Чтобы не упал с головы венец

06-10-2013, Комментариев нет

ГордостьГордый христианин — как-то не звучит, правда? И, тем не менее, гордость, доставшаяся нам в награду от Адама и Евы, глубоко запрятанная, очень умело прикрытая сверху красивым узорчатым покрывалом духовности все-таки продолжает существовать в нашей праведной среде.

Представьте себе: вы на работе и у вас появился молодой, способный сотрудник, которому вы, уходя на пенсию, хотите передать ваше служение. Пусть это будет девушка, назовем ее Ксюша. Вы щедро делитесь с ней своим умением, стараясь, как опытный в своем деле человек, опередить появление проблем, наставляете, помогаете, а если нужно, без лишних разговоров делаете то, что ваша подопечная еще сама сделать не может. Постепенно у Ксюши складывается впечатление, что так теперь должно быть всегда. Через некоторое время у нее появляются идеи, — она понемногу начинает работать самостоятельно, и в один прекрасный день присылает вам по интернету свои предложения с припиской: «Сделайте, пожалуйста, то-то и то-то». Вы слегка шокированы, деликатно даете понять Ксюше, что еще не находитесь в ее подчинении, право давать распоряжения пока что оставляете за собой и тому подобное.

Девушка не обижается — одно из многих ее хороших качеств, делает необходимые выводы и в следующий раз заканчивает изложение очередной «гениальной» идеи словами: «А не могли бы вы сделать то-то и то-то?..» Зная, что Ксюша человек неглупый и ничего не делает просто так, начинаю вникать. Что ей ответить? Сказать, что я не могу, значило бы попросту соврать, а сказать, да, могу, означает фактически подчиниться. Когда мы обсуждали наши дела при встрече, я не удержался и сказал — с любовью, конечно: «Ксюша, одного тебе в нашей работе не хватает – чуточку смирения». Она промолчала, нагнув голову, словно козленок, упершийся рожками в стенку.

Наша беседа возымела такое действие. Через некоторое время Ксюшина приписка выглядела чуть иначе: «А не хотели бы вы сделать вот это?» Как все мило! Она не просит о помощи, не предлагает обсудить ее идею, а просто предоставляет мне возможность осуществить мое собственное желание. Тонкий расчет на то, что у меня язык не повернется сказать «Не хочу», и я, как христианин, не стану лукавить, доказывая, что идея эта никуда не годится только потому, что мне очень не хочется попасть под каблучок милой Ксюши.

Похожая ситуация приключилась даже с Иисусом. Вот место Писания.«Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (Лук.5:12). Здесь слово, переведенное с греческого оригинала как умолять, имеет такие синонимы: сначала призывать, убеждать, увещевать, уговаривать; а уж потом настойчиво просить, упрашивать. С учетом этих синонимов мое воображение рисует такую картину: пробившись к Иисусу, прокаженный падает перед ним ниц и начинает слезно жаловаться на свою ужасную судьбу, показывать свои страшные язвы, вопить, что ему так мало осталось жить и так далее и тому подобное. Особенно сильно переживают свои неудачи люди с гордостью: ну почему именно мне такому хорошему, такому талантливому, такому умному и такая беда! Когда больному показалось, что он уже достаточно подготовил Иисуса, он милостиво дает разрешение Господу явить Свою силу. Если хочешь, то можешь, я позволяю.

Понимаю, что это очень тонкие вещи, что тут может быть и иное толкование, но давайте посмотрим внимательно, как обращались к Иисусу другие больные: с огромным смирением, даже иногда сильно унизившись, с мольбами о помощи, раскаянием в грехах, с великой верой и ни один, кроме этого прокаженного, не сказал: ну, можешь, я разрешаю.

И еще раз о Ксюше. Кончилось время, когда я как бы сам частенько напрашивался ей в помощники, опережая предстоящие трудности, наше сотрудничество приближалось к концу, и я ей сказал: «Ксюша, если тебе понадобится помощь, попроси, я помогу». Знаю точно, что были моменты в ее работе, когда моя помощь избавила бы ее от многих проблем, но она не смогла преодолеть свою гордость настолько, чтобы уничижиться до просьб.

Гордость бывает приобретенная и врожденная. Чувство собственной исключительности, больше всего — в миру, конечно, поражает людей, которым действительно есть чем гордиться: крупных политических деятелей, ученых, писателей, артистов и т. д. Гордость же врожденная достается всем, переходя из поколения в поколение, от Адамы и Евы. Иногда, скрытая под маской достоинства, самоуважения, уверенности в своих силах и пр. гордость ставит людей просто в смешные ситуации.

Вот интересный случай из нашей украинской истории. У Екатерины II и польского короля Станислава Августа накопилось немало различных государственных проблем, решить которые можно было только при личной встрече – телефонов-то не было, сами понимаете, но самодержцы никак не могли договориться о месте встречи. Королю польский гонор не позволял ехать в Петербург, а Екатерина считала свое императорское достоинство выше королевского и не желала ехать как гостья в Варшаву. Наконец договорились встретиться на границе тогдашней Польши под Киевом в Каневе – императрица собиралась совершить путешествие в Крым для осмотра отвоеванных у Турции земель. Хитрый король приехал в Канев пораньше, чтобы выступить в роли хозяина, но Екатерина не торопилась с визитом. Целый месяц свита ее развлекалась по-царски в богатой колониальной столице, а король все ожидал. Наконец ему донесли, что императрица отправилась в путь. Масса казенных денег была истрачена, чтобы организовать достойную встречу, король радовался, ведь это была победа, но… Царская флотилия бросила якорь довольно далеко от каневской пристани. Затем последовало милостивое приглашение королю от ее императорского величества. Бедному Станиславу деваться-то уже было некуда. Путешествие до царской галеры против течения могучего Днепра заняло почти полтора часа, в результате чего хозяева стали гостями, а гости хозяевами.

Смешно, не правда ли? Но не думайте, что такие нравы присущи только царям, – их можно извинить, у них там своя этика. Есть у меня сосед, хороший, в общем, человек, но вот такую имеет странную привычку: когда мы встречаемся с ним, он, не дойдя до меня три-четыре шага, останавливается с протянутой для пожатия рукой и ждет, когда к нему подойду я. А недавно мы встретились с ним на одной из наших аллей, разделенной на две половины чем-то вроде клумбы. Вижу, идет навстречу брат Вася, думаю себе, неужели он заставить меня бежать к нему через клумбу? И что вы думаете? Вася останавливается и с очень приветливой улыбкой протягивает мне руку с той стороны клумбы.

Другой, тоже очень хороший мой знакомый, очевидно, дал себе клятву никогда не здороваться первым. Однажды я решил провести эксперимент: дай-ка, думаю, пройду один раз мимо него молча. Он промолчал как всегда я и промолчал. А через пару дней он останавливает меня в коридоре офиса и говорит: «Что это ты, брат… Возгордился, что ли? Уже здороваться перестал…»

Брат Коля неплохо разбирается в компьютерной технике, и нам, убогим юзерам, довольно часто приходится к нему обращаться за помощью. И Коля помогает, но берется за дело не раньше, чем твои просьбы превратятся уже в мольбы.

Мелкая гордость житейская требует, чтобы ее обязательно приподняли ну, хотя бы на полвершка над головами если не всех, то хотя бы некоторых из окружения. А если не удается подняться, то надо хоть немножечко, опустить, пусть только в собственных глазах это самое окружение. Так самоутверждается слабый человек, иногда даже не осознавая свою слабость, так он укрепляется в сознании собственной значимости, одерживая свои мизерные победы. Мелкая гордость поощряет нас быть очень внимательными к недостаткам других, вести споры, настойчиво доказывая свое, упрямо оправдываться, независимо от того, виновны мы или нет, и так далее и так далее, перечислять не хватит места на листке, проще взглянуть нам каждому на себя самого со стороны.

Апостол Павел был поистине великим человеком, но я не сомневаюсь, что и к нему подступал лукавый с соблазном похвалиться своими дарами и достижениями в евангельском труде. Но у апостола было надежное оружие, которое он, очевидно, никогда не выпускал из рук, а особенно тогда, когда сопутствовали ему большие удачи. «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1Кор.4:3,4). Еще раньше об этом сказал Иисус: «отвергнись себя» (Мт.16:24). Отвергнись даже когда ты достиг великой праведности, имеешь откровения от Бога, слышишь голос Его, отвергнись от большого желания рассказать кому-нибудь об этом. Отречься от похвал, от наслаждений успехом, от побуждений быть на виду, от стремления занять какое-то важное место – даже в церкви, и многого другого придется каждому, кто хотел бы идти за Ним. Высокомерие, заносчивость, надменность сразу же бросаются в глаза христианам, и такой человек вскоре начинает понимать, от чего ему надо избавиться («Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» (Прит.16:18), но мелочная, мелкая гордость, словно пырей на поле, имеет глубокие сильные корни и потому очень живуча. Это самый опасный полевой сорняк, с которым очень трудно бороться. «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин.2:16,17). Исполняющий в сокровенной тиши и неизвестности, избегающий похвал и высоких оценок со стороны людей, мечтающий только об одном: как исполнить волю Его наилучшим образ, а исполнив, сказать самому себе с полной искренностью и верой: «Я раб ничего не стоящий».

Виктор Котовский, Киев


Рубрика: Образ жизни

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"