Я всегда обходил стороной эту непонятную для меня главу, наполненную многочисленными битвами между царем северным и царем южным. И сейчас бы обошел, но раз «взялся за плуг», надо идти до конца. Я понимаю, что это впоследствии принесет мне благословение в приобретении большего знания, но пока, соприкоснувшись с материалами некоторых богословов, вижу, как много еще нужно времени, чтобы что-то понять.
Прежде всего, я понял, что 11 главу нужно рассматривать как часть целой картины, каковой является книга Даниила. Иначе эта книга будет сборником разных авторов, живших в разное время. Что у кого болело, тот о том и писал. И что еще хуже, что тогда она никакая не пророческая, а писали ее современники тех событий, которые в ней отражены.
Исследователи обнаруживают, однако, литературную целостность книги, выраженную в хиастической структуре (зеркальном отражении идеи от центра к краям произведения, как я это понимаю). В книге Даниила она есть, что говорит о едином авторе. Например:
-
-
- Человек (истукан 2 гл.) – Звери+рога (7 гл.) – Звери+рога (8 гл.) – люди (цари и др. в 11 гл.)
-
- А: схема пророчества – человек (2)
- В: повествование, народ Божий в изгнании (3-6)
- С: схема пророчества, звери-рога (7)
- С*: схема пророчества, звери-рога (8)
- В*: пророчество, народ Божий после плена (9)
- А*: схема пророчества – человек (10-12)
- 1 гл. и часть 12 как пролог и эпилог
-
И еще есть, но я думаю этого достаточно, чтобы увидеть целостный замысел автора.
Дан.11:22
О каком «вожде завета» здесь едет речь?
Слово «вождь» (nagid) встречается только три раза (здесь и два раза в Дан.9:24-27)
Слово «всепотопляющие» שֶׂטֶף — наводнение (номер стронга 7858) используется еще всего один раз тоже в отрывке Дан.9:26
Слово «завет» (берит) встречается только в 9 и 11 главах, а в связи с вождем это слово используется только в отрывке 9:24-27, где говорится о Христе Владыке (вождь)
Т.е., если мы утверждаем, что в отрывке 9:24-27 говорится об Иисусе Христе, тогда лексические точки соприкосновения должны подвести нас к тому, что в 11:22 тоже говорится о Нем.
Это допущение дает нам хронологически фиксированную точку отсчета, отталкиваясь от которой можно толковать исторический ход осуществления пророчества из 11-й главы. Все, что предшествует 22-му стиху 11-й главы, должно предшествовать казни Христа римлянами, когда те сокрушили «вождя завета», а все, что следует за ним, соответственно должно совершиться после распятия Иисуса.
Дан.11:32-34
Границы видения с 11 главы по 12:4. Потому что в Дан.12:6,7 дается ответ на вопрос «когда будет конец этих чудных происшествий?» — три с половиной времени окончатся с прекращением гонений на народ святой. Эти гонения описаны в видении в 32-34 стихах, т.е. после распятия Христа. О трех с половиной временах гонений малого рога на святых мы читали в Дан.7:25. Поскольку виновником трех с половиной времен гонения является «небольшой рог» из 7-й главы, очевидно одно: равнозначность обоих отрывков свидетельствует, что преследование, о котором говорится в Дан. 12:7, будет вызвано тем же «небольшим рогом» из 7-й главы.
Таким образом, пророчества от 2 главы до 12-й связаны, и видения, показанные позже, дополняют и углубляют понимание прежних видений. Дан.11:22 говорит о распятии Христа, что расширяет диапазон событий от местных войн между селевкидами и птолемеями до последующих событий времен римской империи, папства, и современности.
Так что я верю, что Даниилу было показано видение всей истории человечества до установления Божьего царства, когда северный царь придет к своему концу под «горою преславного святилища» (Дан.11:45). Исторические детали в урочнике отлично изложены, и я не ставил целью их здесь повторять. Но пишу размышления в контексте нашей серьезной дискуссии. Далее, возможно будут дополнения в комментариях.
Пастор Владимир Ярош.