Конспект проповеди, отвечающей на вопросы о десятине, приношениях, их принципах, особенностях и различиях.
«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня.
Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями.
Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня.
Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?
Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф.
И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф.» (Мал.3:8-12)
Исторический экскурс. Первые упоминания о десятине:
«Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что [ныне] долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.» (Быт.14:17-20, Евреям 7:1-2)
«И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.» (Быт.28:20-22)
Интересно, почему Иаков дает такой обет? Разве он раньше не возвращал десятину как его дед Авраам? Ответ находится в контексте этой главы. Иаков бежал из дома, а до этого десятину от всей семьи возвращал патриарх — его отец Исаак.
Почему Иаков ставит условия? Как будто его десятина — это плата за Божью охрану. Ответ можно усмотреть в его словах «…и будет Господь моим Богом». Это ссылка на Бытие 17:7, где Бог сказал «и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя».
Выйдя на самостоятельный жизненный путь, полный трудностей и опасностей, Иаков желает вступить в завет с Богом его отцов и упоминает при этом десятину, как элемент этого завета.
Вывод 1: десятина, еще со времен патриархов, является элементом завета между человеком и Богом. Это учение существовало задолго до завета с еврейским народом у горы Синай. Следовательно, десятина не является исключительно «еврейским» установлением из закона Моисеева. Это элемент завета, а условия завета с человеком во все времена были одни и те же.
Что же такое десятина? Что говорит Библия?
«И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня.» (Левит 27:30)
Что такое «святыня»? Согласно Библии это то, что отделено Богом для особого использования. К примеру:
Бытие 2:3 — седьмой день недели Бог «освятил» (в др. переводах «сделал святым»). Время субботнего для находится в нашем распоряжении, но мы не можем использовать его так, как нам хочется. Мы должны использовать его так, как повелевает Бог в Своем Слове.
Левит 2:3 — жертвенные приношения названы «святыней». В Левит 22:10-11 дается одно из повелений, что с ней можно делать, а чего нельзя. Ее могли есть только определенные люди.
Исход 40:10 — жертвенники в Святилище были «святынями» и с ним должно было обращаться строго «по инструкции». В Левит 10 главе мы находим историю о двух священниках Надаве и Авиуде, которые решили совершить ритуал с использованием «святыни» (жертвенника курений) не по правилам. Что из этого вышло мы знаем. Огонь сошел от Бога и сжег их.
Вывод 2: десятина — это такая же святыня, как и суббота, как предметы Святилища, как мясо жертвы за грех и другое. Человек не вправе самостоятельно распоряжаться святыней, как ему хочется. Главное отличие «святыни» в том, что она должна использоваться СТРОГО по инструкции данной Богом.
Где же эта инструкция для десятины?
«И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых; а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания; и сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть:
пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела.» (Чис.18:20-24)
Вывод 3: Бог повелевает, чтобы десятина шла строго на содержание левитов (отделенных Божьих служителей, у которых нет иного источника дохода), на их проживание, питание и другие нужды.
Обратите внимание на слова: «так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел….» (Числа 18:24).
Вот почему Бог так категорично обличает свой народ через пророка Малахию в отрывке, который приведен в эпиграфе. Удерживающий десятину или не приносящий ее в «дом хранилища» (Мал.3:10) обкрадывает Бога! Эти средства уже посвящены Богом на Его дело, на дело спасения человеческих душ через служение посвященных служителей. Всякий, удерживающий десятину или использующий ее не по назначению, совершает грех против дела проповеди евангелия, против спасения человеческих душ, то есть против крови Христа Спасителя, пролитой для спасения всех людей.
Следующий текст, проливающий свет на принцип десятины, находится в Левит 27:30 «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня…»
Ключевое слово здесь — «на земле» (в др. переводах «с земли»). То есть десятина — это те материальные блага, которые Бог отделил для Своего дела, еще ДО ТОГО, как человек получил их в качестве дохода.
Это очень важный нюанс. Обратите внимание, Бог не сказал «всякая десятина от урожая», то есть от того, что человек уже собрал. Но Он сказал «на земле». Десятая часть дохода принадлежит Богу еще до того, как попадает в руки к человеку. Каждая десятая грядка на нашем огороде принадлежит не нам, а Богу и мы собираем с нее Божий урожай, а не наш. Вот почему адвентисты как правило говорят не «я даю десятину», а «я возвращаю десятину». Мы не можем отдать Богу то, что нам не принадлежит. Это не пожертвование, не наш дар Богу. Это возврат хозяину Его имущества, которое попало к нам в руки. Наша роль в этом служении — лишь принести десятину «в дом хранилища» (Мал.3:10). Мы лишь скромные исполнители Божьих повелений в данном случае.
Вывод 4: Десятину не отдают, а возвращают. Это не наша заслуга или доказательство нашей жертвенности. Это наш долг.
Интересно, что во книге Второзаконие мы находим еще одну десятину:
«Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля [твоего] каждогодно, и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там; десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни.» (Втор.14:22,23)
О чем здесь идет речь? Ответ на этот вопрос заключен в словах «отделяй» (сам) и «ешь» (сам).
Здесь мы видим противоречие повелениям данным ранее: «Я дал» (Чис.18:21) и «Я отдаю левитам в удел» (Чис.18:24), то есть только левитам на пропитание. Из этого несложно сделать вывод, что «десятина», которая упомянута во Втор.14 — это не «святыня» для левитов-служителей, а приношения.
Вот что пишет специалист по иудаизму, д-р богословия Александр Болотников:
«Рассматривая текст в книге Второзаконие через призму предыдущих заповедей о десятине, можно увидеть кажущееся противоречие двум предыдущим текстам. Тексты в книге Левит и Числа говорят о том, что десятина принадлежит Господу и Он отдает ее левитам, а заповедь Второзакония предписывает принести десятину на «место, которое изберет Господь, чтобы пребывать имени Его там» и есть ее пред Господом. Если мы доверяем слову Божьему и тому факту, что Моисей писал все слова, будучи вдохновляем Духом Божиим, то единственно правильным решением проблемы будет утверждение о том, что Бог заповедует две десятины. Одна десятина отдается левитам и левиты живут за счет этого, а другая десятина приносится на «место, которое изберет Господь, чтобы пребывать имени Его там».
Данное утверждение подкрепляется другими текстами из Писания. В частности, в книге Неемии написано: «При левитах, когда они будут брать левитскую десятину, будет находиться священник, сын Аарона, чтобы левиты десятину из своих десятин отвозили в дом Бога нашего в комнаты, отделенные для кладовой» (Неем. 10:38)
Употребляемое здесь выражение «Левитская десятина» подразумевает тот факт, что были и другие десятины. Для чего нужна была «нелевитская» десятина? Для ответа на этот вопрос необходимо сопоставить отрывок из книги Второзаконие, 14 главы с отрывком из 12 главы. «Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, и всех обетов твоих, которые ты обещал, и добровольных приношений твоих, и возношения рук твоих» (Втор 12:17)
Данный стих категорически запрещает «есть» десятину в доме. В ближайшем контексте можно увидеть повеление принести десятину на «место, которое изберет Господь, чтобы пребывать имени Его там», то есть в храм, и там ее есть. Если мы посмотрим на те компоненты десятины, которые перечислены в Втор. 12:17 и 14:23 то увидим, что упоминаются хлеб, вино, елей, крупный и мелкий скот. Именно эти компоненты использовались в храме для жертвоприношений. В частности, для жертв всесожжения и мирных жертв. Без этой десятины, которую люди приносили в храм, богослужение было бы невозможно.
Сегодня мы так же можем извлечь практический урок для себя из этой заповеди о второй десятине. Согласно порядка, утвержденного в Церкви Адвентистов седьмого дня, десятина, которую возвращают члены Церкви, идет на поддержание служителей. Именно об этом писал апостол Павел: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.» (1 Кор 9:13-14)
Но вторая десятина может быть направлена на нужды организации богослужения в местной общине. И тот, кто принимает участие в богослужении, так же будет иметь часть от общих благословений, которые изливает Бог на церковь.»
Интересно, что в той же 14-й главе Второзакония мы находим Божье обетование: «и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые [находятся] в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать.» (Втор.14:29)
Эти слова показывают принцип — наши материальные благословения зависят не сколько от возврата десятины (возвращать, которую — наш долг), сколько от нашего активного участия в приношении «второй десятины» (т. е. приношений или пожертвований), от нашего добровольного участия в нуждах дела Божьего и нуждах ближних.
Итак, что мы узнали о десятине из рассмотренных здесь библейских отрывков?
1) Практика возврата десятин существовала задолго до Моисея и писанного Закона.
2) Десятина — есть неотъемлемый элемент завета человека с Богом. Богу принадлежит 7-я часть нашего времени и 10-я часть наших средств. Бог проверяет верность каждого, называющего себя Божьим детем, через эти две святыни, которые являются аналогом «эдемской святыни» — дерева познания добра и зла, которое также принадлежало Богу.
3) Десятина нужна для Божьего дела — спасения человеческих душ посредством служения отделенных служителей. Человек не имеет права сам распоряжаться десятиной. Он только может принести ее к служителям.
4) Человек, который не возвращает десятину и не дает приношения, находится под проклятием и лишает себя Божьих благословений.