Меня очень не любила моя мама, она меня не то чтобы не любила, а вообще не считала меня своей дочерью. Она очень не хотела меня, хотела избавиться от меня. Брат был старше меня всего на полтора года. Когда он родился, он был желанным ребенком, спал в кроватке, ну а я в корыте – «умрёт не умрёт, значит»…Бабушка-соседка зашла и, увидев меня в корыте, сказала: «дайте мне эту девочку»… Она забрала меня и, выкормив козьим молоком, принесла меня через три месяца, говорит: «ну вот, я дам ей и имя – Татьяна. Татьяна, милая Татьяна»
В детстве этот вопрос – почему меня не любит моя мама, очень сильно меня мучил. Когда я жила в интернате и приезжала домой, а я приезжала домой очень редко, меня дома не хотели видеть – это бесконечные проклинания, ругань. Выдержать это было просто невозможно! В отчаянии, всегда в слезах я уезжала. Однажды, когда я была в девятом классе и приехала домой, я увидела маму очень больной, она была очень больна, и в моем сердце что-то «шевельнулось», я хотела ей чем-то помочь, но мама по-инерции и по привычке понеслась ругаться, проклинать, выгонять…
Была весна, и вы знаете, мне хотелось счастья, хотелось жизни, радости… И я развернулась и уехала, оставила маму очень больной. Потом она выжила, но болезнь через время вернулась, и мама всё равно умерла. После того, как она заболела и я уехала, отношения совсем испортились и я, когда приезжала домой, всегда думала, что вот подарю подарок маме – она любить меня будет. Когда я, например, привозила подарки, например ковер, а потом приезжала, а его нет, он сгорел. Уже тогда, когда я была большой девочкой, когда у меня была уже своя семья, я приезжала, привозила эти подарки, но они то пропадали, то сгорали, то девались куда-то… Всё равно всё заканчивалось одним и тем же – выгоняла, проклинала, не принимала.
Мой путь к Богу начался в православной церкви, я ходила туда несколько лет! Там я купила икону – Троицу, привезла её и молча повесила в углу возле кровати, там где спала мама. Мама конечно меня выгнала, как всегда, но вы знаете, после этого мама начала меняться, она перестала материться, не сразу, но на протяжении где-то двух лет. Это был уже другой человек, и отношение ко мне очень изменилось, к папе тоже. Она говорила так: «Когда на меня находит волна гнева, зла, я смотрю на эту икону и начинаю молиться, и это уходит. Я Богу всё начинаю рассказывать, и мне становится легче». Она стала очень благодарной мне. Вот такая история.
А сейчас я прочту стихотворение, оно посвящено маме. Мы с ней в общем-то помирились, в добрых отношениях. Её сейчас уже нет. Мама была украинкой, а папа русский. Мама всю жизнь разговаривала на украинском языке, а папа на русском.
Вірш українською мовою:
Весна прийшла i забуяла,
Хоч на душi давно зима.
Я знову ту весну згадала,
Коли я з мамою була.
Бузок там в небо задивився,
Стежинка з дому йде в поля,
Озиминою пагорб вкрився,
А мама зве мене здалля.
Вона чекала довго зиму,
Сама, як бiла та зима,
I поки я стежинкой йтиму,
Спiшить на зустрiч вже й сама.
У вiчi дивиться так пильно,
На босонiж якесь взуття,
А що люблю її так сильно
Збагнула лиш в кiнцi життя.
Колодязь з журавлем i хату
Встрiчали разом ми тодi.
Та ту бузкову чорну дату
Нiяк я не прощу собi.
I в цю весну, що квiтне знову,
Я можу все за те вiддать,
Щоб всi стежинки, що додому,
Не перестали нас чекать.
Та двiр пустий, де лише капцi
Забутi мамой на межi,
Живу, прокинувшись ще вранцi,
Нема покою лиш душi.
Рассказать, как мы помирились?
Мои родители очень часто переезжали с места на место, приживаться было тяжело. Когда я была маленькая, мне было лучше, легче, привычнее жить в интернате. Когда мама начала меняться, у меня была уже своя семья. Родители снова переехали жить в другое село. Была зима. Там были жуткие условия. И мы с мужем решили подарить им умывальник. Было тяжело и далеко его нести, очень холодно было, но когда мы принесли и заполнили его водой, это такой праздник был! Мама так радовалась. У неё появилась вот эта благодарность, у неё появилась какая-то радость, и у меня радость, что мой подарок принят. И мы стали с ней общаться. Я могла рассказать о каких-то своих потаённых уголочках в душе, сердце немножечко приоткрыть, выслушать. Мне было, например, непонятно почему мама с папой так ругаются и так живут нехорошо, она уезжает постоянно, бросает… опять приезжает. Она мне рассказала такую историю, что когда она была замужем за другим человеком и была беременной от этого человека, то папа насильно украл её, он её так сильно любил, что украл, привёз к себе в Крым и заставил с собою жить. Некоторые не понятные для меня вещи становились понятными. Когда дети рождались, а нас пятеро детей было, то мы рождались в ненависти, злобе. Т.е. папа так любил что, знаете, как бывает: «люблю, как душу – трясу, как грушу». А мама всю жизнь была городская женщина, она жила в г. Первомайске. Он её «запёр» в село жить, заставил работать дояркой. У неё пухли руки. Её называли там городской барыней. Маме было тяжело в этой жизни, что её вот такую, «городскую барыню» (она была очень красивой, а папа не красив) заставили жить такой жизнью. И, понимаете, когда дети рождались в такой злобе, в ненависти, они не могли найти общий язык, не могли построить какие-то отношения, хотя бы терпимые. И я понимала маму, от чего всё так. Действительно, живя такой жизнью,… т.е. мне всё становилось понятным, всё становилось на свои места. Слава Богу, в эти полтора года мы действительно полюбили друг друга. Появилась любовь. Мы попросили прощения друг у друга. Я просто думала, что отношения испортились из-за того раза, когда я уехала и бросила её больную, а оказывается, там было очень много всего намешано. Действительно, нужно иногда выслушать человека, проникнуться, поставить себя на место этого человека. Поступать действительно так, как хотим, чтобы с нами поступали всегда.
Татьяна Дейна