать критические внутренние проблемы, завладевшие их личностью.

Смелость перед лицом собственных скрытых духовных, морально-психологических изъянов— необходимость в процессе избавления от патологического одиночества. Найдите время для «конструктивного одиночества».

Кто-то написал, что «в конечном итоге, мы находим Бога в спокойствии и тишине, а не во внешнем поклонении Ему. Почему? Потому что, когда мы на людях, наше человеческое «я» находится на всеобщем обозрении. Все что, дает нашему «я» показать себя, разрушает нашу духовную целостность. Когда мы находимся в одиночестве, может произойти то, что никогда не произойдет на людях. Чем более тайными и священными мы храним свои отношения с Богом, тем большая сила существует в них».

Библия говорит, что каждый без исключения человек сотворен Богом как неиссякаемый источник духовной силы. Нужно просто принять решение, и вместо того, чтобы страдать от одиночества, использовать этот источник как инструмент для воплощения Божественного Творческого Замысла.

Руслан Бедов

Иллюстрация: источник


Рубрика: Библейские исследования, Образ жизни

Комментарии (3):

  • Петров а.

    |

    От одиночества лезут н астену те кто не замужем,а после замужества(женитьбы) и рождения детей мечтают пожить в одиночестве.


  • Максим Балаклицкий

    |

    у кого адекватный брак, о таком не мечтают

    а кто мечтает, всегда может развестись

    правда и то, что особенно разведенные женщины потом на стену лезут, сожалея о распаде семьи, потому что большинство разведенок, особенно ближе к 40 годам, снова замуж выйти не могут


  • Петров А.

    |

    Брал в библиотеке книгу»Лабиринты одиночества» написанную американскими исследователями.Там сказано ,что в худ.литературе самая одинокая личность это личность Гекльбери Финна.А в мировой (всей) литературе самая одинокая личность-Христос.Это написали светские авторы.Есть такой метод- исследование худ.литературы.

    После 25 лет количество невест преобладает над количеством женихов.имеем дело с нехваткой людских ресурсов.Мужики и гибнут и спиваются и семьи заводят поэтому их не хватает даже вне церкви..Даже для нормальных невест проблема.В одном интервью читал,что владелица брачного агентства говорит,что после 40 выйти замуж(при наличии жилья,взрослых детей живущих отдельно) вероятность почти нулевая.

    Кроме того есть ещё понятие «динамический стереотип» (в психологии),Когда чел не желает менять жизнь в угоду каких то выгод и привычек.Одна знакомая предпенсионного возраста говорила мне,что её хотят всё время сосватать ,а она не хочет;»Я привыкла одна спать .Зачем мне ,чтобы в моей постели ещё кто то храпел под боком»Не хочется менять устоявшееся состояние ,когда я сама себе хозяйка.Многим женщинам на старости лет секс побоку,а мужикам только его и подавай,вот она и предпочитает одной жить.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"