Миланский эдикт, зеркало истории и адвентисты

15-05-2013, Комментариев нет

В феврале Украинская православная церковь присоединяется ко всемирному празднованию 1700-летия Миланского эдикта. С 13 февраля по 3 июня УПЦ МП проводит различные мероприятия в связи с этим событием. А чем знаменателен этот самый эдикт? Это письмо императоров Константина и Лициния от 313 г., провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи.

Документ явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи.


  1. Все религии уравнивались в правах.
  2. Каждый гражданин мог беспрепятственно следовать какой угодно религии.
  3. Христианским общинам возвращалась собственность.

Указ резко расширил возможности христианской церкви в провозглашении Евангелия в Римской империи.

Я было захотел своими глазами увидеть этот документ, но прям классика жанра, его текст не сохранился. Осталось только верить, что был такой, или опытным путём убеждаться, так как христианство преобладает в Европе и поныне. А положения этого эдикта, дошедшего до нас в пересказах, отражаются в религиозной практике европейских стран. И всё же проведу параллель с историческим событием, произошедшим уже в Российской империи в 1905 г., о котором нам, членам Церкви адвентистов седьмого дня, будет интересно узнать, а тем кто забыл, напомнить.

В январе 1886 г. Генеральная конференция Адвентистской церкви направила для работы в Европе миссионера Людвига Конради. А в начале июля, отвечая на многочисленные приглашения, он совершает свою первую миссионерскую поездку в Российскую империю. В Одессе встречается с Герхардом Перком (книгоношей от Библейского общества), и вместе они отправляются в Крым. Проходя города и селения на полуострове, неустанно проповедуют. И Бог благословил: 19 человек пожелали принять крещение, которое и совершили в озере, неподалеку от пос. Бердыбуллат (ныне пос. Привольное в 70 км от Симферополя). Согласно устава церкви Конради основывает первую адвентистскую общину в Российской империи.

Также Трёхангельскую весть несли пионеры адвентистского движения в России Яков Ресвик, Герхард Перк, Конрад Лаубган, Яков Кляйн, Теофил Бабиенко.

Однако это было не просто совершать в стране, где проповедь отличного от православного учения строго каралась. Известны два документа православного Синода, облечённые  правительством в форму закона. Первый, от 1883 г., формально давал право «всем верующим вне православной церкви на исповедание своей веры и отправление своего культа». Но «чтобы при этом не были нарушаемы общие правила благочестия и общественного порядка».Также было запрещено распространять свои взгляды среди православного населения.

Второй документ, от 1891 г., стоит рассмотреть более детально: «Быстрый рост сектантства является серьёзной опасностью для государства. Всем сектантам должно быть воспрещено покидать своё место жительства. Все преступления против православной церкви должны разбираться не в советах, а в духовных судах. Паспорта сектантов должны быть помечены особым образом, чтобы их нигде не принимали на работу и на жительство, пока жизнь в России не станет для них невыносимой. Дети их должны силой отбираться и воспитываться в православной вере». Правительство внесло в Уголовный кодекс ст. 187 «За выход из церкви и присоединение к другому религиозному обществу – лишение всех гражданских и личных прав. В более лёгких случаях – полтора года исправительных заведений», ст. 196 «За распространение еретических или сектантских учений и пособничество в этом – ссылка в Сибирь, Закавказье или другие отдаленные места».

Несмотря на такие тяжелые условия, 14 лет посвящённые служители несли Трёхангельскую весть во все уголки Российской империи, пока не наступило 17 апреля 1905 г. В этот период (1904-1905) идёт русско-японская война, которая оканчивается поражением России. По стране прокатывается волна стачек и забастовок. Их участники требовали равенства в правах сословий, народностей, вероисповедания, гарантий демократических свобод, неприкосновенности личности, жилища, свободы слова, собраний, печати, обществ, союзов, амнистии политическим заключенным, прекращения войны. И под давлением демократической российской и международной общественности, активно боровшейся с карательными операциями властей в отношении к неправославным гражданам царь Николай II издаёт именной Высочайший указ, данный сенату «Об укреплении начал веротерпимости».

Высочайшим повелением были отменены прежние ограничения для последователей неправославных религиозных движений и разрешён свободный переход из православной церкви в инославные. Этим указом впервые в России была провозглашена религиозная свобода, свобода совести и открыты новые возможности для развития адвентистской церкви в России. Руководство церкви АСД направило царю Николаю II благодарственное письмо с выражением верноподданнической позиции и ходатайство о распространении на них и паству обещанных в Манифесте религиозных свобод. Царь Николай II лично ознакомился с письмом и начертал на нем: «Сердечно благодарю общину за выраженные чувства». А царское правительство пожелало получить сведения о Церкви АСД, о её учении и позиции к государству. Вскоре после ознакомления последовало официальное признание правительством Церкви христиан адвентистов седьмого дня, что было зафиксировано в разосланном по всем губерниям правительственном циркуляре от 6 ноября 1906 г. за подписью министра внутренних дел П. А. Столыпина.

После указа о веротерпимости адвентисты впервые начинают строить свои молитвенные дома. На тот момент в России было около трех тысяч адвентистов. С 1905 г. стал издаваться завозиться из Германии русскоязычный журнал «Маслина», распространяться брошюры на разные темы. В Хельсинки издаётся в русском переводе книга Е. Уайт «Путь ко Христу». В 1907 г. в Риге учреждено адвентистское трактатное общество, которое издавало и распространяло по всей России книги, брошюры и журналы.

В ноябре 2013 года исполнится 107 лет, как Церковь адвентистов седьмого дня официально признана царем Николаем II и его правительством. Как всё же схожи по своему влиянию миланский эдикт, даровавший христианам свободно исповедовать свою веру и не терпеть за это преследования, и указ «Об укреплении начал веротерпимости», открывший адвентистам широкие возможности с новой силой нести Трёхангельскую весть в Российской империи. И ныне, мы – адвентисты, не гости на нашей земле, а полноправные члены общества. Мы несём христианские ценности, адвентистскую культуру, сотрудничаем с министерством здравоохранения Украины, открываем санатории и школы. По воле Господа трёхангельская весть свободно шагает по украинской земле.

Источники:

Зайцев Е. История Церкви христиан АСД в России. — Заокский: Источник жизни, 2008. — 544 с.

Григоренко А. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. — СПб.: Европейский дом, 2004. — 392 с.

***

Максим Орел


Рубрика: История Церкви, Образ жизни, Церковь и общество

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"