Еврейская традиция считает автором книг Судей и 1 Царств Самуила
Автор книги Судей который подводит читателя к мысли, что-де главной бедой тогдашнего Израиля был не провал миссии колена Левия, а отсутствие царя (Суд.17:6, 18:1, 19:1, 21:25). Хотя Самуилу приходится признать, что формальной причиной к избранию царя явилось как раз коррумпированность Силомского Святилища и сыновей самого Самуила.
Мой вопрос касается такого фрагмента: Судьи 18
27 А [сыны Дановы] взяли то, что сделал Миха, и священника, который был у него, и пошли в Лаис, против народа спокойного и беспечного, и побили его мечом, а город сожгли огнем. 28 Некому было помочь, потому что он был отдален от Сидона и ни с кем не имел дела. [Город сей] находился в долине, что близ Беф-Рехова. И построили [снова] город и поселились в нем, 29 и нарекли имя городу: Дан, по имени отца своего Дана, сына Израилева; а прежде имя города тому было: Лаис. 30 И поставили у себя сыны Дановы истукан; Ионафан же, сын Гирсона, сына Манассии, сам и сыновья его были священниками в колене Дановом до дня переселения [жителей той] земли; 31 и имели у себя истукан, сделанный Михою, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме.
Получается, что на момент сооружения Иеровоамом, сыном Наватовым, царских святилищ в Дане и Вефиле как минимум в Дане уже было святилище? Другое дело, что это было святилище племенного масштаба с серебряным идолом. Но там служили левиты.
Иеровоам превращает святилище Данитов в царскую святыню с золотым быком.
28 И посоветовавшись царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. 29 И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане. 30 И повело это ко греху, ибо народ стал ходить к одному [из] [них], даже в Дан.
31 И построил он капище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных. 32 И установил Иеровоам праздник в восьмой месяц, в пятнадцатый день месяца, подобный тому празднику, какой был в Иудее, и приносил жертвы на жертвеннике; то же сделал он в Вефиле, чтобы приносить жертву тельцам, которых сделал. И поставил в Вефиле священников высот, которые устроил,
Похоже, что и Миха, и Иеровоам следовали традиции Аарона, который изобразил не Ваала или еще какое-то божество, а именно Бога Авраама? Если Иеровоам повысил уровень уже существовавшего в Дане святилища, зачем он назначил посторонних священников?
13 И священники и левиты, какие [были] по всей земле Израильской, собрались к нему из всех пределов,
14 ибо оставили левиты свои городские предместья и свои владения и пришли в Иудею и в Иерусалим, так как оставил их Иеровоам и сыновья его от священства Господня 15 и поставил у себя жрецов к высотам, и к козлам, и к тельцам, которых он сделал.
Зачем Иеровоам отставил левитов от священства? Где в Израиле левиты совершали священство, если Храм был в Иудее? Левиты мешали ему делать то, что он хотел? Я не вижу такой их оппозиции, судя по истории со святилищем в доме Михи. Там левит охотно нанимается за деньги и становится старшим среди сыновей Михи, которых тот сделал священниками.
Всё это сопутствующие вопросы, а главный таков:
Когда написана книга Судей, если ее автор знает об изгнании колена Данова в ассирийский плен?
Суд.18:30 И поставили у себя сыны Дановы истукан; Ионафан же, сын Гирсона, сына Манассии, сам и сыновья его были священниками в колене Дановом до дня переселения [жителей той] земли;
И связанный с этим:
Как совместить Суд.18:30 с 2Пар.11:13-15? Так в Данском святилище служили со времени Судей до ассирийского изгнания левиты? Или их потом Иеровоам отстранил, а поставил священниками посторонних?
И еще один:
Быт.28:16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!
17 И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.
18 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.
19 И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз.
20 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,
21 и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, —
22 то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.
Я не помню, чтобы места жертвенников патриархи называли домами Божьими. Иаков хочет сделать в Вефиле постоянное святилище?
И если это так, выходит, что Иеровоам взял уже действовавшие постоянные и уважаемые святилища и превратил их в царские святыни государственного значения?
Ответ: Добрый день Максим Анатольевич! Я бы смело сказал, что данные рассуждения, что говорится «не в бровь, а в глаз»)))
Поскольку большинство христиан, весьма невнимательно читающие Священное писание, в большинстве своём имеют представление о данном периоде древней истории на уровне учебника истории времен СССР ))))
То есть всё было хорошо, за исключением некоторых недочётов )))))
В действительности ситуация описанная в Библии прямо противоположна таким представлениям ))))
В союзе племён, который из себя представляли колена израиля постоянно присутствует поклонение различным культам)))
Ваал, Астарта, Вельзевул, Апис и т.д.
Поклонение Яхве скорее «один из», а проведение всеобщей Пасхи — событие достойное увековечения в истории )))
Так что мои аплодисменты внимательному читателю!!!!!!!!!
Теперь по поводу датировок.
Ещё когда мы в академии изучали основы археологии, преподаватели неоднократно подчеркивали мысль о возможности разных датировок одних и тех же событий.
Причём разброс по времени может быть колоссальный.
Например датировка Исхода народа израильского из Египта у светских археологов может разниться от 1400 до 1200 года до н.э.
То есть разница в 200 лет!
А от них соответственно отсчитываются и периоды судей и первые цари израиля
Кроме того есть историческая преемственность иудаизма, имеющая собственное видение (и соответственно собственные даты) тех или иных событий.
Насколько мне известно адвентистские богословы и преподаватели пользуются некоей общепринятой датировкой событий и лишь при необходимости уточняют, что в том или ином случае есть «разночтения».
Исходя из такой позиции можем приблизительно набросать схему упоминаемых Вами событий.
Иаков устанавливает камень «Бет Иль» Дом Бога. выражение аналог которого в нашем языке может звучать как «место божие», «место святое», «святая земля»
Согласно общепринятой хронологии это приблизительно 1650 -1500 до .н.э.
Эпоха судей (по общепринятой датировке) и соответственно захват Лахиса — это 1250 — 900 год до н.э.
Ну а царствование Иеровоама 1 (после восстания против Ровоама сына Соломона) и соответственно установка альтернативного Иерусалиму служения — это 975 — 955 год до н.э.
То есть от Иакова до захвата Лахиса 400 лет, а от захвата Лахиса до царствования Иеровоама приблизительно лет 250.
Вполне возможно, что некое местное понимание об «особо святом» месте и сохранялось, однако это не более чем предположение поскольку для подтверждения этих догадок должны быть произведены археологические раскопки, которые, как в случае с некоторыми христианскими храмами, подтвердят, что на этом месте были святилища, на которых были воздвигнуты новые святилища, на которых стоят нынешние святыни.
Как то так)))