Вопрос: Как случилось, что рождённые в пустыне израильтяне не обрезали своих сыновей? И что такое “посрамление египетское”?
Нав 5:2-9: «В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на месте, названном: Холм обрезания. Вот причина, почему обрезал Иисус сынов Израилевых, весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта; весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан; ибо сыны Израилевы сорок лет ходили в пустыне, доколе не перемер весь народ, способный к войне, вышедший из Египта, которые не слушали гласа Господня, и которым Господь клялся, что они не увидят земли, которую Господь с клятвою обещал отцам их, дать нам землю, где течет молоко и мед, а вместо их воздвиг сынов их. Сих обрезал Иисус, ибо они были необрезаны; потому что их, на пути, не обрезывали. Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел. И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место «Галгал», даже до сего дня.»
Тут что-то невероятное. Неверное поколение обрезано, а те, кто проявит в книге Иисуса Навина беспрецедентное доверие Богу — необрезано. Не сказано, что необрезаны были отдельные воины. Кажется, что несмотря на очевидность этой заповеди, которую можно было исполнить в жизни отдельного человека раз и навсегда, ее вдруг перестали соблюдать. Сыновья Якова были обрезаны, а эти вдруг нет. Как могла прекратиться эта практика во время странствований по пустыне, если Израиль имел скинию, где совершалось служение, действовали правила ритуальной (не)чистоты, израильтяне приносили жертвы и отмечали праздники? Как это вообще возможно, ведь отсутствие обрезание не позволяло вести иудейский образ жизни от слова совсем?
Может, библейский текст поврежден здесь? Может, это какое-то иносказание?
Ответ: Думаю, что понять происходившее в Галгале проще, если рассматривать картину в общем. Как писал поэт Сергей Есенин: «Большое видится на расстоянии» (у нас говорят «Ти за деревами лісу не бачиш»)
Но, в большинстве случаев, к сожалению, при исследовании Библии преобладает «микроскопический» метод (как его называл Дуайт Муди в своей книге «Польза и наслаждение от изучения Библии») когда самым тщательным образом разбирают какие там слова использовались, структура и т.д.
Поэтому предлагаю посмотреть на ситуацию «в целом», а на ситуацию в Галгале как на часть общей картины.
Бог заключил с Авраамом завет суть которого заключалась в том, что Он произведёт от Авраама народ и Будет им Богом, а они Будут Его народом.
Во исполнение этого обещания, Он устанавливает обрезание как знак принадлежности к народу, затем устанавливает Пасху как памятник спасения и наконец приводит свой «почти народ» к Горе Синай для «официального оформления договора» (извините за мои современные формулировки ))) )
Но…
Как мы знаем из священной истории, люди, как обычно, всё испортили устроив поклонение Золотому тельцу.
И как совершенно верно заметил в своей диссертации Феликс Понятовский, после инцидента с Золотым тельцом в текстах (до определенного момента) таинственным образом исчезает словосочетание «народ мой».
Поэтому весьма показательным является тот факт, что по прошествии 40 лет и смерти предыдущего поколения вышедшего из Египта происходят события в точности повторяющие уже происходившие до этого в истории израильтян.
- Обрезание.
- Пасха.
- Повторное получение закона с клятвами, проклятиями и благословениями.
- Новый вход в Обетованную землю.
Думаю это именно то основное русло повествования в котором автор излагает текст, не особо акцентируя внимание на том сколько именно необрезанных было на тот момент в стане.
Главная мысль автора на мой взгляд в другом.
Все обрезаны, Все участвовали в пасхе, Все приняли условия жизни с Богом, Все вошли в Ханаан. Бог исполнил обещанное Аврааму несмотря на отступление людей.
С наилучшими пожеланиями Левин Дмитрий Борисович
нд, 16 лист. 2025 р. о 11:23 Maksym Balaklytskyi <balakaj@gmail.com> пише:
Как случилось, что рождённые в пустыне израильтяне не обрезали своих сыновей? И что такое “посрамление египетское”?
Нав 5:2-9: «В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на месте, названном: Холм обрезания. Вот причина, почему обрезал Иисус сынов Израилевых, весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта; весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан; ибо сыны Израилевы сорок лет ходили в пустыне, доколе не перемер весь народ, способный к войне, вышедший из Египта, которые не слушали гласа Господня, и которым Господь клялся, что они не увидят земли, которую Господь с клятвою обещал отцам их, дать нам землю, где течет молоко и мед, а вместо их воздвиг сынов их. Сих обрезал Иисус, ибо они были необрезаны; потому что их, на пути, не обрезывали. Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел. И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место «Галгал», даже до сего дня.»
Тут что-то невероятное. Неверное поколение обрезано, а те, кто проявит в книге Иисуса Навина беспрецедентное доверие Богу — необрезано. Не сказано, что необрезаны были отдельные воины. Кажется, что несмотря на очевидность этой заповеди, которую можно было исполнить в жизни отдельного человека раз и навсегда, ее вдруг перестали соблюдать. Сыновья Якова были обрезаны, а эти вдруг нет. Как могла прекратиться эта практика во время странствований по пустыне, если Израиль имел скинию, где совершалось служение, действовали правила ритуальной (не)чистоты, израильтяне приносили жертвы и отмечали праздники? Как это вообще возможно, ведь отсутствие обрезание не позволяло вести иудейский образ жизни от слова совсем?
Может, библейский текст поврежден здесь? Может, это какое-то иносказание?