«Христианский Бог – не Бог мусульман»

До сих пор немецкие христианские церкви придерживались единого мнения: «христианский Бог – не Бог мусульман», и если уж церковь должна быть продана, то разрешается переоборудовать ее лишь под музей или синагогу. В последнее время правило это всё чаще нарушается – в бывших церковных помещениях открываются офисы фирм, супермаркеты, рестораны, молодёжные клубы. Мусульманские дома молитвы и общины освящены в бывших церквах Нойкёльна, Темпельхофа, Мёнхенгладбаха и др. Так, евангелическо-методистская церковь в Мёнхенгладбахе (Северный Рейн-Вестфалия, ФРГ) продана алевитам, выходцам из Турции.

В Германии проживает около 600 тысяч алевитов, которые, после суннитов, составляют вторую по величине мусульманскую группу в ФРГ. Одни алевиты причисляют себя к шиитам, другие вообще не считают себя мусульманами. Впрочем, не будем вдаваться в подробности этого верования. Суть в том, как пишет немецкая пресса, что христианская церковь переоборудована под мусульманский дом молитвы. Возможно ли такое?

С одной стороны, если можно продавать христианские церкви для устройства в них заведений социального назначения, то почему нельзя проводить мусульманские богослужения, ведь в стране, в общей сложности, насчитывается около 2 млн. немцев-мусульман? С другой стороны, там, где молились христиане, теперь мусульмане взывают к Аллаху; где висел крест – символ Голгофы, установлены портреты имамов. Многие видят в этом ещё один знак исламизации Германии, усилившейся в последние годы, и взывают к властям с требованиями запретить подобную практику.

Федеральный уполномоченный по делам мигрантов в районе Нойкёльн (Берлин) поддержал переоборудование христианской церкви (Flughafenstra?e) в мечеть, подчеркнув, что «христиане и мусульмане молятся одному Богу». «Не всё так просто, — возразил ему в немецкой газете „Die Welt“ католический священник из Нойкёльна Бернхард Моттер. – Христиане верят в Триединого Бога. И это не тот Бог, которому поклоняются мусульмане. Христианская церковь – это церковь, а не мечеть».

Однако методистский проповедник Клаус Тимм, в своей последней проповеди в стенах старой церкви в Мёнхенгладбахе, вполне снисходительно отметил, что видит «символику сегодняшнего дня» и потому принимает участие в освящении своей бывшей церкви как мусульманского дома молитвы. Недавний председатель объединения христианских церквей Германии (ACK, Arbeitsgemeinschaft christlicher Kirchen in Deutschland), епископ Евангелическо-методистской церкви в ФРГ Вальтер Клайбер высказался в прессе более осторожно. «Решение о продаже церкви далось мне нелегко», — заявил он.

Почему вообще в Германии церкви нередко выставляют на продажу? Причины самые разные и порой вполне рациональные, с экономической точки зрения. Например, здание обветшало, требует значительного ремонта и модернизации основных коммуникаций – дешевле продать и купить для общины новое, чем проводить дорогостоящую реконструкцию. Или церковная община настолько уменьшилась численно, что не имеет смысла в холодное время года отапливать помещение: богослужения посещает лишь около десятка старушек. Их дети и внуки выросли и …вообще не хотят слышать о Боге.

Случается так, что жилые кварталы вокруг церкви постепенно ветшают, городская жизнь перемещается в более перспективные районы мегаполиса, а квартиры в «высотках» заселяют многочисленные мигранты, плохо владеющие немецким языком. И старая, много повидавшая на своём веку христианская церковь вдруг оказывается в совершенно неожиданном, непривычном окружении. С 2009 г. продается, например, красивое евангелическое здание у вокзала в Гельзенкирхене-Нойштадте (Северный Рейн-Вестфалия), построенное в 1911 г. в стиле модерн. Теперь в этом районе почти не осталось протестантов. И покупателей тоже нет.

Нехватка служителей и средств, в том числе на содержание церквей и служителей, – вот ещё одна причина. Однако главный фактор – демографический. Так, в Гельзенкирхене численность населения уменьшилась с 391 тысячи человек (в 1959 г.) до 250 тысяч в 2011 г. Ещё десять лет тому назад здесь насчитывалось 118 тысяч лютеран, теперь – 96 тысяч. В 1990 г. в этом небольшом округе было 39 евангелических церквей, а сейчас – только 29, остальные проданы. До 2020 г. предполагается продать ещё восемь церквей. И так по всей Германии.

Естественно, статистика отражает лишь номинальные цифры, фактически же церкви просто пустые. Как признаёт суперинтендент этого церковного округа Рюдигер Хёкер, протестанты становятся в Германии «религиозным меньшинством», и этого процесса уже не остановить, по его мнению. Церкви только хоронят своих членов, детей и молодёжи в них практически нет.

На церковной двери написали: „Fuck you!“ Ночью вламываются грабители, чтобы вынести всё, что ещё можно вынести, или просто устроить «великий потоп» в церковном помещении. Выломать старинные медные трубы – и продать на металлолом. Убытки? Сотни тысяч евро, и страховка возместит их лишь частично. Остальное – из церковной кассы. А касса пуста.

В некоторых местах верующие, однако, вышли на демонстрации, протестуя против продажи своих церквей. Например, в Аугсбурге (Бавария), взявшись за руки, окружили свою церковь живым кольцом. «Не отдадим нашу церковь! — заявили верующие. – Если пастор не может присутствовать на каждом богослужении, мы сами будем служить Словом и проводить Вечери Господни, как это было в ранней апостольской церкви». Прямо на наших глазах в среде немецких католиков и протестантов рождается народное движение «заключающих в объятия» (нем. „Kirchenumarmer“), которые проповедуют «открытое служение Словом» и цитируют Иисуса Христа: «…Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18:20). Что дальше? Реформация церкви или начало конца?

Татьяна ГОЛОВИНА

Для сайта: http://www.christa-medien.eu/periodika/

Так теперь выглядит бывший церковный зал – http://www.welt.de/kultur/article106440448/Die-erste-Kirche-die-muslimisches-Gotteshaus-wird.html#disqus_thread

 Об алевитах здесь – http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8B