Что имел в виду Иисус, говоря «будьте совершенны» (Матф.5:48)? 

Это слово по-гречески звучит «телейос» и буквально значит «достигший цели», «завершенный». В греческой литературе это слово обозначало разные виды зрелости: подходящих богам жертв, взрослых животных либо людей-профессионалов своего дела.

Это же слово апостол Павел употребляет в отношении зрелых христиан в 1Кор.2:6 («Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих») и в Флп.3:15 («Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет»).

То есть Павел считал, что как минимум в двух общинах тогдашней церкви находились совершенные верующие, о которых говорил Иисус. Причем о коринфской общине мы никак не можем сказать, что тамошние верующие были идеальны. И Павел призывает коринфян к новым высотам: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор.14:20). То же слово находим в Евр.5:14 («твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла»).

Считается, что еврейским эквивалентом является слово «там», которое в Иов1:1 и Прит.11:3,5 переводится как «непорочный».

Итак, что имеет в виду Иисус? Писание видит освящение как постоянный прогресс, возрастание в познании Бога и каждодневной святости. Господь всегда призывал Своих последователей к совершенству. Искренне ходя Божьими путями, не считая себя достигшим, стремясь к высшим целям, человек на каждом этапе своего пути может быть непорочным, святым, преданным Господу.

Иисус не отрицает святости предыдущих веков, сосредоточенной на ритуальной стороне жизни, однако смещает акцент к личной моральности и отношениях с ближними. 48 текст параллелен похожей фразе в 44 и 45 текстах: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

Источник: Библейский комментарий Церкви АСД в 10 томах. Том 5.

Максим Балаклицкий