Проводили ли апостолы Вечерю Господню исключительно на храмовую Пасху?

У меня на такое утверждение есть три возражения.

  1. Храмовая Пасха прекратилась через 40 лет после Голгофы.

Я уже указывал на уникальность, единоразовость Исхода из Египта и уникальность, неповторимость Голгофы. И Пасха, и Вечеря — это обряды воспоминания, но НЕ повторения этих событий. Первая Пасха отмечалась в домах — далее жертвы полагалось приносить только в Храме (Вт.12:13-14). Первая Пасха произошла в Египте, откуда Израиль в ту же ночь ушел навсегда. Губитель никогда более не ходил в пасхальную ночь. Теперь не о Пасхе, а о Дне очищения сказано, что «всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего» (Лев.23:29).

Так и с первой Вечерей. Ее отмечал Иисус с учениками в первый и последний на грешной Земле раз. И как Израиль в пасхальную же ночь ушел навсегда из Египта, так Иисус в ночь Вечери был арестован и осужден на распятие. Господь также предсказал разрушение Иерусалима и Храма. Можно ли ожидать, что Иисус будет привязывать учрежденный Им обряд к работе Храма, который исчезнет 40 лет спустя — при жизни того же поколения? Никак нельзя.

  1. Вечеря была органичным продолжением крещений, которые совершались ежедневно.

К древнему Израилю присоединялись в два этапа: человек должен быть обрезан и вкусить пасхального агнца. Во времена апостолов главным миссионерским центром церкви был Иерусалим, а церковь прирастала в большой степени за счет паломников в Храм, коих на праздники в Иерусалиме собиралось до миллиона человек. Паломник из диаспоры проводил в столице около недели и отправлялся в долгое, трудное и опасное путешествие домой. Логично будет ожидать, что и сами новообращенные, и апостолы будут присоединять людей к церкви также в два этапа: для крестившихся проводить Вечерю Господню, прежде чем они уйдут из столицы. И полное погружение в воду для удаления ритуальной нечистоты, и трапеза как священнодействие были повседневной практикой в библейском иудаизме и, как видим из апостольских текстов, не вызывали в 1 веке сопротивления в еврейских кругах.

Надо оговориться, что преломление учениками хлеба не является указанием на Вечерю Господню. Евреи по традиции не резали хлеб ножом, а ломали его руками и использовали краюху как ложку.

  1. В Коринфе на Вечере не разбавляли вино, что требовалось делать на пасхальном ужине.

Деян.18 показывает, что Павел увел с собой иудейский актив образованной им коринфской общины (Акилу, Прискиллу, Аполлоса, Криспа, Сосфена, который и записал это письмо под диктовку Павла), и атмосферу там стали определять вчерашние язычники. Общину носило как корабль в бурном море без руля и ветрил. Для сравнения: Иаков ругает иерусалимскую общину за нестойкость в гонениях, споры, ссоры, всеобщее тщеславное желание быть учителями Закона, а не учениками, заискивание перед богачами и недостаточную материальную поддержку бедняков. В свою очередь, проблемами коринфских христиан были, кроме всех перечисленных, сожительство с мачехой, обращение в римский суд из-за имущественного спора, вызванного кражей или обманом, участие в языческих оргиях и вкушение идоложертвенного.

Поэтому если Иаков в иерусалимской общине страдал из-за нездоровой конкуренции учителей («не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» — Иак.3:1), то Павел, наоборот, призывал евреев использовать свои знания Закона, чтобы наставлять общины в диаспоре («судя по времени, вам надлежало быть учителями» — Евр.5:12). Дефицит образованных кадров тогда испытывали и диаспорные синагоги, а молодые христианские общины и подавно.

Лейтмотив письма в Коринф — призыв к единству общины. Этим же призывом пронизана и 11 глава, где Павел пишет о Вечере Господней. На пир перед Вечерей верующие приносили свои продукты. Богатые поедали принесенное ими же, не дожидаясь прихода бедняков и не угощая их. Павел ругает этих богачей, говоря, что они превращают Господню Вечерю — в вечеринку.

В 1Кор.11 есть три признака регулярных собраний:

А) апостол критирует не ежегодные вечери коринфян, приуроченные к Пасхе, но просто — «собрания». Из Книги деяний мы знаем, что христианские собрания проходили не реже раза в неделю;

Б) Павел цитирует Иисуса, который заповедует есть от «этого» хлеба и пить из «этой» чаши «всякий раз, когда…», без привязки к дате;

В) указание на опьянение исключает версию пасхального ужина, когда, согласно трактату Псахим в Мишне (своде раввинистических законов), вино требовалось разбавлять водой до полного исчезновения хмельного градуса. Талмуд объясняет эту норму тем, что в пасхальном ужине участвуют дети.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация