Субботняя школа «Книга Даниила» с Владимиром Ярошем. Урок №9 «От осквернения к освящению»

Антиох IV Епифан, папский Рим, антихрист перед пришествием Христа или все вместе?

Для адвентистов Дан.8:14 является исторически важным. Потому что истолкование окончания периода 2300 в.у. 1844 годом лежит в основе зарождения адвентистского движения миллеритов и адвентистской церкви. Дискуссии ведутся серьёзные. Написано множество исследований на эту тему. Мне кажется, настолько скрупулезно не исследовался ни один текст, как этот. Под микроскопом каждая буква отрывка. Я попробовал прочесть некоторые из работ, и у меня голова «задымилась». Я почувствовал в этих работах, что такое библейская наука. И как я еще далек от всех этих тонкостей. Слава Богу, что есть люди, посвятившие себя для такого кропотливого труда. Каждому Бог определил определенный дар, которым мы обогащаем друг друга. С удовольствием наблюдаю, когда дискутируют настоящие ученые. Мне тогда кажется, что сам я становлюсь немного умнее.

Дискуссия продолжается, но позиция церкви АСД остается неизменной: малый рог – это языческий и папский Рим. А период 2300 в.у. начинается с 457 года до н.э. и оканчивается в 1844 году н.э. В 24-ой доктрине АСД читаем: «В 1844 году, по окончании пророческого периода в 2300 дней, началась вторая и последняя часть Его искупительного служения, символизируемого служением первосвященника во Святом святых земного святилища. В это время на небе начался следственный суд – первая стадия окончательного удаления всех грехов, прообразом которой было очищение древнего еврейского святилища в День искупления… Обитатели неба благодаря следственному суду видят среди умерших на земле тех, кто почил во Христе, и потому достоин участвовать в первом воскресении. На этом суде также становится ясно, кто из еще живущих на земле пребывает во Христе…»

Как я выяснил для себя, в христианском мире существует три основных школы толкования пророчеств:

Есть еще идеалисты, которые верят, что все эсхатологические пророчества нужно толковать символично, духовно, алегорично и переносят на свою жизнь и жизнь общества в целом.

Есть еще апотелезматический метод, который принимает все вышеприведенные подходы и считает их правыми в их утверждениях. Все соединяет.

Может, еще есть какие-то школы, не знаю. Но основные это три вышеприведенные.

Таким образом:

Толкование 2300 вечеров и утр у претеристов натянуто. Если брать 2300 буквальных дней, то это 6 лет, 4 месяца и 20 дней. Ни смерть первосвященника Онии в 170 году, ни ограбление храма в 169 г. не дотягивает значительно до 2300 буквальных дней. Потом решили разделить эту цифру пополам – 1150 дней (1150 вечеров и 1150 утр), но и здесь не хватает 70 дней от осквернения храма до освящения. Хотя идея интересна. Я читал, что у пророчества может быть одно исполнение и несколько применений (промежуточных, местячковых). Может, Антиох и тянет на это. Но не знаю, правильно ли это, похоже на апотелезматизм. Но на исполнение он явно не тянет и по другим причинам. Например, Ангел объясняя Даниилу смысл видения, три раза говорит о том, что видение об окончании 2300 относится к концу времени (Дан.8:17,19,26). А это точно уже не о буквальных днях. Здесь явно о годах. До последнего времени Антиох «не дотянул».

Масштабы. «Он чрезвычайно разросся к югу, востоку и к прекрасной стране» (9). Антиох не мог этим похвастать. А Рим мог. Кроме того, малый рог мы встречаем на голове четвертого зверя – Рима (7 гл.). Но претеристы верят, что четвертый зверь – Греция, Вавилон – первый, Мидия – второй, а Персия – третий. Рима нет в их интерпретации. В Дан.8:9 малый рог как бы появляется из козлиных рогов (Греция), но при детальном исследовании синтаксиса богословы доказали, что речь идет о ветрах. «От одного из них» — «четырех ветров», т.е. концов света. Рим и выходит из запада на закате Греческого царства. 11 и 12 ст. говорят о религиозных атаках на небесное святилище (макон по-евр. – Место Бога на небе). Отнятие не столько ежедневной жертвы, а всего постоянного процесса очищения грешников (тамид). Религиозные атаки указывают на папский Рим. Последовательность слов фразы «2300 вечеров и утр» отправляет нас к первой неделе творения, когда этими словами определялись сутки: «И был вечер и было утро – день один». О жертвах говорилось всегда в другом порядке утро-вечер 4Царств16:15; 2Пар.31:3; Ездр.3:3 и т.д. (это ответ на попытку разделить пополам 2300 по 1150 дней).

Я понимаю, что под давлением большинства христианства, принимающего Антиоха, оказываются и адвентисты. Поэтому и приходиться тоже вникать и разбираться.

«И тогда святилище очистится» — аллюзия на 16 главу книги Левит, где говорится о Дне искупления, который назывался еще День суда (Йом киппур). Для нас важно знать и понимать, в какое время мы живем, чтобы быть готовыми встречать Христа и говорить об этом другим Откр.14:6,7. Нам важно знать, что за каждого верующего в Небесном Святилище предстоит Ходатай, и все небо вовлечено в этот суд Дан.7:10.

Пастор Владимир Ярош.