Продолжаем цикл бесед под названием «Адвентисты и общество». Первая часть называется «Вакцинация и адвентисты». В этих темах мы разбираем документы Генеральной Конференции. Это высший административный орган Церкви адвентистов седьмого дня. Он формирует официальное вероучение этой всемирной церкви. По общественным вопросам – в том числе.
Почему вопрос однополых отношений волнует христиан?
С одной стороны, Библия осуждает такие отношения (Лев.18:22). Жители города Содома и Гоморры были сожжены огнем от Господа. В Древнем Израиле однополые отношения карались смертной казнью. Апостолы запрещали такое поведение среди христиан и заявляли, что поступающие так не удостоятся вечной жизни.
С другой стороны, ряд развитых стран недавно взял курс на защиту приверженцев этих отношений. Налицо конфликт библейских заповедей. Ведь то же самое Писание велит покоряться власти, молиться о ней и поддерживать ее добрые действия. Но как быть, если власть как Божье установление (Рим.13:1) защищает то, что Господь считает мерзостью?
Являются ли однополые отношения молодым явлением?
Нет. Они стары как мир. О них мы читаем в документах древнейших цивилизаций в истории. Например, Библия описывает историю человечества от каменного века до расцвета Римской империи. Писание говорит об однополых отношениях от Быт.19:4-5 до последней главы христианского канона – Откр.22:15.
Как это явление распространилось в современном мире?
Возможно, главную роль тут сыграли древние греки. Отец греческой философии Сократ был осужден жителями города Афины на смерть. В частности, за то, что «развращал молодежь». Однако это обвинение явно сфабриковано. Подобное встречалось если не во всех, то в большинстве греческих школ.
Римская копия бюста Сократа скульптора Лисиппа. Лувр, Париж. Источник
Народы в составе Римской империи и пришедшие им на смену восприняли греческую ученость. Классическое образование давало прекрасное впечатление о быте и поведении древних греков. Они создавали прекрасные вещи и идеи. Однако их поступки были далеки от библейской морали.
В христианскую эру подобные отношения были в ходу у высших слоев европейских народов. Церковь такое неизменно осуждала. С принятием христианства Римская империя ввела жесткие антигомосексуальные законы. В составе Кодекса Юстиниана они стали основой средневекового законодательства Западной Европы. В эпоху Возрождения и Реформации общественная роль Церкви стала слабнуть. И разврат расцвел пышным цветом. Масса известных европейцев недавних веков имеют в своей биографии как минимум намеки на подобное.
Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи. Источник
Тоталитарные режимы ХХ века преследовали меньшинства – этнические, сексуальные, религиозные. И западные страны после Второй мировой войны взялись меньшинства защищать. То есть само явление старо. А новость в том, что государство берется регистрировать однополую пару как семью и требует от общества признавать это.
Является ли Европа главной защитницей однополых отношений?
И да, и нет. Пятнадцать стран мира из двадцати девяти (т.е. половина), где узаконен однополый брак, расположены в Европе. Кроме того, в четырнадцати странах Европы признаются гражданские партнёрства. В разных европейских странах такие пары имеют разный юридический статус.
Легализация однополых браков и других типов союзов в Европе:
⚑ Регистрируются однополые браки
⚑ Признаются браки, заключённые за границей
⚑ Регистрируются другие формы союзов
⚑ Признаются незарегистрированные союзы
⚑ Никакие однополые союзы не признаются
⚑ Однополые браки запрещены конституцией. Источник
А вот карта Европы по религиозным предпочтениям населения (источник):
Лучше всего себя однополые пары чувствуют в протестантских и нерелигиозных странах. Хуже всего – в православных и мусульманских.
В других регионах мира ситуация также различается.
Правовой статус однополых отношений в мире
Официально признаются
⚑ регистрируются однополые браки
⚑ однополые браки признаются, но не заключаются
⚑ заключаются однополые партнёрства
⚑ внутренние ограничения (незарегистрированное сожительство)
Не запрещены
⚑ отсутствуют регламентирующие законы
⚑ имеется ограничение свободы слова и собрания
Криминализованы
⚑ де-юре нелегальны, де-факто не преследуются
⚑ реальное уголовное преследование
⚑ лишение свободы, включая пожизненное
⚑ наказание вплоть до смертной казни (источник)
Какова официальная позиция Адвентистской церкви насчет однополых отношений?
Адвентистские служители не венчают однополые пары и не допускают такие церемонии в церковных помещениях[1]. Если государство будет требовать при приеме на работу не обращать внимания на ориентацию человека, то церковь в своих учреждениях такой норме подчиняться не должна.
Адвентисты различают гомосексуальную ориентацию и практику. Человек может быть бессильным против своей ориентации. Но в вопросах практики решает личный выбор.
«Спор по поводу происхождения гомосексуализма пока не разрешен. Некоторые факты свидетельствуют о том, что это приобретенное поведение. Однако другие исследования указывают на то, что гомосексуализм не всегда является следствием сознательного выбора или результатом определенного влияния в детские годы, но что некоторые люди могут быть генетически предрасположены к такому поведению»[2].
Иисус пришел освободить людей как от приобретенных отклонений, так и от генетических или наследственных склонностей. Библия всех людей призывает верой предать себя Богу, начать новую жизнь во Христе.
«Можно допустить, что вследствие проклятия греха некоторые мужчины и женщины могут иметь врожденную склонность к гомосексуализму подобно тому, как некоторые рождаются с генетической предрасположенностью к алкоголизму. Но так же, как сила Бога помогает алкоголику победить это порочное влечение, Его любовь и сила позволят человеку с гомосексуальной предрасположенностью жить нравственно чистой жизнью. Община верующих людей должна относиться к обеим группам с любовью и состраданием»[3].
Иисус защищал достоинство каждого человека и с сочувствием служил людям и семьям, страдающим последствиями греха. Он предлагал людям в их жизненной борьбе Свою заботу и слова утешения, различая Свою любовь к грешникам и Свое ясное учение о том, что есть грех[4].
«Мы считаем, что все люди, независимо от их сексуальной ориентации, являются детьми Божьими. Мы не оправдываем презрения и осмеяния по отношению к какой-либо из групп людей, не говоря уже о дурном обращении с такими людьми. И тем не менее совершенно ясно, что гомосексуализм не поощрялся ни Словом Божьим, ни христианской Церковью на протяжении 2000 лет ее истории. Адвентисты седьмого дня верят, что учение Библии истинно и в наши дни»[5].
Для адвентистской церкви неприемлема идея однополых браков, и церковь не оправдывает гомосексуализм и его пропаганду.
Для людей, не имеющих возможности или желания вступать в брак с представителем противоположного пола, адвентисты предлагают оставаться безбрачными. Но и для таких лиц безбрачие не дает права на сексуальные отношения с представителями своего пола.
«В случаях, когда претензии гражданского правительства прямо конфликтуют и противоречат учению Слова Божьего, как это учение понимают адвентисты седьмого дня, то и Церковь, и ее членов то же Слово Божье обязывает в первую очередь повиноваться его принципам, а не человеческой власти (Деян.5:29)»[6].
Адвентисты заявляют о готовности на основании своих прав и свобод, данных Богом и закрепленных светским правительством, озвучивать в общественной сфере свою позицию по сохранению свободы совести, божественного происхождения брака между одним мужчиной и одной женщиной и семьи, производной от такого союза. Церковь намерена сообщать об этом как внутри церкви, так и за ее пределами на основании свободы слова, используя публичные мероприятия, богослужения, миссионерские собрания, образовательные аудитории и общественные форумы.
Эта тема получила развитие в сравнительно недавнем заявлении по поводу явления трансгендерности. Это несовпадение биологического пола и самоощущения человека, побуждающее в ряде случаев сменить пол.
«…мы признаём уникальность… положения [трансгендерных лиц] и ограниченность наших знаний в конкретных случаях. Также мы верим, что Священные Писания содержат руководящие принципы и советы для трансгендеров и [для] Церкви, которые [советы – М. Б.] превышают человеческие обычаи и культуру»[7].
Писание утверждает, что гендерная идентичность человека определена его биологическим полом при рождении.
«Пока трансгендерные лица подчиняют свою жизнь библейским наставлениям по сексуальности и браку, они могут быть членами Церкви адвентистов седьмого дня. Поскольку Библия считает людей целостными существами и не различает биологический пол и гендерную идентичность, Церковь строго предостерегает трансгендерных лиц против хирургического изменения пола и против брака, если они совершат такую [медицинскую – М. Б.] процедуру».
Авторы документа обнадеживают, что сексуальные грехи, совершенные гетеросексуалами, гомосексуалами, трансгендерами или другими, могут быть прощены, а жизнь преобразована через веру в Иисуса Христа. Вместе со всеми верующими они уверяют трансгендеров в полноте сострадания Бога, мира и благодати в ожидании скорого возвращения Иисуса. Тогда все истинные последователи Христа будут полностью восстановлены согласно Божьему идеалу.
Выводы
Адвентисты осуждают гомосексуальную практику. Они признают, что человек по разным причинам может искренне стремиться к представителям своего пола. Тем не менее, поступок – это вопрос личного выбора. За него личность несет ответственность перед обществом и Богом. Все люди грешны, только грешат по-разному. Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха (1Иоан.1:7).
Адвентисты считают, что Божий запрет на однополые отношения более авторитетен, чем государственные попытки насадить эти отношения как норму.
Максим Балаклицкий
Первая иллюстрация наверху – фрагмент картины Жака Луи Давида «Смерть Сократа» (1787). Источник
[1] Responding to Changing Cultural Attitudes Regarding Homosexual and Other Alternative Sexual Practices. https://www.adventist.org/en/information/official-statements/guidelines/article/go/-/responding-to-changing-cultural-attitudes-regarding-homosexual-and-other-alternative-sexual-practice/.
[2] Настольная книга по теологии. Библейский комментарий адвентистов седьмого дня. Том 12, 2010, с. 501.
[3] Настольная книга по теологии. Библейский комментарий адвентистов седьмого дня. Том 12, 2010, с. 529.
[4] Официальные заявления, рекомендации и другие документы Церкви адвентистов седьмого дня, 2010, С. 92-93.
[5] Официальные заявления, рекомендации и другие документы Церкви адвентистов седьмого дня. 2010. — С. 133.
[6] Responding to Changing Cultural Attitudes Regarding Homosexual and Other Alternative Sexual Practices. https://www.adventist.org/en/information/official-statements/guidelines/article/go/-/responding-to-changing-cultural-attitudes-regarding-homosexual-and-other-alternative-sexual-practice/.
[7] Statement on Transgenderism. https://www.adventist.org/en/information/official-statements/statements/article/go/-/statement-on-transgenderism/.