Субботняя школа «Книги Ездры и Неемии» с Владимиром Ярошем». Урок № 5. «Нарушение духа Закона»

Памятный текст Неем. 5:11

Кроме внешних препятствий строительству Иерусалима возникли внутренние: «большой ропот в народе». Неемия выделяет три группы возмущающихся своими же собратьями-иудеями:

Это – три степени нужды и нищеты.

Неемия возмущен таким положением вещей в народе Божьем: как можно продавать самим себе своих же братьев, которых еще недавно выкупали из рабства у других народов! В Неем.5:8 написано, что «знатнейшие и начальствующие» «молчали и не находили ответа». Они не могли найти объяснения своим действиям. Неем.5:9 напоминает о хождении в страхе Божием, который должен определять жизнь в еврейском сообществе. В противном случае не избежать поношений от враждующих с евреями народов.

В Неем.5:10-11 Неемия приводит в пример себя и то, что он делал для нуждающихся: давал взаймы деньги и пищу, но простил эти долги тем, кому давал. Он призывает всех взявших у нуждающихся имущество возвратить его. Они соглашаются. Более того, они должны были поклясться перед священниками, что могло быть символом клятвы перед Самим Господом, т.о. Господь лично становился свидетелем их клятвы, что было уже очень серьезным. Клятву пред священниками Неемия усилил своим проклятием (Неем.5:13).

Неем.5:14-15. Здесь Неемия заявляет о том, что, в отличие от предыдущих областеначальников, он не пользовался привилегиями и правом «есть хлеб областеначальнический», т.е., как об этом написано в ст. 15, не брал с народа хлеб, вино и серебро – налог с народа, который ему полагался. Неемия отмечает, что вместо этого он поддерживал строительные работы, трудясь там со своими слугами. Он кормил как иудеев, так и представителей других народов. Свои дела он противопоставляет делам «знатнейших и начальствующих» в Иудее, подчеркивая, что он поступал по страху Божьему.

Т.о., жизнь народа в страхе Божием предусматривает заботу о слабых и нуждающихся, их защиту от притеснений сильных и богатых, отсутствие ростовщичества среди своих собратьев и прощение долгов, особенно в трудные для народа времена.

Мысли для рассуждения:

  1. Согласно закону Моисея, нарушения не было в том, что те из израильтян, кто давал взаймы своим соплеменникам, брал залог или забирал в рабство должников или их детей. (Лев.25:35-55) Нельзя было брать проценты сверх долга (Неем.5:7 «берете лихву»), господствовать над ними как над рабами в других народах, но относиться как к наемным работникам. Нельзя было их продавать как рабов, (Лев.25:42) и тем более другим народам. В юбилейный год должники отпускались на свободу и им возвращалось все имущество. Бог заявляет на них Свои права, т.к. весь Израиль — Его рабы, выкупленные из плена Египетского.
  2. Вт.15:12 говорит о седьмом годе, когда должен быть отпущен на свободу еврей и не с пустыми руками (13 ст.) Вт.15:16-17 Еврей, однако, по доброй воле может остаться рабом в семье, где он чувствует себя в большей социальной защищенности, чем на свободе.
  3. Неемия распорядился всех отпустить. Отпустили. Решился ли вопрос. Разве не окажутся снова эти же бедные и нищие в нужде, просящими в долг у тех же, кто их только отпустил?
  4. Вт. 15:11 «Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему в земле твоей». Почему вообще люди становятся одни богатыми, а другие нищими? И это при равных возможностях на старте. Пр.13:23 – от беспорядка. Болезнь или смерть кормильца. Т.е. причины могут быть разные. И в любом случае Бог призывает поддержать брата, чтобы он не умер от голода. Есть ли в этом справедливость, когда от беспорядка, обедневшего ты должен поддерживать? Если он алкоголик или наркоман, обязан ли ты его поддерживать, чтобы он не умер от голода? Библия не оговаривает условий, а просто говорит о том, чтобы не оставляли такого умирать голодной смертью. Какой толк от такого раба (алкоголика или наркомана)? Как он отработает свой долг? Такие люди, обычно, асоциальны. И им порой лучше в реабцентре («рабцентре» — шутят некоторые), где заботятся об их жизни, но при этом они работают по своим возможностям. Некоторые исцеляются, и у них получается жить ответственно на свободе. А некоторым лучше так и оставаться «рабом на веки». «От беспорядка» прежде всего во внутреннем мире. Люди могут быть психически больными, недоразвитыми – разве можно их осуждать за то, их рассудок не упорядочен? Общество здоровых ответственно за них. Здоровые должны быть благодарны Богу и проявлять заботу о бедных инвалидах, а не наживаться на них, злоупотребляя их слабостью. Я думаю, что многие из тех, кто попадает в тюрьмы, а также алкоголики и наркоманы имеют предрасположенность к такой участи в силу своего душевной и духовной ущербности. Они слабее других, к ним и подход должен быть другой в здоровом обществе.

 

Пастор Владимир Ярош.