Что Иисус прибил ко кресту?

По мнению ряда, в частности, протестантских церквей, Иисус прибил к Голгофскому кресту, т. е. отменил Моисеев Закон. Некоторые адвентисты пытаются толковать этот текст в том смысле, что Иисус прибил-отменил Моисеев Закон, но не Декалог. Давайте проверим эти версии.

Кол.2:11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; 12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, 13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, 14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; 15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. 16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: 17 это есть тень будущего, а тело — во Христе.

Что было пригрождено к кресту Иисуса?

Мф.27:37 и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.

Разве ко кресту Иисуса прибили свиток Закона или текст Декалога? Где Закон или какая-то его часть называется рукописанием? И если Закон является рукописанием Моисея, то Декалог — рукописанием Бога.

Адвентисты здесь покажут текст:

Втор.31:26 возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя;

В Септуагинте, которую очень часто цитируют Иисус и апостолы, во Втор.31:26 тексте слово «книга» переведено именно так, «библион», и не содержит ни слова «рука», ни «надпись», из которых Павел слагает свою «рукопись» (хиерографон) в Кол.2:14. А вот «надпись», (графэ) в Мф.27:37, общий корень с «рукописью» из Кол.2:14 как раз содержит.

Но ведь в эту книгу Закона всегда входил и Декалог. И нормы Декалога точно так же свидетельствовали против грешника, как и другие части Закона (Втор.27).

Пытаясь отделить Декалог от Моисеева Закона, приводят аргументы о том, что Декалог в Святилище лежал в ковчеге завета, а свиток Моисеева Закона — рядом с ковчегом (хотя то и то — в полноте Божьего присутствия во Святом святых. Там же, напомню, находились жезл Аарона и сосуд с манной). Что Декалог написал Сам Бог Своим перстом, а остальной Закон — Моисей. Однако Господь лично писал не только на скрижалях, а и на стене дворца Валтасара и на песке в присутствии взятой в прелюбодеянии. Но ведь те две надписи никто не считает заповедями, бо́льшими, чем Закон Моисея. И что теперь: остальной Закон от его записи Моисеем перестает быть Божьим? Теперь это его автор — Моисей, или как? Мы не путаем Автора с писарем? Кстати, в древности большинство документов их авторы диктовали писцам. И из-за этого сотрудничества никто не пытался смешать их роли. В том как раз и разница: выжимка из Закона хранится в идентичных (контрольных) копиях в Святилище на Земле и в Небесном Храме, а Закон Моисеев предназначен для повседневного копирования, изучения и применения.

Есть много аргументов против абсолютизации Декалога. До исхода из Египта нарушение и других заповедей, которые будут записаны Моисеем, также приводило к смерти (наиболее явные примеры — гибель жителей Содома и патриарха Онана). И кстати, а что именно записано на скрижалях, если версии Декалога в Исх.20 и Втор.5 так заметно отличаются? В течение целых поколений земное Святилище обходилось без ковчега завета: после священника Илия, а также полтысячи лет после вавилонского плена. Да и вообще жертвенники всесожжений на тысячелетия древнее записанного Закона. Отсутствие ковчега завета (как и ряда других элементов Первого Храма, по оценке еврейской традиции) не помешало Иисусу считать Второй Храм, да еще и реконструированный идумеем Иродом, вместилищем Божьей славы и вполне законным местом для совершения жертвоприношений. Когда сегодня адвентисты цитируют Откр.11:19 в доказательство того, что именно Декалог находится в Небесном Храме, они забывают признать, что любые попытки толковать книгу Откровение в ее библейском (а не произвольно-фантазийном) контексте потребуют основательного знания в первую очередь всего Моисеева Закона, а не только Декалога.

Иисус не показал ни малейшей Своей связи с Декалогом в отрыве от остального Закона. Он никогда не перечислял заповеди из Декалога, не упомянув в том же ряду заповеди из остальных мест Закона. По Его оценке, важнейшими заповедями в Законе являются не суббота или запрет изображать Всевышнего, а любовь к Богу (Втор.6) и ближнему (Лев.19). Он гораздо чаще выражал Свою приверженность всему еврейскому канону Писания, чем его отдельным книгам (Лук.24:44). В основном Он цитировал Второзаконие, Исаию и Псалтирь, указывая на богодухновенность всех трех частей ТаНаХа. В Иоан.10:34 Иисус ссылается на Пс.81:6, называя этот отрывок «законом».

Многие христиане считают, что Кол.2:14 говорит обо всё том же: отмене Закона Иисусом. При этом все они на практике требуют выборочного исполнения как Декалога, так и других заповедей Закона Моисеева.

Только у разных конфессий разное представление, что именно стоит из Моисеева Закона извлечь в нужный момент. Например, адвентисты оттуда берут (в частности) запрет нечистой пищи, детальные нормы сексуальной жизни, требование личной и общественной гигиены, осуждение ростовщичества, педагогические, экономические принципы, время начала и конца субботнего дня, инструменты для толкования пророчеств, а православные, например, запрет женщинам приходить на церковные служения во время месячных. Католики цитируют Лев.18:22 («Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость») против ЛГБТ, а американские протестанты ссылаются на заповеди о военных действиях, когда поддерживают милитаристскую политику своих правительств. Фактически ни христианам, ни мусульманам от остального Моисеева Закона отделаться на удалось. Он остается постоянным источником норм религиозной и общественной жизни для иудаизма, всех течений христианства и ислама. Я уже не говорю о культурном фоне, исторических данных, сообщений о Творении и Потопе и других фундаментальных вещах.

Надпись над головой Иисуса сообщала истину (Иисус есть истинный царь Иудейский), но и римляне (язычники), и иудеи толковали эту надпись как издевательскую: Пилат хотел ею унизить иудеев, в безумии своем распявших своего царя, а иудеи просили Пилата изменить надпись на «Он говорил: Я Царь Иудейский» (Иоан.19:21), чтобы сформулировать эту истину как раз как аргумент в пользу самозванства Иисуса. Мол, какой же это царь, который дал себя распять, и никто из его подданных не пришел ему на помощь.

Какие начальства и власти были опозорены Голгофской смертью Иисуса?

а) Римляне думали, что это распятие успокоит недовольство иудеев Римом. Не вышло — иудеи всё равно бунтовали, пока римляне не разрушили Храм, как и предсказывали Даниил (Дан.9) и Иисус (Лук.19).

б) Иудеи были опозорены в глазах римлян как глупцы и политические неудачники, распинающие законных кандидатов на свой царский престол. Мол, Пилат не только не устранил возможного иудейского царя, но сам пытался спасти его о рук его же подданных! Но не вышло — мол, «безумие иудеев не имеет пределов».

в) Наконец, третья опозоренная сторона (а слово «начальства и власти» в письмах Павла чаще имеет именно это третье значение) — это дьявол и его поднебесное воинство, думавшее остановить Божье искупление человечества жертвой Мессии.

Все три коалиции оказались с носом, потому что Иисус, оказывается, шел на крест сознательно, исполнил пророчества, воскрес, восшел на Небо к Отцу, снова оказавшись недосягаемым для их козней, и продолжил Свою миссию теперь уже как первосвященник.

Какие силы оказались в руках начальств и властей против Иисуса? Его воплощение и нахождение на Земле. Они пытались отнять Его земное влияние и физическую жизнь, но Его воскрешение и излитие Духа Святого перечеркнуло все их планы.

И теперь вывод: за что же не осуждать после Голгофы? Христиане всё о том же: не нужна суббота и чистая пища, и т. д. Неправильно! Кол.2:16 является описанием храмовых обрядов. Подбор слов «праздники, новомесячия, субботы» встречается в Писании несколько раз и всегда обозначает храмовые служения (1Пар.23:31, 2Пар.2:4, 8:13, 21:3, Неем.10:33, Иез.45:17, Ос.2:11). Деян.15 обсуждает отмену обрезания для обращенных язычников, чтобы отсечь им доступ к имеющему вскоре исчезнуть земному Храму.

Отменил ли Иисус храмовые обряды как таковые, вообще? И да, и нет. Он предупредил о переходе от земного к Небесному Храму, подготовил и совершил этот переход. По храмовым обрядам мы можем судить о служении Христа, которое Он сейчас совершает для нас! Т. е. мы заочно потенциально участвуем в них. Следующий момент: уже сейчас нам нужно понимать, как отвечать на это служение. Как готовить себя к рассмотрению нашего дела в Небесном суде. В чем же тогда отличие нашего участия от участия рядового израильтянина в том же Дне искупления? Не вижу большой разницы. Вместо него первосвященник приносил жертвы в земном святилище, куда рядовой иудей войти не мог. Нам тоже личного хода в Небесный Храм нет. Что же нужно было делать рядовому иудею? Смирять душу свою. Ну так это и мы должны делать. Так мы участвуем в храмовых обрядах или нет? Именно Закон рассказывает нам, как благополучно пройти настоящий, а не образный День искупления. Заметьте: рассуждения этого абзаца построены на предположении, что описание Дня искупления в Лев.16 не то что не устарело или «обветшало», но сохраняет свою актуальность в христианскую эру.

Итак, что значит «рукописание, бывшее против нас, пригвождено ко кресту»?

а) Буквально к Голгофскому кресту была прибита надпись, которая обозначала двойственный характер миссии Иисуса: Он отвергнут земными авторитетами, потому что пришел установить царство «не от мира сего». То, что они считали Его поражением, обратилось во свете пророчеств наивысшим триумфом. Сущность служения Иисуса можно постичь только верой. Почему эта надпись «против нас»? Кто эти мы? Павел всегда ставит иудеев и язычников в одно положение перед Богом: как грешников, нуждающихся в искуплении, дарованном Иисусом. Иисуса осудили как самозванца (иудейский взгляд) либо бунтаря (римский взгляд). Но эта формулировка Его приговора на самом деле является истиной: Он настоящий царь иудейского верного остатка. Как, впрочем, и остатка из верующих язычников.

б) Если же считать, что здесь Павел почему-то напрочь игнорирует буквальную надпись, буквально прибитую к буквальному кресту Иисуса, и употребляет однокоренное с этой надписью слово для обозначения совсем другого слова «книга» из Втор.31:26, то тогда надо понимать, что Иисус взял Моисеев Закон, частью которого был Декалог, и Своей смертью взял на Себя вину, которую Закон (и Декалог в его составе) обнаруживает в каждом грешнике в истории — во-первых, иудее, во-вторых, язычнике. Именно эту задачу выполняли все жертвы в земном Храме. Но освобождали ли принесенные грешником жертвы от дальнейшего согласования его жизни с Законом? Ни в коем случае не освобождали. Ведь они удаляли вину, но не необходимость поступать по воле Божьей.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация