Спорная книга о христианах и политике

Когда мне впервые попалась на глаза книга Максима Балаклицкого «Писание и политика», я был заинтригован. Название бьёт точно в цель. Верующий почувствует лёгкий дискомфорт. Понятия кажутся несовместимыми. Но моё желание прочесть её стало просто непреодолимым, когда я увидел аннотацию: «Автор сборника убежден, что политика — такая же неотъемлемая часть земного пути христиан, как супружеская жизнь, бизнес или образование».

Неблагодарное это дело — говорить о христианах в целом, но, вероятно, у многих вначале может сложиться впечатление глубокого либерализма автора. Однако не стоит судить о книге по аннотации, которая на самом деле не призвана раскрывать все карты. Возьмите книгу в руки, начните её читать, и с первых глав станет ясно, что так воспринимать автора неверно.

Так насколько же политика уместна в жизни верующего человека? Автор прекрасно иллюстрирует мысль, что политика и вера одно время уживались вместе. Например, когда Бог напрямую руководил Своим народом. Да и после, когда Израиль ещё воплощал собой видимый народ Божий на всей земле. Христиане же, по заявлению автора, — «безземельный Израиль», «Израиль в диаспоре», – поэтому и не имеют права на использование силы в отстаивании (или навязывании) своей веры (используя инструменты государства), в отличие от древнего Израиля. Это очень интересное заявление, имеющее право на жизнь, хотя и требующее дискуссии.

Тут уместно заметить, что данная тема далеко выходит за рамки книги и даже при первом приближении притягивает своей глубиной. Это правда, что Бог Сам устроил Свой народ, давая ему законы и уставы. Однако многого из того, что Бог таки дал Израилю и что сформировало его как нацию и государство со всеми атрибутами, не было изначально в планах Божьих. Но стало реальностью уже как необходимость ввиду глубокой неготовности самого народа и его неспособности воспринять более высокий духовный уровень. В качестве примера можно вспомнить «право» всякого государства на оборону своих интересов с оружием в руках. Однако же поначалу Бог предлагал совершенно другой способ – «шершни». Ввиду этого можно предположить, что и в других вопросах строительства нового государства Всевышний планировал гораздо более универсальные принципы, чем мы увидели в оформившимся в государство древнем Израиле.

Наверняка вам знакомы воззвания, которые делают время от времени руководители отдельных церквей (в основном харизматических), призывая христиан «идти в политику, чтобы обеспечить Божье правление на земле». Во время чтения книги вы быстро убедитесь, что автор считает это неверным и невозможным. Он прямо говорит о Божьем вмешательстве («Камень» из книги Даниила), которое единственно может обеспечить настоящее благо для всех. Он пишет: «Лучший общественный строй — вечное Царство Сына Человеческого, которое Он установит в результате Своего пришествия». Вот она — отправная точка последующих размышлений.

В тоже время автор верно замечает, что до этого славного момента христиане непременно будут оказывать своё освящающее влияние на общество, на все его сферы и интересы, в том числе и на «инструменты управления» – что, конечно, является одним из неотъемлемых аспектов политики. Важно понять, что они не будут использовать само государство, что уже много веков пытаются делать иные конфессии, неминуемо становящиеся родными пророческому «зверю» (Откр.13). Нет, но при этом они будут влиять на него, являясь «солью» от Самого Господа! Такое опосредованное и вместе с тем неизбежное влияние на самом деле множество раз мощно проявлялось в истории, и автор книги об этом многообразно говорит.

Данная работа заявлена как публицистика. Конечно, вес богословского труда был бы куда больше, но давайте вспомним, что Эрнест Ренан, которого мы знаем по великолепной книге «Жизнь Иисуса» (1863 г.), называл библейских пророков «публицистами древности». Есть на кого равняться. Вместе с тем стиль книги гораздо шире привычной публицистики, что, вероятно, определяется широтой интересов самого автора. И это без сомнения хорошо, поскольку есть вероятность того, что читатель заинтересуется и другими поднимаемыми автором вопросами. Например, история Израиля и его опыты веры, рассматриваемые тут очень подробно, могут многому научить, предостеречь и несомненно воодушевить.

В некоторых местах книги, где автор касается фундаментальных вопросов прошлого и современности, например, влияния христианских государств на остальной мир, истории Советского Союза или политической системы в США, хотелось бы большей конкретики и определённости. Человек по натуре тяготеет к окончательным выводам. Но то ли это просто не входило в формат книги, то ли автор достаточно мудр, чтобы не углубляться в особенно спорные и сложные моменты. В итоге эти немногие места служат некими «раздражителями» и не дают читателю погрузиться в летаргию монотонного чтения.

Книга не бесспорна. Особенно когда автор затрагивает болезненные темы истории России времён Петра Первого или касается, пусть и очень аккуратно, теперешнего противостояния на востоке Украины. Найдутся, вероятно, многие, кто не пожелает согласиться ни с выводами, ни даже с терминами, используемыми автором. То же касается и такой неординарной темы, как масонство. Сегодня явно не то время, когда люди просто так примут утверждение автора о том, что масоны чуть ли не благодетели, обеспечившие развитие страны (по крайней мере России). Многие не будут согласны с этим, выдвигая свои не менее серьёзные аргументы.

Хотелось бы также отметить внутреннюю логику книги. Первая её часть «Христианин и государство» прямо соответствует названию всего сборника. В то время, как вторая его часть  «Христианин и общество», как может показаться, говорит на отвлечённую тему, разбирая тонкости «староиудейской традиции». Это может сбить с толку читателя, привыкшего к бурному потоку нефильтрованной политической информации, обрушивающейся на него каждый день. Но в том-то и дело, что верующий человек «не оторван от общества», и являясь его неотъемлемой частью, влияет на него, оказывая опосредованное воздействие и на государство.

В тоже время книга Максима Балаклицкого «Писание и политика» успешно и вовремя привлекает наше внимание к теме политики в жизни верующего человека. А также, что более важно, говорит о влиянии этого верующего на само государство и его политику через влияние на общество. Книга не даёт ответов на все вопросы, но такой задачи и не ставилось. Она не трудна для понимания, в том числе и потому, что не является специализированным богословским трудом. Однако она всё же требует прилежности в чтении. Для читателя, привыкшего к рафинированной «истине», может оказаться неожиданным обилие библейских текстов и частые ссылки на историю еврейского народа. Что, впрочем, никак не отнести к минусам книги. Ваш труд, дорогой читатель, по проникновению в суть темы в конечном итоге непременно обернётся благом. Понимание глубинных нравственных механизмов дорогого стоит.

Дмитрий Долгожитель

Больше о книге Максима Балаклицкого «Писание и политика» (Коростень: МЧП «Триада С», 2016. — 216 с. Серия «Национальные евангельские авторы») здесь.