Рецензия на книгу: Михаил Кальнев. Адвентизм и иоаннитство перед судом миссионерской критики. СПб.: Колокол, 1910. 34 с.

Никому не понравится читать книгу, которая высмеивает твою религию и взгляды на жизнь, но зато это может дать почву подумать, как окружающие воспринимают меня и то религиозное общество, в которое я вхожу, а также дать хорошую оценку насколько является достоверным то, о чём пишет автор.

Книгу написал Михаил Александрович Кальнев, который являлся епархиальным миссионером. Сам он родился в Херсонской губернии в семье священника. Окончил духовную семинарию, а потом и академию. Магистр богословия. М.А.Кальнев был автором многих сочинений по вопросам миссии. Миссионер много общался с приспешниками различных деноминаций, способствовал их обращению в православие, а также был участником в облавах на тайных собраниях.

Название произведения «Адвентизм и иоаннитство перед судом миссионерской критики» отражает суть работы, которой автор занимался. В ней говорится о борьбе с такими религиозными течениями, как адвентисты и иоанниты. Книга опубликована в Санкт-Петербурге в типографии «Колокол» в 1910 году.

Сама книга повествует о том, как православные узнают, что в Одессе адвентисты собираются провести свой съезд, в виду этого епархия решается провести свой съезд в эти же числа, чтобы за это время обучить своих миссионеров, как бороться с новообразованными «сектами», такими как адвентизм и иоаннитство. Книга состоит из 9 частей, вернее протоколов, где один протокол отвечает за одно заседание съезда православных, которое проходило либо утром, либо вечером на котором разбирался какой-то один вопрос.

Сам текст читается не тяжело, но содержание его вызывает кучу негодования. На протяжения меня смущал тот факт, что автор пишет о себе в третьем лице и как о самом авторитетном представители в его книге. Такое отношение к себе уже позволяет судить, что авторитет его непрекословен и любое расхождение возражения на его слова будут восприняты как ересь. Так, во всех докладах говорили, насколько ужасны эти течения, но не называли их хорошие стороны.

После прочтения у меня было небольшое удивление, откуда в то время столько знали об этих религиозных движениях, особенно адвентистах, которые появились совсем недавно. Но я заметил, что во многих вопросах, сейчас конкретно об адвентизме говорю, так как сам являюсь членом этой Церкви, автор некомпетентен. К примеру, осуждая адвентистов в том, что они постоянно предсказывают Второе Пришествие Христа, и первым, кто это сделал, был «основатель адвентизма Вильям Миллер», но он не был адвентистом, а являлся методистом. Но адвентисты не стараются дать точную дату Второму Пришествию, так как считают, что не знаем «ни дня, ни часа, в который придёт Сын Человеческий». Основные моменты, за которые они пытались осудить это суббота и посмертное существование души человека. Конкретно субботы приводили ссылки, на которые опираются адвентисты, а после, дают «опровержение» этим стихам другими. Но прочитав те отрывки, которыми они аргументируют, что нужно соблюдать воскресенье, там я ничего не нашёл, некоторые отрывки вообще не коим образом связанны с этой темой, это доказывает то, что у православных есть проблемы с герменевтикой и ориентировании в Священном Писании. Что касается понимание души, так в своём докладе они разделяют адвентистов на 4 фракции, которые по-разному понимают этот вопрос. На самом деле суть этих 4 фракций надо объединить, это и будет являться настоящей позиций понимание этого вопроса, и никаких разногласий нет.

Поражает ещё то, насколько в подробностях знают о событиях, произошедших в других конфессиях. Город, время, дом, где происходили собрания или совещания. Складывается мнение, или это обиженные адвентисты, ушедшие в православие, или они шпионили сами.

На протяжении всего произведения видно, как пытаются раскрыть слабые места адвентистов, иоаннистов, баптистов, высмеять какие-то их ошибки. Но почему они не вспоминали о своих падениях на этом съезде? Своих ошибках. Хотя если поднять историю, там, куда всё мрачнее и ужасней, чем в тех религиях, которые они причислили к сектам. Тогда кто они?

Эта книга мне помогла раскрыть более глубоко понимания православных догм, на чём строят они свою верю, какие аргументы за и против они приводят в свою пользу, ещё я узнал об ионнистах, кто они такие и что представляют,  а также чем отличаются баптисты от адвентистов.

Думаю, что эту книгу было бы многим интересно почитать, особенно тем, кого православные критикуют. Но если вера того человека слабая, эта книга может сильно пошатнуть её. И после прочтения, возникнут много вопросов, на которые не сразу получится найти ответ,  а на некоторые вообще невозможно.

Алексей Круч, бакалаврант теологии