Вопрос служителю, отвечает Александр Серков

Вопрос: Добрый день!

Сколько жён было у Моисея?

Что случилось на первой стоянке Моисея с семьей по дороге из Мадиама в Египет (Исх. 4)?

Что произошло с Сепфорой и сыновьями Моисея дальше?

Почему, когда Иофор приводит из Мадиама Сепфору к Моисею, она названа возвращенной (то есть такой, с которой Моисей развелся — Исх.18:2)?

В Чис. 12 сказано, что Моисей-таки взял себе эфиоплянку. О ком речь?

Кто эта женщина? Почему она вызвала нарекания Мариами и Аарона?

Почему эта ситуация происходит именно в тот момент (а именно после молитвы Моисея о смерти и до избрания 70-ти старейшин, которые получили от его духа и также (как Мариам) стали пророчествовать)?

Почему далее в родословиях упоминаются только те же самые Гирсам и Элиезер от Сепфоры, и никто из его других детей, и не упоминается эта эфиоплянка?

Почему сказано, что «Моисей, человек Божий, и сыновья его причтены к колену Левиину» (1 Пар. 23:14)? Разве Моисей и так не был потомком Левия?

Заранее спасибо.

Ответ: Да, здесь целых девять вопросов, хотя они тесно связаны между собой. Давайте обратим особое внимание на каждый вопрос в отдельности:

Сколько жён было у Моисея?

У Моисея, согласно Библии, была одна жена по имени Сепфора צִפֹּרָה (Циппора), дочь Иофора (также называемого Рагуилом), священника Мадиамского (Исх. 2:16–22).

 Однако в Числах 12:1 упоминается, что Моисей взял жену из Эфиопии (Куша):

«И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену эфиоплянку, которую он взял, ибо он взял жену эфиоплянку» (Числа 12:1).

Этот текст привёл исследователей Библии к двум разным толкованиям:

  1. Сепфора и эфиоплянка — одна и та же женщина, а Куш (Эфиопия) — другое название или образное обозначение Мадиама.
  1. Моисей имел двух жён: сначала Сепфору, а потом мог жениться на второй женщине из Куша (древняя Нубия/Эфиопия). Библия не называет её имени. И вообще, не даёт прямого ответа, были ли это две разные женщины, но большинство толкователей считают, что речь идёт о двух разных жёнах, особенно если воспринимать текст буквально.

Таким образом по тексту и по первому вопросу можно сделать вывод:

Что случилось на первой стоянке Моисея по дороге из Мадиама в Египет (Исх. 4)?

На первой стоянке Моисея с семьей по дороге из Мадиама в Египет произошло загадочное и драматическое событие.

Мы читаем:

24 Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его.

25 Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня.

26 И отошёл от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию (Исх. 4:24–26).

  1. Нападение Господа: Во время ночлега Бог внезапно напал на Моисея и, судя по всему, собирался лишить его жизни. Причина этого нападения прямо не указана, но контекст последующих действий Сепфоры указывает на невыполнение Моисеем заповеди об обрезании его младшего сына.
  2. Действие Сепфоры: Сепфора, жена Моисея, быстро поняла причину опасности. Она взяла острый камень и совершила обрезание крайней плоти своего сына (вероятно, младшего, так как старший, Гирсам, скорее всего, уже был обрезан).
  3. Слова Сепфоры: Бросив крайнюю плоть к ногам Моисея, она произнесла загадочные слова: «Ты жених крови у меня». Это выражение, вероятно, означает, что кровь обрезания её сына искупила вину Моисея перед Богом, сделав его «женихом крови» через это кровавое действие.
  4. Отступление Господа: После этого действия Господь отступил от Моисея, то есть перестал угрожать его жизни.
  5. Повторные слова Сепфоры: Затем Сепфора снова произнесла: «Жених крови — по обрезанию», подчеркивая, что именно обрезание стало причиной спасения Моисея.

Суть происшедшего:

Этот эпизод подчёркивает важность соблюдения завета об обрезании, установленного Богом с Авраамом. Вероятно, Моисей по какой-то причине пренебрёг обрезанием своего младшего сына, что вызвало гнев Божий. Быстрое и решительное действие Сепфоры, выполнившей обряд обрезания, предотвратило смерть Моисея и восстановило его перед Богом, позволив ему продолжить свою миссию по освобождению Израиля из Египта.

Таким образом, на первой стоянке Моисея с семьей по дороге в Египет произошла критическая ситуация, в которой Бог едва не умертвил Моисея из-за необрезанного сына, и Моисея спасло своевременное действие его жены Сепфоры, совершившей обрезание.

Что произошло с Сепфорой и сыновьями Моисея дальше?

Основываясь на имеющейся информации, вот что произошло с Сепфорой и сыновьями Моисея после события в Исходе 4:

Вывод:

После инцидента в пути Сепфора с сыновьями, скорее всего, вернулась к отцу — Иофору — в Мадиам, пока Моисей исполнял миссию в Египте. Позже, уже после исхода, она была воссоединена с Моисеем в пустыне, у горы Божией.

Почему, когда Иофор приводит из Мадиама Сепфору к Моисею, она названа возвращенной (то есть такой, с которой Моисей развелся — Исх. 18:2)?

Формулировка в Исход 18:2 действительно вызывает вопросы:

«И привёл Иофор, тесть Моисея, Сепфору, жену Моисея, после возвращения её» (в синодальном переводе).

На иврите:

וַיִּקַּח יִתְרוֹ חֹתֵן מֹשֶׁה אֶת־צִפֹּרָה אֵשֶׁת מֹשֶׁה אַחַר שִׁלּוּחֶיהָ

Ключевое слово здесь — שִׁלּוּחֶיהָ (шиллухея), которое буквально означает «после её отпущения», «после того, как он отпустил её».

Вот нюансы:

  1. Контекст — не развод, а временное расставание
  1. Как это перевести точнее

Более точный современный перевод звучал бы так:

«И привёл Иофор, тесть Моисея, его жену Сепфору после того, как она была им отправлена».

То есть: она была временно отослана, а не отвергнута или разведена.

Вывод:

Фраза «после возвращения её» не означает развод. В оригинале речь идёт о временном расставании, скорее всего по причине миссии Моисея в Египте. Это подтверждается тем, что она по-прежнему названа его женой и воссоединяется с ним в присутствии отца и сыновей.

В Чис. 12 сказано, что Моисей-таки взял себе эфиоплянку. О ком речь?

Кто эта женщина? Почему она вызвала нарекания Мариами и Аарона? Почему эта ситуация происходит именно в тот момент (а именно после молитвы Моисея о смерти и до избрания 70-ти старейшин, которые получили от его духа и также (как Мариам) стали пророчествовать)?

  1. Кто такая «эфиоплянка», которую взял Моисей?

В Числа 12:1 сказано:

«И говорили Мариам и Аарон против Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял; ибо он взял за себя Ефиоплянку».

На иврите:
כִּי־אִשָּׁה כֻשִׁית לָקָח — «жену кушитку он взял».

Кто такая «Кушитка»?

 

  1. Это Сепфора или другая женщина?

Здесь есть два главных толкования:

Версия 1: Это Сепфора, жена Моисея

Версия 2: Это другая жена, помимо Сепфоры

  1. Почему Мариам и Аарон ропщут?

Формальный повод:

Истинный мотив (по тексту):

«Разве говорил Господь только с Моисеем? Разве не говорил и с нами?» (Чис. 12:2)

Здесь видно, что речь не столько о жене, сколько о претензии на равное пророческое положение. Мариам и Аарон используют этнический вопрос как повод для атаки на духовное лидерство Моисея.

  1. Почему именно в этот момент?

Этот эпизод следует сразу после кризиса в Чис. 11, где:

В этом контексте:

  1. Почему Мариам поражена проказой?

Выводы:

Почему в родословиях упоминаются только Гирсам и Элиезер?

Они — единственные поимённо упомянутые сыновья Моисея:

«Он назвал сына Гирсам, потому что сказал: Я стал пришельцем в чужой земле».

«Имя другого — Элиезер, потому что: Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараона».

Оба названы в контексте брака с Сепфорой, дочерью Иофора (священника Мадиама).

Даже в 1 Пар. 23:15–17, где упоминается потомство Моисея, фигурируют только Гирсам и Элиезер и их потомки. Никакой «другой линии» не существует.

Почему больше не упоминается эфиоплянка (кушитка)?

Есть три вероятные причины:

А. У Моисея не было других детей — это самый прямой ответ

Б. Даже если была другая жена — она не сыграла роли в истории Израиля

В. Сам Моисей — образец смиренного лидера, а не династического

Вывод:

Почему сказано, что «Моисей, человек Божий, и сыновья его причтены к колену Левиину» (1 Пар. 23:14)? Разве Моисей и так не был потомком Левия?

Отличный вопрос! Действительно, Моисей по происхождению уже был левитом, ведь он — сын Амрама, сына Каафа, сына Левия (см. Исх. 6:16–20). Тогда зачем 1 Пар. 23:14 уточняет, что его сыновья были «причтены к колену Левия»?

Вот подробный разбор:

Текст: 1 Пар. 23:14

«А Моисей, человек Божий, и сыновья его причтены к колену Левиину».

Зачем подчеркивать «причтены к колену Левиину», если Моисей уже был левит?

  1. Подчёркивается служебный статус, а не просто родословный

Хотя сыновья Моисея по крови были левитами, их служебное положение должно было быть подтверждено официально.

Это не про происхождение, а про включение в храмовую и левитскую структуру.

  1. Противопоставление Моисея и Аарона
  1. «Причтены» = официально назначены

Слово «причтены» в оригинале (ивр. הִתְיַחְשׂוּ, «были записаны по родословию, внесены в список») указывает на то, что потомки Моисея официально записаны в разряд левитов, исполняющих определённую роль.

Вывод:

С уважением, пастор Александр Серков