В библейской истории о рождении Исаака (Бытие 21) возникает интересный момент. Согласно номерам Стронга, в рассказе используется одно и то же слово для обозначения смеха — как в случае Сары, так и в случае Измаила.
Сначала Сара, радуясь рождению сына в преклонном возрасте, говорит: «Смех сделал мне Бог, всякий, кто услышит, рассмеётся со мною» (Быт. 21:6). То есть она сама иронично комментирует ситуацию, её смех — радостный, самоироничный.
Однако несколькими стихами ниже (Быт. 21:9) упоминается, что тринадцатилетний Измаил тоже смеялся. И хотя контекст не раскрыт детально, многие толкователи выстраивают целые теории о том, что именно сделал Измаил. Но если исходить только из текста и того же корня слова, создаётся впечатление, что его смех ничем не отличался от смеха Сары — просто радость или ирония.
Возникает вопрос: если Сара сама смеялась, почему её так задел смех Измаила? Почему она потребовала немедленного изгнания Агарь и её сына в пустыню? Ведь, если бы не вмешательство Ангела Господня, который пообещал им спасение, они могли погибнуть.
В чём тогда заключается проблема? Почему Саре можно было смеяться, а Измаилу — нет? Как правильно понимать разницу между этими двумя упоминаниями смеха и реакцию Сары?
Ответ:
- Сама Сара смеялась, когда услышала весть о своём будущем рождении сына (Быт. 18:12).
- Но когда «увидела Сара, что сын Агари, египтянки, которого она родила Аврааму, смеётся (или “насмехается”)», она потребовала его изгнания.
Здесь многое зависит от смысла слова. В еврейском тексте стоит глагол цакак (צָחַק), который действительно переводится и как «смеяться», и как «насмехаться», и как «играть». В разных контекстах оттенки разные:
- смех Сары в Быт. 18 был смехом сомнения, внутренним, обращённым к себе; Бог обличил её, но это было скорее слабость веры, чем враждебность.
- смех Измаила (Быт. 21:9) толкуется в еврейской и христианской традиции иначе — как насмешка, издёвка, угроза по отношению к Исааку.
📜 Еврейская традиция (Мидраши) говорит, что Измаил не просто смеялся, а «издевался» над Исааком или даже пытался его унизить:
- по одной версии, он говорил: «Я первенец, и мне принадлежит наследство, а не ему»;
- по другой — издевался, будто Исаак родился «не от Авраама», а от царя Авимелеха, с которым Авраам имел союз.
📜 Апостол Павел в Послании к Галатам (4:29) прямо объясняет этот эпизод: «Но как тогда рождённый по плоти гнал рождённого по духу, так и ныне». То есть он видит здесь символ противостояния между человеческим (Измаил) и обетованным, духовным (Исаак).
👉 Поэтому Сара не из ревности действовала и не из прихоти, а как мать, предчувствующая опасность:
- она увидела, что между сыном обетования и сыном по плоти возникнет вражда и угроза наследию;
- её решение, хотя и суровое, оказалось в Божьем плане: Господь подтвердил Аврааму, что нужно послушаться Сару, и сам пообещал позаботиться об Агаре и Измаиле (Быт. 21:12–13).
Таким образом, разница в смехе — в его сути:
- Сара смеялась от сомнения и удивления,
- Измаил — от насмешки и презрения к Исааку.
А изгнание — это не просто наказание, а разделение двух линий: линии завета (через Исаака) и линии, которая тоже станет народом (через Измаила), но не будет наследником обетования.
Пастор Владимир Гапон