Субботняя школа. Стойкость

Библейские тексты для исследования: Иова19:25; Иак.5610,11; Руфь1; Есф.2: 2Кор.11:23-28; Фил.4:11-13.

Памятный текст: Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей. Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их (Пс.45:2-4).

1. Логическое продолжение серии уроков и, в частности, урока о депрессии, т.к. из нее не выйти без стойкости.

«Стойкий — долго сохраняющий и проявляющий свои свойства, не поддающийся разрушению и изменениям. Не отступающий перед трудностями, не отказывающийся от своих убеждений, твердый, непреклонный, непоколебимый» (Большой толковый словарь).

В этом уроке необходимо коснуться очень сложной и болезненной темы — страданий Божьих детей.

Определение слова «стойкость» указывает на твердость духа, которая вырабатывается в горниле страданий.

Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного (Евр.5:8,9).

1.1. Иов, Иосиф и братья, Ноеминь достигали вершин стойкости и веры в страданиях.

И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение (Рим.5:3).

ИОВ

Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился (Иов.1:20).

Поразительный текст — человек потерял все и замирает в поклоне перед Богом.

Я думаю, так поступать может только тот, для кого поклонение Господу естественно, как дыхание.

Иов не представлял жизни без поклонения во время благоденствия, он не мог не поклониться Господу и в беде.

Так и мы, если хотим быть стойкими во время испытания, должны быть стойкими в поклонении в благополучии.

Еще одно обстоятельство, которое красной строкою проходит через весь урок — герои веры во всех обстоятельствах видели руку Господа, Его присутствие.

И сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов.1:21).

Иов во всем видит руку Божью — и в радости, и в беде. Без воли Господа волос не упадет с головы Его дитяти.

Понимание этого присутствия Божьего во всех обстоятельствах жизни помогает быть стойким.

ВЫВОД ПЕРВЫЙ: скорби необходимы, чтобы герои веры свидетельствовали о своей вере перед вселенной в ответ на обвинение дьявола в том, что они способны на веру только в благополучии.

Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти (Откр.12:11).

ВЫВОД ВТОРОЙ: скорби необходимы как школа стойкости и веры, более глубокого познания Господа.

Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, [взывал я,] и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя (Иов.42:3-5).

Пережитая с Господом скорбь помогает обострить духовное зрение.

1.2. ИОСИФ.

Несколько другой взгляд на вопрос стойкости в судьбе Иосифа.

Здесь Господь допускает скорбь, чтобы спасти святое семейство от разобщенности, озлобленности, ненависти и т.д.

Источник проблем: дети от нескольких жен, что само по себе не по-Божьи, отец любит ребенка от любимой жены, чем дает повод возненавидеть его остальным. Ко всему этому, Иосиф имеет неосторожность рассказать о снах, в которых он возвеличивается над братьями и родителями.

И сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов (Быт.37:19,20).

Господь спасает всех, допустив скорбь.

В конце истории это совсем другая семья и другие отношения.

Вначале только Рувим вспоминает о том, что потеря Иосифа может принести скорбь отцу: И сказал им Рувим: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него. [Сие говорил он], чтобы избавить его от рук их и возвратить его к отцу его (Быт.37:22).

В конце истории Иуда мыслит совсем по-другому: Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими: ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего (Быт.44:33,34).

Как и в истории с Иовом, вижу корни стойкости Иосифа в том, что он во всем видит руку Божью: Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской (Быт.45:7,8).

Вывод третий: скорби необходимы, чтобы очистить наши характеры, взаимоотношения, примирить с собою и друг другом.

Стойкость — правая рука победы.

1.3. НОЕМИНЬ.

И встала она со снохами своими и пошла обратно с полей Моавитских, ибо услышала на полях Моавитских, что Бог посетил народ Свой и дал им хлеб (Руф.1:6).

Как и в историях с Иовом и Иосифом, здесь мы видим ту же непоколебимую веру в присутствии Бога.

Ноеминь сказала двум снохам своим: пойдите, возвратитесь каждая в дом матери своей; да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими и со мною! да даст вам Господь, чтобы вы нашли пристанище каждая в доме своего мужа! И поцеловала их. Но они подняли вопль и плакали и сказали: нет, мы с тобою возвратимся к народу твоему (Руф.1:8-10).

Поразительное практическое исполнение заповеди «возлюби ближнего». Ноеминь на старости лет готова остаться одна, без помощи двух молодых сильных женщин, потому что от всего сердца желает им счастья.

Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом (Руф.1:16).

Откуда такая тяга к Богу? Ведь, по словам Ноемини, Вседержитель послал мне великую горесть; я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками; зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня страдать, и Вседержитель послал мне несчастье? (Руф.1:20,21).

Думаю, ответ в характере Ноемини, который произвел неизгладимое впечатление на Руфь.

«Но если бы верующие в истину очистили свои умы послушанием, если бы они поняли, как важны в деле Христа глубокие познания и утонченные манеры, то там, где сегодня спасается одна душа, их могло быть двадцать.» (Е.Уайт. Свидетельства для церкви, т. 4, стр. 68).

ВЫВОД ЧЕТВЕРТЫЙ: нестойких скорби ожесточают, а стойких преображают в любви.

1.4. ЕСФИРЬ.

Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского? (Есф.4:14).

Вижу здесь ту же идею: стойкость рождается там, где верят в постоянное водительство Божье, что все в жизни верующего случается по Его воле и должно приниматься как должное.

2. Несколько слов по Псалму 45, из которого взят памятный текст.

Начальнику хора. Сынов Кореевых. На [музыкальном] [орудии] Аламоф. Песнь (Пс.45:1).

В «Толковой Библии» Лопухина вычитал, что аламоф не является музыкальным инструментом. Здесь говорится о пении тонким голосом, т.к. слово аламоф происходит от слова альма — девица.

Псалмы 45-47, судя по стилю, написаны одним автором.

Пс.47:8 соответствует 2Пар.20:37, что указывает на то, что эти три псалма повествуют о жизни Иосафата.

В частности, в Пс.45 повествуется о победе, описанной в 2Пар.20.

Пастор Сергей Молчанов

Фото: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//51/736/51736928_skazki0206.jpg