Конечно, каждая церковь заслуживает отдельной статьи.
Материал, который будет ниже в основном взят из курса по книге Откровение в Заокской Духовной Семинарии в изложении Андрея Севрюкова.
1. Ефес — столица Асии.
Римский проконсул, прибывавший в Асию на должность губернатора, должен был сойти с корабля на берег именно в Ефесе и здесь вступить в свою провинцию.
Таким образом начиная свое путешествие по церквам провинции Асии с Ефеса Иисус показывает, что истинным правителем Асии, властителем судеб является не губернатор, ставленник Рима, а Иисус.
2. Смирна
Смирна была основана как греческая колония.
Около 600 г до нэ ее постигла гибель; на нее напали мидийцы и разрушили ее.
В течение нескольких город не существовал, а на месте города было несколько деревень.
Смирна была вновь отстроена согласно единому плану во времена Александра Македонского, с большими, прямыми улицами.
Откр 2: 8
И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив:
Воскресший Христос назван «Который был мертв, и се, жив».
Данное представление напоминает прошлое Смирны.
Смирна также 400 лет была мертва, но потом ожила.
В 193 вс в Смирне построен храм римской богине Роме.
В 23 вс Тиберий наделил Смирну привилегией построить в городе Храм Августу и своей матери, жене Августа.
Смирна была выбрана из 11 городов в качестве города, где будет храм Тиберию.
Как утверждает Тацит (Аналы 3.63; 4.37-38, 55-56), влиятельные жители города боролись за право быть священниками в данных храмах.
Откр 2:8
«…Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: »
Христос называет себя так, как представляет Яхве Исаия (44:6, 48:12) в ответ на идолопоклонство Божьего народа.
Христос говорит о том, что он единственный Бог, а кесарь, призывающий поклониться себе – самозванец.
Но следование за Христос не обязательно избавит от смерти. Обращаясь к тем, кто будет верен до смерти в своем желании поклоняться только Иисусу, Христос представляет себя как «был мертв и жив», тем самым показывая, что он возвратит к жизни своих верных
В городе жило особенно много иудеев и они были очень влиятельны (2,9).
Так, например, они пожертвовали 10 тысяч динариев на украшение города.
В обращении к Смирнской церкви Христос называет местную синагогу – «синагогой сатаны» за те деяния и влияние, которые иудеи имели в вопросах притеснения христиан.
Хиастическая структура
2:9 Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.
2:10 Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть.
Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
Иисус не обещает, что скорби не будет. Наоборот, Он говорит о том, что будущая скорбь будет больше чем прошлая.
Но скорбь будет длиться только десять дней. Десять – это символ необходимого минимума. Десять дней попросил Даниил для проверки диеты.
Бог не позволит испытаниям длиться дольше, чем необходимый минимум. Бог допускает минимальные испытания.
Временная преемственность между Эфесом и Смирной.
В Эфесе Церковь испытала ложных учителей.
В Смирне дьявол предпринимает контратаку – испытывает Церковь через гонения.
Церковь испытывает путем сравнения со словом Божьим с целью отличить истину от лжи.
Дьявол испытывает через гонения с целью соблазнить и погубить.
Откр 2:11
побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.
Откр 20:6
Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти
Откр 21:8
«8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая»
3. Пергам
В 29 B.C. Пергам получил право учредить культ богине Роме и императору Октавиану Августу.
В 26 ад Пергам пытался получить право на поклонение императору Тиберию, но право получила Смирна.
Через несколько лет после написания Откровения в Пергаме был построен храм императору Траяну.
Во дни Иоанна Каждый гражданин должен был ежегодно являться пред градоправителями Пергама и воскурять фимиам кесарю говоря «Кесарь – есть господь».
После этого он получал документ, говоривший о его участи в церемонии и лояльности Риму.
Отказ принять участие в поклонении и получить документ означал преследование и смерть.
Структура вести к Пергамской Церкви (порядок слов соответствует греческому тексту).
А Так говорит имеющий меч с обоих сторон острый:
Б Знаю, где ты живешь – где престол
сатаны,
С но держишь Имя Мое и не отрекся
от веры моей и в дни, в которые
Антипа, свидетель мой верный мой
убит у вас,
Б где сатана живет.
D Но имею против тебя немного, потому что имеешь там держащих учение Валаама,
E который научил Валака положить соблазн перед сынами Израиля есть идоложертвенное и блудить.
D Так имеешь и ты держащих учение Николаитов подобно.
А Итак, покайся. Если же нет, прихожу к тебе скоро и сражусь с ними мечом уст моих.
Еврейское имя «Валаам» происходит от слов «бала» — «глотать, уничтожать» и «ам» — «народ».
Греческое имя «Николай» происходит от слов «никао» — «побеждать» и «лаос» — «народ».
Таким образом имена Николай и Валаам близки по значению. Они оба содействуют гибели Божьего народа.
В структуре этой вести используется уже не хиазм, а инклюзио.
«Инклюзио — это синоним слова „сэндвич“». В древней греческой и еврейской литературе, как Библия, не было пунктуации и разрывов на абзацы, поэтому авторы были вынуждены оповещать читателя об изменениях в структуре текста другими методами. Инклюзио относится к таким литературным приёмам.» (С)
При инклюзио конец абзаца или более длинного отрывка текста похож на его начало.
С помощью приема инклюзио в послании передается идея меча.
Во-первых, о мече говорится в начале и в конце отрывка.
Во-вторых, с помощью инклюзио отрывок разделен на две части – как бы разрублен мечом.
В Пергаме живут две группы – христиане, там где правит сатана и Николаиты, там где живут христиане. Может казаться, что различить их невозможно, но Слово Истины утверждает между ними «великую пропасть».
Откр 2:12
«Имеющий острый с обеих сторон меч».
Римские правители делились на два класса: на имевших право меча, и не имевших его.
Правитель, имевший право меча, мог решать вопрос жизни и смерти; по его приказу человека могли убить на месте.
Правитель в Пергаме имел право ношения меча, и мог в любое время воспользоваться своим правом против христиан.
Иоанн предупреждает христиан, что последнее слово принадлежит Воскресшему Христу, имеющему острый с обеих сторон меч (меч истины).
Суть деятельности Валаама состояла в компромиссе между истиной и ложью.
Будучи пророком Божиим он пошел против повелений Божих и вступил с сговор с царем Валаком.
Христианская церковь этого периода пошла на компромисс со светской властью императоров, что выразилось в ереси.
В античном мире белые и черные камни использовались в суде при вынесении судьями или жюри своего решения:
черный — осуждение,
белый — оправдание.
А это значит, что христианин, даже если ему имперская власть выдала черный камень (осуждение), получит белый камень из рук Христа, и будет оправдан в глазах Бога.
14. Фиатира
Это был крупный торговый и промышленный центр, особенно известна тамошняя красильня и ткацкие мастерские, торговля тканными изделиями из шерсти.
Из раскопанных надписей мы знаем, что там было много ремесленных гильдий, в которые объединялись представители определенных ремесел, кожевников,, прядильщиков, красильщиков, горшечников.
Откр 2:18
…так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:
Христос изображен с негодующими очами и непоколебимыми ногами.
Жители Фиатиры верили, что покровителем их города был Аполлон, сын Зевса, верховного греческого божества. Аполлон был богом солнца, яркого светила. Иисус говорит, что Он являет истинным Сыном Божьим и истинным светилом.
3 Цар 16:31-32
«31 Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему.
32 И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. »
Но как во дни Илии казалось, что отступление повсеместно, так казалось, что и в этой церкви, и в этот период отступление повсеместно. Но в Фиатире был остаток.
«Пасти язычников жезлом железным»
Откр 19:12,15 – описание Второго пришествия
12 Очи у Него как пламень огненный…
15 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным;
Откр 22:16
«Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. »
Откр 3:1
«так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд:»
Иисус представлен как Тот, кто имеет Святого Духа, и Кто управляет руководителями церкви.
В пятой главе семь Духов — это глаза Агнца. Иисус представляется спящей церкви как Тот, у Кого семь открытых глаз.
Также семь — это число совершенства и полноты. Иисус представляет совершенство для церкви, дела которой не совершенны.
Откр 3:1 – Духовная смерть
«ты носишь имя, будто жив, но ты мертв».
Представляясь церкви как имеющий Духа Святого, церкви, которую он назовет духовно умершей, хотя и носящей имя будто жива, Христос говорит о Своей способности возродить к жизни, воскресить духовно.
Откр 3:4
«Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек ( в оригинале — «несколько имен»), которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.
На фоне вести о незавершенности Божьего дела звучит мысль о том, что есть верный остаток, который будет награжден белыми одеждами.
Откр 19:7-8
«…ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.
И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых (В оригинале – «праведные дела святых»).
Откр 20 12
И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
Откр 20 15
И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
Откр 21 27
И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.
6. Филадельфия
Откр 3:6
«так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит: »
Исаия 22
20«И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина,
21 и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина.
22 И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит»
У царя Эзекии был царедворец Севна.
Господь говорит, что заменит его Елиакимом.
Новый царедворец будет открывать доступ к царю и закрывать.
Он будет «отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина», помогая решит вопросы с царем.
В Откровении 4 мы видим сидящим на престоле в качестве вселенского владыки Отца Небесного.
Ключ от дома Небесного Царя у Иисуса, и доступ к Царю — через Иисуса.
Иисус – единственный, через кого мы можем прийти в дом Божий. Он единственный истинный царедворец Отца Небесного.
Откр 4:1
«После сего я взглянул, и вот, дверь , [которая уже была] отверста (энеогмэнэ – перфектное причастие от анойго – «открывать») на небе…»
Отверстая дверь позволяет Иоанну видеть Царя Небесного на троне и панораму истории спасения .
Откр 3:7
«Я отворил перед тобою дверь … [т.к.] ты не много имеешь силы»
Христос отверз дверь в небесный храм, для того, чтобы церковь могла увидеть сидящего на престоле Господа и укрепиться.
Откр 22:4
«И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. »
Имя на челах указывает на сходство по характеру.
7. Лаодикия
«так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия»
Представляясь так, Христос говорит о Себе, что его свидетельство о состоянии церкви Лаодикии истинное, тогда как сама церковь находится в состоянии заблуждения относительно самой себя.
Лаодикия была крупным финансовым центром.Во время своего путешествия по Малой Азии римский оратор Цицерон получил деньги по своим аккредитивам именно в Лаодикии.
«Один из самых знаменитых городов Асии, Лаодикия, был в тот год [61 bc] разрушен землетрясением, и без всяких послаблений от нас восстановился из собственных средств»
Тацит: «Анналы», 14,27
Пасшиеся вокруг Лаодикии овцы славились своей мягкой блестящей фиолетово-черной шерстью.
Эта шерсть применялась для изготовления особого рода туники, называвшейся тримита, которая настолько ассоциировалась с городом, что его иногда даже называли Тримитария.
Приблизительно в двадцати километрах к западу от города находился храм карийского бога Мен.
Храм был центром медицинской школы, которая была переведена в город Лаодикию.
Медицинская школа славилась по всему миру своими мазями для ушей и для глаз.
В Библии говорится о глазной мази.
Слово мазь, в греческом тексте kollou,rion что в класическом греческом буквально значит «булочка».
эта пудра экспортировалась во все страны тогдашнего мира в виде твердых таблеток в форме маленьких булочек.
Греки принимали пищу три раза в день.
У них были akratisma, завтрак — кусок сухого хлеба, обмакнутого в вино.
Ariston – обед. Перекусывали прямо у дороги, взятым с собой куском, или где-то под колоннадой или в городском сквере.
deipnon — ужин, главная трапеза дня. Он длился довольно долго.
С человеком, который отворит дверь, Христос разделит deipnon «вечернюю трапезу», не какую-то закуску на бегу, а трапезу, во время которой люди ведут дружеские беседы.
Заключение
Можно обратить внимание, что исполнение всех обетований, данных церкви в первых главах книги Откровение происходит в последних главах.
Также желающие могут поупражняться и проверить — каждой церкви Бог дает на одно обетование больше. Ефесской церкви — одно обетоваение, Смирнской — два, и так далее.
Но кульминационное обетование дается Лаодикийской Церкви, любимой несмотря ни на что.
«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.»