Христос рожден, сотворен или ни то, ни другое? (1 часть темы)

14-02-2013, комментария 4 Просмотров: 841

Эта статья фактически является ответом брату С. на поставленный им вопрос в одном из сообществ. Но этот вопрос волнует не только его, но и многих читающих и изучающих параллельно с Библией труды Е. Уайт.

Вопрос:
И все же, Александр Федорович, у меня есть вопрос относительно того, как понимала Е. Уайт природу Христа вначале и намного позже. В своих трех книгах, издаваемых при жизни Уайт, она пишет следующее:

Брат С. приводит цитаты из книг:

«История спасения». Глава: «Падение люцифера».

«Духовные дары». Глава: «Падение сатаны».

«Патриархи и пророки». Глава: «Почему был допущен грех».

Заключительные слова вопроса брата С.:

«Что я вижу? А вижу я, что Е. Уайт пишет о таком моменте, когда Христос не был РАВЕН ОТЦУ. Теперь если был период, когда этого равенства не было, возникает мысль, что Уайт верила в арианский взгляд, также как и все ее соратники (Джеймс Уайт, Урия Смит и т.д.). То есть, что Христос в определенное время был сотворен Отцом».

Брат С. благодарю Вас за насущный вопрос. Желание познать глубины истины говорит о любви к Богу. Да, есть немало истин, для познания которых надо иметь мудрость свыше. Дело в том, что по крупицам открывается нам в Писании природа Бога. Не выложено все так вот в истолкованном виде, что Бог-Отец – такой-то и такой, Сын Божий – вот так-то и так, а Дух Святой является тем-то и тем. Ну, прямо – одни загадки, а отгадки все разбросаны по всему Писанию и ищи их, где они там спрятаны.

В трудах Духа пророческого также эта тема преподана не всегда в совершенно расшифрованном виде. Где-то надо еще самому молиться и просить помощи свыше для познания той или иной темы. Бог что-то оставил еще и нам для осмысливания. Мы, в конце концов, не роботы же, чтобы нам выдавать все в «разжеванном» виде (готовые алгоритмы).

Елена Уайт больше – констататор фактов, которые ей были открыты во сне или в видении. Она описывает так, как ей было показано. Хотя она дает и комментарии к Библейским текстам. Многие пророки в древности тоже писали то, что им было открыто. Все ли они понимали? Иоанн на острове Патмосе получал видения и записал их. Все ли видения он сам понимал? Нам оставлена ниша для толкования того, что пророки видели и записали.

Но вот здесь-то и появляются разные толкования: одни здравые, другие менее здравые, третьи вообще не библейские. А каким образом их сделать, чтобы они были и Библейскими и здравыми? Они должны гармонировать со всем Писанием.

В самом начале я хочу сказать, что Елена Уайт никогда не имела антитринитарных взглядов. Она верила в Троицу, еще будучи в методистский церкви, так как методисты верили в Троицу.

Справка:

СИМВОЛ ВЕРЫ МЕТОДИСТОВ:

МЫ ВЕРИМ в Бога, Творца мира; и в Иисуса Христа как в Господа Бога нашего и Спасителя, Искупителя Творения. Мы верим в Святого Духа, через которого мы воспринимаем Божьи дары, и мы раскаиваемся в нашем грехе неправильного использования этих даров в идолопоклоннических целях. Тем самым мы верим в Святую Троицу как три ипостаси одного единого Бога. http://missija.flyfolder.ru/topic484.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/5442/МЕТОДИСТЫ

Справка о Бейтсе и Уайте:

Два главных основателя церкви Адвентистов Седьмого Дня – Иосиф Бейтс и Джеймс Уайт вначале были членами церкви «Христианский союз», которая отрицала доктрину о Троице. Джеймс Уайт был рукоположенным служителем в этой церкви. Когда он и Бейтс присоединились к Адвентистскому движению, то они всё ещё продолжали придерживаться антитринитарного взгляда, которому научились в церкви «Христианский союз».

Теперь давайте обратимся непосредственно к Вашему вопросу.

Три выдержки, приведенные из разных книг Елены Уайт, концепция в которых, в общем-то, одна и та же. Да, все эти книги были изданы в разное время. Книги «ПАТРИАРХИ И ПРОРОКИ» и «ДУХОВНЫЕ ДАРЫ» были изданы при ее жизни, а книга «ИСТОРИЯ СПАСЕНИЯ» — это компиляции из трудов Е. Уайт, и издана она Артуром Л. Уайтом, (сын Уильяма Уайта, внук Е. Уайт) в 1947году.

Но суть не в том, во всех книгах изложены мысли, написанные Е. Уайт.

Давайте проанализируем, идет ли речь в них о том, что Сын Божий был когда-то сотворен Богом Отцом или нет? И как изложенные мысли в этих книгах гармонируют со всем Священным Писанием?

На основании Писания, на протяжении всей этой серии тем, которые я выставляю, мы выявляем, что Библия говорит именно о том, что три личности — совершенно равные и по природе существования и по положению. Но здесь в этих книгах есть какая-то загадка. Возникают множество вопросов, что Христос везде представлен как-то вроде ниже Отца по положению и даже толкуют, что когда-то давным-давно Бог Его родил, ну, не так, как люди-женщины рождают, но, мол, как-то от Отца отделилась какая-то часть, и появился Сын, произошло что-то вроде клонирования. Или еще дальше идут в толковании, что Бог-Отец просто сотворил Сына и наделил Его силой творческой; и вот Сын, якобы при сотворении нашей земли проходил некую такую вот ученическую практику, Бог Его обучал, как надо творить. Эти толкования не поддерживаются Священным Писанием.

Но все же остается непонятным: почему Люцифер направил всю свою зависть именно на Христа, почему не на Отца и не Духа Святого? Почему написано, что Люцифер был первым после Христа. Как-то все вырисовывается, что вроде бы Христос по положению ниже, чем Дух Святой и чем Бог-Отец. Как развязать этот Гордеев узел?

Из этих трех книг в книге «ПАТРИАРХИ И ПРОРОКИ» более подробно описано это событие, связанное с падением Люцифера. Я советую Вам еще раз и очень внимательно прочитать всю эту главу.

Давайте обратимся к самым острым и, казалось бы, проблемным моментам, а потом сделаем вывод. Я копирую выдержки из книги «ПАТРИАРХИ И ПРОРОКИ», 1 глава «Почему был допущен грех»:

«Ни один фальшивый звук не нарушал небесной гармонии. Но настала перемена в этом счастливом царстве. Некто злоупотребил свободой, дарованной Богом всем существам, и восстал. Грех зародился в том, кто после Христа был возвеличен Богом превыше всех, кто обладал наивысшим могуществом и славой среди всех небожителей».

«Желая славы, которой Безграничный Господь окружил Своего Сына, этот князь ангелов домогался власти, принадлежащей только Христу».

«Люцифер позволил возобладать в себе чувству зависти к Христу и стал действовать все более решительно».

«Князь ангелов собирался оспорить верховную власть Сына Божьего, чтобы таким образом подвергнуть сомнению мудрость и любовь Божью. Для осуществления этого плана требовалось сосредоточить всю силу его незаурядного ума, который позволял ему занимать среди воинства Божьего одно из самых первых мест после Христа».

«Он был облечен мудростью и славой больше, чем кто бы то ни был. Но все же Сын Божий, Который равен Отцу в силе и власти, был выше его. Христос участвовал в советах Своего Отца, в то время как Люциферу не были открыты замыслы Божьи. “Почему, -спрашивал этот могущественный ангел, — Христос должен обладать верховной властью? Почему Его величают больше, чем меня?”
Возвеличение Сына Божьего наравне с Отцом изображалось как несправедливость по отношению к Люциферу, который, по его утверждению, также имел право на поклонение и честь» (Конец цитирования).

Вот они острые моменты:

«…кто после Христа был возвеличен Богом превыше всех…»
«…зависти к Христу…»
«…одно из самых первых мест после Христа…»
«Почему, спрашивал этот могущественный ангел, — Христос должен обладать верховной властью? Почему Его величают больше, чем меня?»

Но наряду с этими словами нельзя не заметить и такие слова в этой же первой главе из этой же книги:

«Владыка Вселенной не был одинок в Своих благодеяниях. Рядом с Ним был Тот, Кто понимал Его намерения и мог разделять с Ним радость давать счастье всем сотворенным существам. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин. 1:1, 2). Христос, Слово, единородный Божий, един с Вечным Отцом — един в природе, характере и намерениях. Только Он один мог постичь все советы и замыслы Божьи. «И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий. Отец вечности. Князь мира» (Ис. 9:6). Его происхождение «из начала, от дней вечных» (Мих.5:2). Сын Божий говорит о Себе, как о Божьей премудрости: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони… когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицом Его во все время» (Притч. 8:22-30)».

«Через Сына Своего Отец создал все небесные существа. «Ибо Им создано все… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1:16)».

«Ангелы — служебные духи Божьи, окруженные сияющим светом, исходящим от присутствия Господа, спешат на быстрых крыльях исполнить Его волю. А повелевает ими — Сын, Помазанник Божий, «будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей» (Евр. 1:3)».

«Он был облечен мудростью и славой больше, чем кто бы то ни был. Но все же Сын Божий, Который равен Отцу в силе и власти, был выше его».

«Перед всеми собравшимися небожителями Царь Вселенной заявил, что никто, кроме Христа, Единородного от Отца, не может быть вполне посвящен в Его намерения и что Ему надлежит исполнить великие замыслы Господа. Сын Божий исполнил волю Отца при сотворении всех небесных воинств, и теперь они должны, благоговея, служить Ему, равно как и Богу. Христос, как и прежде, должен был проявить Божественную силу для созидания земли и ее жителей. Но Он не искал власти или самовозвышения вопреки плану Божьему, но славы Отцу и того, чтобы осуществить Его намерения, полные милосердия и любви».

«Ангелы с радостью признали верховную власть Христа и пали пред Ним, преисполненные любви и обожания».

(Примечание автора. Ангелы пали и поклонились Христу. Обожание и поклонение может принимать только Божественная личность.)

«Он убеждал их, что такие существа, как они, не могут обесчестить Бога, ибо их мысли святы, и им согрешить так же невозможно, как и Самому Богу. Возвеличение Сына Божьего наравне с Отцом изображалось как несправедливость по отношению к Люциферу, который, по его утверждению, также имел право на поклонение и честь.
Теперь они были готовы поддержать и следующее требование Люцифера — стать равным Сыну Божьему. Но ангелы, которые оставались верны и преданны, защищали мудрость и справедливые принципы правления Божьего. Они старались примирить этих непокорных существ с волей Всевышнего. Христос — Сын Божий, Он был един с Богом прежде сотворения ангелов и всегда находился одесную Отца. Его верховная власть, преисполненная благословений всем, находящимся под Его милостивым покровительством, прежде никогда не оспаривалась. До сего времени гармония Неба не нарушалась ничем. Почему же теперь возникло разногласие»?

«С презрением отвергнув доказательства и просьбы, верных Богу ангелов, Люцифер объявил их обманутыми рабами. Предпочтение, выраженное Христу, он назвал несправедливостью как по отношению к нему, так и по отношению ко всем обитателям Неба, и заявил, что не намерен более сносить попрание их и своих прав, утверждая, что никогда не признает верховную власть Христа» (Конец цитат).

Видим ли мы здесь антитринитарный настрой Е. Уайт? Я не вижу.

Она пытается цитировать тексты Библейские, которые свидетельствуют о Божественности Христа:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин. 1:1, 2). Христос, Слово, единородный Божий, един с Вечным Отцом — един в природе, характере и намерениях. Только Он один мог постичь все советы и замыслы Божьи. «И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий. Отец вечности. Князь мира» (Ис. 9:6). Его происхождение «из начала, от дней вечных» (Мих.5:2). Сын Божий говорит о Себе, как о Божьей премудрости: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони… когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицом Его во все время» (Притч. 8:22-30).
«Ибо Им создано все… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1:16).
Ангелы — служебные духи Божьи, окруженные сияющим светом, исходящим от присутствия Господа, спешат на быстрых крыльях исполнить Его волю. А повелевает ими — Сын, Помазанник Божий, «будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей» (Евр. 1:3).

Она пытается изложить своими словами Божественную природу Христа. И никакой антитринитарии здесь нет.

Но мы еще не подошли к основному вопросу: Почему Люцифер позавидовал именно Христу. Ведь это обстоятельство ставится во главу угла, что, мол, здесь она описывает приниженную природу Христа. Давайте на этом прервем наши размышления, и посвятим этой теме еще одну часть.

Пастор Александр Серков

Рубрика: Библейские исследования, Церковь и общество

Комментарии (4):

  • Анатолий.

    |

    «Он был облечен мудростью и славой больше, чем кто бы то ни был. Но все же Сын Божий, Который равен Отцу в силе и власти, был выше его». (Если это не опечатка)
    Это что за цитата, откуда она взята и как ее понимать?


  • Александр Серков

    |

    Ангелы с радостью признали верховную власть Христа и пали пред Ним, преисполненные любви и обожания. Люцифер также склонился вместе с ними, но в его сердце происходила необычайно яростная борьба. Истина, справедливость и верность боролись с завистью и ревностью. Казалось, что под влиянием святых ангелов он на какое-то время поддался всеобщему настроению. Когда раздались мелодичные звуки хвалебных гимнов, подхваченных тысячами радостных голосов, зависть, терзавшая Люцифера, как будто бы исчезла, невыразимая любовь охватила все его существо; его душа влилась в поток преданной любви всех безгрешных небожителей к Отцу и Сыну. Но вот сердце его снова наполнилось гордыней от окружающей его славы. Возродилось стремление быть выше всех других, и зависть ко Христу вспыхнула с еще большей силой. Люцифер не оценил тех высоких почестей, которых он был удостоен как особых даров Божьих, и поэтому не испытывал никакой благодарности к своему Творцу. Обольщенный своими достоинствами и тем высоким положением, которое занимал, он страстно желал стать равным Богу. Его любило и почитало небесное воинство, ангелы с радостью исполняли его приказания. Он был облечен мудростью и славой больше, чем кто бы то ни был. Но все же Сын Божий, Который равен Отцу в силе и власти, был выше его. Христос участвовал в советах Своего Отца, в то время как Люциферу не были открыты замыслы Божьи. «Почему, спрашивал этот могущественный ангел, — Христос должен обладать верховной властью? Почему Его величают больше, чем меня?»

    (Патриархи и пророки, 1 глава)


  • Александр Дулгер

    |

    Если мы серьезно исследуем труды Е.Уайт, то следует рассматривать текст оригинала, как мы это делаем с древнегреческим или древнееврейским текстом Библии. В русском переводе трудов Уайт, как впрочем в любом переводе, теряются нюансы, искажаются акценты и могут быть ошибки переводчиков. Поэтому, в случае спорных вопросов следует смотреть английский текст.

    К примеру — «Но все же Сын Божий, Который равен Отцу в силе и власти, был выше его» в оригинале звучит так: «Yet the Son of God was exalted above him, as one in power and authority with the Father.». Один из вариантов перевода этой фразы, более точный, как мне кажется, звучит так: «Но все же Сын Божий, Который одно с Отцом в силе и власти, был выше его».


  • Александр Серков

    |

    Можно и так перевести: «Тем не менее, Сын Божий был вознесен над ним (согласно контексту: «над Люцифером»), как имеющий одну силу и власть с Отцом ».


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2017
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.