Вопрос: В послании к Галатам, 1:1 мы читаем: «Павел Апостол, [избранный] не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых».
В книге Желание веков Е. Уайт в 81 гл: «Когда могущественный ангел провозгласил над могилой Христа: «Твой Отец зовет Тебя», — Спаситель вышел из могилы благодаря той жизни, которая была в Нем Самом. Теперь была доказана истинность Его слов: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее… имею власть отдать ее и власть имею обратно принять ее». Теперь исполнилось пророчество, некогда данное Им священникам и начальствующим: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 10:17, 18; 2:19)».
Как эти два свидетельства о воскресении Христа можно согласовать между собой? Павел говорит: Бог Отец воскресил Христа, сестра Уайт пишет: Он вышел из могилы благодаря жизни, которая была в Нём Самом.
Ответ: Не следует брать два, казалось бы, крайне антагонистичных текста (слова Павла и слова Уайт) и «сталкивать их лбами». Любое толкование базируется на комплексном исследовании всей имеющейся информации на определенную тему. Если следовать тактике, ультимативно примененной в данном вопросе, то можно противопоставить и слова Павла словам самого Христа. Христос сказал: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин. 10:17-18). «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин.2:19).
Христос говорит: «Имею власть принять (жизнь)» и «Я воздвигну его (храм)». А Павел пишет, что Бог воскресил Христа. Но слова Христа со словами Павла мы не противопоставляем, ни того, ни другого нам не хочется скомпрометировать. А вот Эллен Уайт многие пытаются закидать шквальным огнем компромата. Я не вижу противоречия между словами Павла и словами Христа, а особенно между словами Христа и выводами Эллен Уайт, тем более, она как раз и опирается на слова Христа.
Но в чем все же трудность этого вопроса, Христос Сам Себя воскресил или воскресил Его Отец? Не следует сбрасывать со счетов факт тесного сотрудничества Отца и Сына. Мы читаем: «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17). Этими словами Иисус заверил Своих слушателей, что Бог, Который сделал мир, всё ещё активно действует в их сердце, даже в субботний день. Это был противоречивый деистический взгляд в некоторых кругах иудаизма, которые представляли Бога настолько далёким от мира, что Он имел лишь небольшое соприкосновение с ним. Даже более того, слова Иисуса заверяли, что Его собственные дела, открытые в чуде исцеления, которые Он только что совершил, на самом деле были делом Божьим.
И дальше мы читаем: «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин.5:19-23,26).
«И Я». Или «Я также». Подчёркнутое применение местоимения наряду с союзом подразумевает равенство Иисуса с Богом. Хотя Иисус часто ссылается на Себя как на Сына Человеческого – титул, который подчёркивает Его человеческую природу и вероятно подразумевает Его роль как Мессии, в настоящем контексте ясно выраженный титулом Сын ясно означает Сын Божий. Это становится очевидным, как из того факта, что Он применил Его в связи с Отцом и также из Его ссылки на Сына Божия. Существенно, что, когда иудеи обвинили Иисуса в претензии на Божественность, Он пошёл дальше, скорее с целью, чтобы объяснить и расширить эту претензию, чем приуменьшить её каким-либо образом. Дела Иисуса находились в полном согласии с образом действий, как Сам Бог обходился с человеком. Более того, они были наивысшим Божьим выражением Его любящей заботы о человеке.
Что Иисус мог настолько совершенно отразить характер Отца, было возможным только потому, что Сын проявил полное послушание воле Отца. Обратите внимание на выражение: «Как Отец воскрешает мертвых». Сравнение само по себе подразумевает равенство Сына с Отцом. Иудеи правильно верили, что воскресение мёртвых – исключительное право Бога; претендуя на подобную силу, Иисус отстаивал Свои права на Божественность.
«Сын оживляет». Несомненно, это применимо как к силе Иисуса воскрешать мёртвых при последней трубе (1Кор. 15:52), так и к Его силе дать новую жизнь каждому христианину, переживающему опыт нового рождения (см. 3:3). Немного спустя, иудейская литература подчёркивала, что воскресение рассматривалось как работа Мессии; однако, в настоящем рассуждении Иисус не выставляет Свою роль как Мессии, но скорее выделяет Свою Божественность.
«Жизнь в Самом Себе». Во Христе находится самобытная, незаимствованная, не унаследованная жизнь (ЖВ 530). Хотя как воплощённый Сын, Который смирил Себя в проявлении Своих Божественных прав, Христос, говоря о Своём существовании на земле, как человек среди людей, мог ссылаться на обладание жизнью как даром от Бога.
Так кто же воскресил Христа, Бог Отец или Он Сам Себя? Приведу бытовой пример. Под руководством прораба Сидорова бригада Иванова завершила строительство школы. Кто построил школу? Бригадир Иванов заявляет: «Я построил школу». Кто-то из рабочих хвалится: «Мы с ребятами построили школу». А в СМИ мы читаем: «Прораб Сидоров успешно завершил строительство школы, школа сдана в срок». Так кто же строил школу: прораб, бригадир или рабочие? Или все вместе? Любой ответ будет правильным.
Какую информацию мы имеем в отношении воскресения Христа? 1. Воскрес Сам и 2. воскресил Его Отец. И это всё? А Дух Святой не принимал участие в воскресении Христа? Если мы так посчитаем, то это равносильно заявлению, что школу построили прораб и бригадир вдвоем (без рабочих). Отец, Сын и Дух Святой совершают все совместно. И если мы имеем информацию, что Бог воскресил Христа, это верно. Если читаем, что Христос воскрес силой Своей Божественной природы, и это верно. Если кто-то скажет, что Духом Святым Христос воскрес, и эта информация также будет верна. Нет противоречия, лишь взгляд на один и тот же предмет с разных сторон.
С уважением, пастор Александр Серков.