Методология литературного благовестия (проверено на себе)

Троллейбусная остановка

Все началось еще в 1996 году, когда я учился во Львове в «Школе пророков». Это курсы, на которых обучали будущих пасторов. Перед тем как поставить нам «зачет» по предмету «Литературный евангелизм», наш преподаватель, Вовк Мирон Вячеславович, дал нам задание: отработать 30 часов, продавая книги. К тому времени я еще ни разу не продавал книги. Я был в предвкушении чего-то особенного.

У меня сразу начали возникать идеи, как именно я буду работать. Придя домой, я нашел на чердаке половину старого круглого стола, а в шифоньере лежали ножки от радиолы. Через час мой стол был готов к работе.

На следующий день я взял свою тележку, книги, стол и отправился на работу. Я понимал, что делаю что-то необычное, что Бог по-особенному близок ко мне.
Через пятнадцать минут я был на многолюдной троллейбусной остановке возле Университета. Я вел себя так, как будто все так и должно быть: поставил стол, разложил книги и с молитвой ожидал первых покупателей.

Я был удивлен тем большим количеством людей, которые окружили меня. Одни брали книги в руки, другие спрашивали, третьи просто наблюдали. Я понял, что много потерял, не занимаясь этим служением.

Как-то подошли ко мне два милиционера и спросили, имею ли я право здесь продавать. Я показал им единственный мой документ с печатью: справку о том, что эта литература – остатки от книжного центра. Один из них ушел, а другой купил книгу «По ту сторону чудес». Мне стало понятно, что Божьи
ангелы со мной.

Работая каждый день, я начал осознавать, что стою просто безмолвным продавцом. Зачастую люди просто пробегают книги глазами, выбирают то, что им нужно, в то время как я не знаю ни их проблем, ни религиозных убеждений, ни переживаний.

«Нужно идти из дома в дом» — к такому выводу привели меня три дня работы на троллейбусной остановке. Продолжить начатое дело я решил в деревне, где живут мои бабушка и дедушка.

Сон, который был от Бога

Как-то в субботу в селе Помлынов (Украина, Львовская обл.) после богослужения ко мне подошла одна пожилая сестра и рассказала, что этой ночью ей приснился страшный сон.

Во сне она видела мужчину по имени Михаил, который работал в лесу и сильно поранил ногу топором. Самое удивительное то, что за неделю до этого сна она познакомилась с тещей Михаила, Марией, в автобусе, и знала село, в котором они живут: село Прыстань. Поскольку я жил, от них в соседнем селе Волыца, то сестра эта попросила меня навестить их и узнать, все ли у них в порядке.

На следующий день, в воскресенье, я с самого утра продавал в Волыце книги, а после обеда планировал ехать в Прыстань. Посетив последний дом и направившись на автобусную остановку, я издали увидел удаляющийся автобус, на котором должен был ехать. Ко мне пришла мысль, что Господу возможно неугодно, чтобы я ехал именно сегодня. События следующего дня подтвердили эту догадку.

Продавая книги в понедельник, мне встретился человек, живущий в той части Пристани, где живут Мария и Миша. Он взял у меня книгу «Желание веков» и пообещал отдать за нее деньги, если я поеду с ним к нему домой, в Пристань. Я поинтересовался, знаком ли он с Мишей и Марией и может ли показать, где они живут. Он согласился, добавив, что Миша лежит больной. О причине болезни я не спрашивал, поскольку догадывался, памятуя о соне.

Приехав в Пристань, мы с этим человеком заходили по дороге к некоторым его соседям и по его совету те приобретали книги. Марии дома не было, и он показал мне дом Михаила, куда я и направился.
Приближаясь к дому, меня охватило волнение, я начал осознавать, что именно Бог послал меня сюда. Во дворе я увидел жену Михаила, которая показалась мне чем-то обеспокоенной. Она провела меня к Михаилу. С изумлением я увидел человека, лежащего на кровати с загипсованной ногой.

Все стало понятно. Сон был от Бога, и Он послал меня сюда. То, что было показано во сне, точно совпало с рассказом Михаила о его неудачном походе в лес. Михаил и его семья пришли в изумление, слушая мой рассказ о сне и о том, как я попал к ним. Не сомневаясь, что меня к ним послал Бог, они с трепетом приобрели предложенные мной книги: «Великая борьба», «Желание веков» и другие.
Потом они пригласили меня пообедать, после чего я предложил им вместе помолиться. Уходя, я надеялся, что Бог и дальше будет руководить жизнью этих людей.

После этого опыта мне стало понятно, что Бог желает использовать меня и дальше в литературном служении.

Работая из дома в дом, я говорил, что являюсь представителем издательства «Источник жизни» и сразу предлагал книги, но меня волновало большое количество отказов, когда люди узнавали, что я продаю книги. Нужно было что-то менять.

Новая страница

Еще одно чудо, происшедшее в моей жизни, — учеба в Заокской Духовной Академии. Попав в Заокский в декабре 1998 года, я сразу же узнал о клубе литературных евангелистов «Благовестник». Первый мой визит на встречу членов клуба был для меня незабываемым. Это была праздничная встреча, где участники летней программы делились своими опытами и впечатлениями. Я был удивлен тем, что даже хрупкие сестры смогли работать все лето по 8-10 часов в день. Одна из сестер, Алёна Грабар, которая также проработала все лето на летней программе, согласилась поделиться своим опытом в служении, взяв меня с собой в ближайшее воскресенье. Это воскресенье открыло новую страницу в моем понимании литературного евангелизма.

Нас было трое: Алена, мой однокурсник Геннадий и я. Мы с Аленой ходили в паре. Меня многое удивляло в ее методе работы: во-первых, бейдж и удостоверение работника организации «Служение семьи». Помолившись, она решительно постучала в первую дверь. Я думал, что в Заокске уже все имеют наши книги и знают о нас. Дверь открыла женщина среднего возраста и Алена сказала: «Здравствуйте, мы работники организации «Служение семьи», которая занимается вопросами здоровья, образования и воспитания детей и нам нужно задать вашей семье несколько вопросов». После чего она уверенно взяла сумку, и хозяйка спокойно пустила нас. Чтобы мне, работая по моему старому методу, войти в квартиру, надо было обойти не одну такую пятиэтажку.

Алена представила себя и меня, сделала небольшой комплемент хозяйке и начала задавать вопросы. Вначале это были вопросы о здоровье, потом она незаметно перешла на вопросы о духовности и начала презентацию книг. Хозяйка чувствовала себя непринужденно, с интересом разглядывала книги, и, казалось, не догадывалась, что мы их продаем. К моему удивлению, хозяйка заинтересовалась несколькими книгами и купила их. Мы выписали ей чек, вместе помолились и ушли. Поработав так до обеда, я понял, что это именно то, чего мне не хватало. С большим усердием я записал все вопросы, которые Алена задавала людям, с намерением работать именно так.

Горячая Сибирь

За время обучения я побывал на четырех летних программах и трижды был лидером, но одно лето оставило незабываемые впечатления. Моя третья летняя программа была летом 2001 года. Тридцать человек должны были отправиться в три сибирских города: Кагалым, Ноябрьск и Губкинский. Мне предстояло быть лидером группы из семи человек в Губкинском. Первые опыты начались на вокзале в Москве. Так получилось, что мы везли с собой 72 коробки с книгами «Мы только начинаем» и «Найти и удержать», которые не были отправлены контейнером. Первым чудом было то, что все эти коробки мы, как муравьи, перенесли на перрон, минуя бдительных московских милиционеров, проверявших почти всех, кто имел много багажа.

Второе чудо, что мы все-таки сели в поезд со всеми этими коробками. Наши сердца замерли, когда мы поняли, что поезд тронулся, а половина коробок еще на перроне. Быстрее всех опомнилась сестра, стоявшая возле стоп-крана. Она остановила тронувшийся поезд, и мы за несколько секунд забросили все оставшееся в поезд. Онемевшая проводница, которая сначала пыталась нас остановить, молча наблюдала, как пассажирский вагон превращается в грузовой.

Моя группа должна была работать все лето в городе Губкинском, но терпения местной милиции хватило только на четыре недели. Начальник милиции попросил нас добровольно покинуть город и предложил нам поехать куда угодно, хоть в Тарко-Сале, для нас это звучало как «тьмутаракань». Но мы туда все-таки попали, а дело было так…
Когда апостолов гнали в одном городе, они шли в другой, и так весть Евангелия распространилась по всей земле. Когда нас выгнали из Губкинского, мы поехали в поселок Пурпе, и именно там наш успех в продаже книг был максимальным за все лето. Обойдя весь посёлок, мы столкнулись с вопросом, куда теперь ехать. И тогда я вспомнил о Тарко-Сале.

Добравшись на попутке, я посетил начальника милиции, местного православного старосту, администрацию, баптистскую церковь «Благовестие», начальника соцобеспечения. Все в один голос обещали нам помогать, но «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою». Впоследствии все они отказались нам помочь, кроме Одного…

Мы приехали ночью, шел мелкий дождь. Оставив ребят возле церкви «Благовестие», я пошел к пресвитеру этой церкви. Но он отказался пустить нас даже на одну ночь. Тогда я вспомнил Моисея, выведшего народ из Египта: сзади фараон (начальник губкинской милиции), спереди море (закрытые двери). Но Бог позаботился о нас: рядом было общежитие, и дежурная позволила нам до утра укрыться от дождя. Утром я получил отказ от начальника соцобеспечения. Слава Богу, что рядом был брат Олег, он был мне помощником, как Аарон Моисею.

В ожидании чего-то особенного, мы шли по улице и увидели бабушку, которая собирала пустые бутылки возле мусорного ящика. Я обратился к ней, а она стала отвечать мне по-украински. Это была баба Галя. Выслушав нас, она посоветовала обратиться по двум адресам, где жили две бабы Шуры. В квартире одной из них мы и прожили остаток лета. У нас были максимально возможные в этой местности удобства: телефон, холодная вода, канализация, электроплита, рядом располагались магазин, остановка автобуса и единственная в городе баня. Лучшего не могло и быть.

За четыре недели работы в Тарко-Сале мы продали больше литературы, чем за тот же срок в Губкинском. Стало понятно, что слова начальника губкинской милиции относительно нашего переезда сюда, были пророческими.

Не могу не рассказать один удивительный опыт.

Шел дождь, дорога была скользкой. По дороге мчалось серое «Жигули», полное людей. Все произошло за доли секунды: шофер потерял управление и машина, слетев с дороги, оказалась в болоте. К счастью, все остались невредимы, а чудом проезжавший мимо трактор смог вытянуть машину обратно на дорогу. Водитель обследовал машину, оказалось, что она в порядке и можно ехать дальше. Доставив всех своих пассажиров по домам, водитель подъехал к своему дому в тот момент, когда я стучал в его дверь. Когда мы начали общаться, он рассказал мне о своем дорожном происшествии и купил все книги, которые у меня были. Это был человек, который представлял в администрации местное коренное население – ненцев, являющихся язычниками.

Я помню его слова: «Это будет нам на всю жизнь, будем читать Слово Божье. Теперь я понимаю, почему Господь нас спас – чтобы вы пришли и принесли нам эти книги». Я оставил этот дом с надеждой, что этот человек, подобно ефиоплянину, вельможе царицы Кондакии, принесет истину Божью своему народу.

С 11 июня по 17 августа наша группа распространила 5608 книг, и в этом была только заслуга Бога.

Обучение необходимо

Идея обучения литературному евангелизму появилась у меня на летней программе 2002 года в Белоруссии, когда я руководил пятью группами из 56 человек. Наблюдая за работой литературных евангелистов в группах, я понял, что прежде, нежели посылать людей на подобную программу, их надо учить. Видя ничтожное количество желающих продолжать работу в литературном евангелизме после летней программы, я понял, что большинство были пресыщены неудачами, возникающими из-за недостаточной подготовки.

В основу философии обучения литературному евангелизму можно взять слова Духа пророческого: «Воспитывайте, воспитывайте, воспитывайте молодых людей, чтобы они смогли посвятить себя служению для мира. Воспитывайте их, побуждая стать литературными евангелистами и продавать книги, которые Господь написал Своим Святым Духом. Таким образом, эти материалы достигнут большого количества людей, которые никогда не услышали бы истины, не будь она принесена к их дверям. Это работа евангелиста». Письмо 135, 1900г.

Как часто мы слышим призывы с кафедры о том, чтобы нам идти и проповедовать. Люди с вдохновением берут книги, идут, чтобы трудиться для Бога, но терпят неудачи и впадают в разочарование.
Вот как об этом пишет Вильмар Хирле в своей книге «Как организовать малые группы литературных евангелистов»: «Бывает очень грустно видеть братьев и сестер, принявшихся за работу литературного евангелизма с самыми лучшими намерениями и оставивших это служение через какое-то время. Возможно, виноваты мы, и провал начинается с плохой подготовки?» стр. 22

«Некоторые литературные евангелисты терпят неудачи в этой работе, оставляют ее из-за недостатка знаний или личной посвященности и становятся ярыми противниками литературного евангелизма, распространяя ложное представление об истинной сущности и целях этого служения» стр.76
В этой связи весьма ценными являются советы Духа пророческого:

• «Каждому верующему надлежит распространять брошюры, листовки и книги, содержащие весть для нашего времени. Мы нуждаемся в литературных евангелистах, которые повсеместно распространяли бы нашу литературу»
«Ревью энд Геральд», №12, 1903.

• «Многие хотели бы трудиться, если бы их наставили в том, как начать работать»
«Христианское служение», стр.59.

• «Не должно быть задержки в таком хорошо спланированном подходе по обучению и воспитанию членов наших церквей» СЦ, т.9, стр.119.

Дальнейшие материалы этой книги можно использовать для организации групп, школ, курсов, семинаров по литературному благовестию.

Побеждая татарские набеги

Многие литературные евангелисты спровоцировали появление мнения, что их служение – это торговля книгами.
Вильмар Хирле пишет на этот счет так: «Большинство членов церкви не очень высокого мнения о литературном евангелизме. Многие ошибочно представляют себе это служение. Думают, что это отдел по продаже книг, бизнес, как любой другой, который служит для того, чтобы дать работу некоторым братьям, пока они не найдут другую» стр. 76

Что может думать пастор и церковь, наблюдая за литературными евангелистами, приезд которых очень похож на татарский набег: быстро, за пару недель, прошли весь город и уехали, не оставив никакой информации.

Хочу предложить вам примерные отчеты литературного евангелиста, который даст возможность сохранить максимум информации.

Первый отчет является полезным как для церкви, так и для самого литературного благовестника. Почти все литературные евангелисты работают со своими блокнотами, имея каждый собственную методику заполнения, в которой разбираются только они сами.

Этот блокнот очень удобен для литературных евангелистов тем, что почти в каждую клетку достаточно просто поставить крестик или галочку. Также с его помощью можно анализировать свою работу, ежедневно подводя итоги.

В место для заметок можно записывать имена и номера квартир людей, на которых следовало бы обратить особое внимание.

Еще одно преимущество такого блокнота в том, что на одной странице можно увидеть работу всего дня и направление, в котором стоит развиваться.

Информация блокнота является показательной и для лидера группы: взглянув на отчет своего подопечного и увидев множество отказов, или неудачных презентаций, он может принять меры, взяв его в пару.

Признаком профессионализма работы литературного евангелиста является даже не количество проданных книг, а количество квартир, в которых были проданы книги. Можно пройти пятиэтажный дом и продать 20 книг, а можно пройти один подъезд и продать 20 книг.

Если в церкви будет хотя бы один литературный евангелист, работающий с таким отчетом, он сможет обеспечивать работой все отделы церкви.

Затем этот отчет может систематизировать координатор миссионерского служения, выписывая адреса отдельно для каждого отдела церкви. Таким образом, литературный евангелизм может быть авангардом церкви, пробивая дорогу для других отделов: Миссионерской библиотеки, Личного служения, «Таввифы».

Второй отчет будет полезным и для литературного евангелиста, и для пастора. Это чековая книжка, которая может быть и книгой заказов.

Первое преимущество: продавая литературу, особенно духовную, очень важно зафиксировать фамилию, имя и отчество покупателя, его адрес, телефон, наименование проданной литературы и дату продажи. Пастор, у которого останется эта чековая книга, может иметь все данные людей, которые приобрели книги, и через некоторое время позвонить им или зайти и узнать отклики.

Чек заполняется под копирку, и покупатель получает его копию. На обратной стороне можно написать адрес книжного центра, телефон пастора, адрес издательства «Источник жизни» или «Джерело життя» или другую необходимую информацию.

Второе преимущество этой книжки в том, что она может служить и книгой заказов. Если человек говорит, что в данный момент у него нет денег, литературный евангелист может оформить заказ на конкретное точное время. Копия также остается у заказчика.

Третье преимущество чековой книжки в том, что каждая проданная книга строго фиксируется, чем облегчается заполнение еженедельного отчета, о котором мы будем говорить позднее.
Так можно победить «татарские набеги».

«Большой секрет для маленькой кампании»

Вы когда-нибудь пытались делать что-нибудь в одиночку? Например, бегать по утрам, делать зарядку или обливаться холодной водой? Надолго ли вас хватило? А пытались ли вы в одиночку заниматься литературным евангелизмом? Сколько вы продержались? В чем проблема?

Единственным секретом является работа в группе.

«Для продажи нашей литературы должны быть организованы кампании, чтобы мир узнал о том, что ему предстоит вскоре» «Ревью энд Геральд» 2 июня 1903 год.

Преимущества работы в группе:

• Легче сохранять энтузиазм

• Сохраняется эмоциональное равновесие: успех и неудачи делятся на всех

• Группой можно достигнуть большего результата, нежели в одиночку

• Почти всегда есть тот, на кого можно равняться

• Возможность творчески развиваться, анализируя работу свою и других

• Терапия «раненых» происходит в группе эффективнее и быстрее, чем в одиночку

• В группе формируются лидеры

• Достигается духовная и личностная зрелость

• Происходит изменение характера

• Легче бороться с искушениями

• Больше шансов стать активным миссионером

• Укрепляется христианское единство

• Группе дешевле снять квартиру, разделив сумму на всех

• Распределение бытовых обязанностей экономит много времени

Несмотря на многочисленные библейские примеры личного героизма: Самсон (Суд.15:15), Давид (1 Цар. 17) и другие; Библия также содержит истории, когда Бог использовал малые группы. Это семья, Израильский народ, разделенный по десять человек, апостолы Иисуса Христа и даже сама Троица.
Очень эффективной книгой на эту тему представляется работа Вильмара Хирле «Как организовать малые группы литературных евангелистов».

Аптекари и доктора

Существуют разные пути распространения литературы: продажа с латка в людном месте, в электричках и других видах транспорта, на предприятиях, из дома в дом и т.д. Какой путь более эффективен?
Знаете ли вы разницу между врачом и аптекарем? Приходя в аптеку, вы видите множество лекарств и часто теряетесь от их разнообразия. Аптекарь молчит пока его не спросят и часто выступает в роли продавца, меняя деньги на товар. А хороший доктор, прежде чем выписать рецепт, задает вам массу вопросов, делает анализы и лишь тогда прописывает какие-то лекарства. Заметьте, чем больше заданных вопросов, тем глубже доверие к доктору и его диагнозу и успешнее назначенное лечение.
Выкладывая весь свой товар напоказ перед многолюдной уличной толпой или даже перед одним человеком в квартире, вы работаете как аптекарь. Тогда отношение к вам такое же, как к обычному торговцу: пренебрежительный тон в общении, раздражительные замечания по поводу вашего визита, попытки сбить цену и другие рыночные атрибуты. В такой атмосфере очень трудно не забыть, что вы принесли людям шанс на вечную жизнь.

Предлагаю вам стать «доктором» литературного благовестия и метод, открывающий большие перспективы развития. Ваша задача сводится к тому, чтобы узнать потребности человека и сделать литературу ответом на его нужды.

Этот метод тесно связан с медициной, и Дух Пророчества советует нам идти именно этим путем.
В одной из своих статей в «Ревью энд Геральд» Елена Уайт писала «Истинная религия и законы здоровья идут рука об руку. Не возможно работать ради спасения людей, не убеждая их в необходимости порвать с греховными наклонностями, которые разрушают здоровье, смущают душу и мешают разуму воспринимать Божественную истину» 12.11. 1901 г.

«Медицинская миссионерская работа является правой рукой Евангелия, и ее необходимо всячески поддерживать для славы имени Божьего» СЦ, т.7, стр. 59

«Наша литература о здоровья – это помощница Евангелия, которая открывает путь, позволяя истине войти и спасти многие души. Я не знаю, что еще способно так быстро открывать сердца, как эта литература» Рукопись 113, 1901г.

Хорошего настроения, опрятной внешности и сумки полной книг недостаточно для успешной работы.
В основе этого метода лежит семь шагов, с помощью которых вы можете стать «доктором» для каждой семьи.

Философия войны

Опыт показывает, что наиболее эффективной является индивидуальная работа с людьми. Присутствие большого количества людей на первый взгляд выглядит привлекательным, но это только на первый взгляд.

На одной из летних программ мне достался район, где были одни общежития. Это были двух подъездные двухэтажки, на каждом этаже была кухня, где почти всегда были люди из разных квартир. Поначалу я всегда заходил на кухню и делал презентацию, надеясь достигнуть большего результата. Но всегда находился человек, который отрицательно отзывался о книгах и почти у всех отбивал интерес к ним. И тогда мне приходилось оставлять весь этаж ни с чем, поскольку на кухне были представители каждой квартиры этого этажа. Мне пришлось поменять тактику моей работы. Заходя на этаж, я стучался в каждую квартиру, и, даже если хозяева были на кухне, приглашал их к индивидуальному общению. Эффективность работы резко возросла.

Предлагаю вам испытанный метод, который использую я, а также многие литературные евангелисты нашего Дивизиона.

Когда вы решили начать работу литературного евангелиста, прежде всего вам нужно понять, что это война. Нашим врагом является дьявол, который подобен террористу. Группа, в которой вы работаете, занимается освобождением заложников. Поле битвы – город или поселок, где вы работаете. Лидер является вашим командиром, а Бог – маршалом. Он дает вам в помощь свои войска, но со своей стороны вы должны вооружиться «до зубов» и идти на передовую. Очень опасно работать на территории, «заминированной» представителями других конфессий или продавцами сетевого маркетинга. Апостол Павел советует нам: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» Ефес.6:11-17.

Что же еще нужно взять литературному евангелисту?

• Сумка – в своей книге «Основы литературного евангелизма» Рон Аппензеллер пишет: «Как-то я встретил литературного евангелиста, чей саквояж выглядел так, будто его переехал грузовик. Если ваша сумка выглядит так же, выбросите ее и приобретите новую; она всегда должна быть чистой, аккуратной как внутри, так и снаружи» стр.47 . Желательно, чтобы сумка имела жесткий каркас, чтобы не мялись книги.

• Одежда – для братьев – костюм, для сестер – одежда в деловом стиле.

• Обувь – главное: иметь возможность быстро разуваться (желательно без шнурков).

• Отчет ЛЕ – необходимо держать его в руках и постоянно заполнять.

• Чековая книга – внутрь положите копирку.

• Календарик – для выбора даты выполнения заказа.

• Калькулятор – для облегчения подсчетов суммы заказа или продажи. Очень удобно, если у вас будут наручные часы, в которых есть калькулятор.

• Фонарик – даже днем в некоторых подъездах так темно, что невозможно разглядеть номер квартиры.

• Авторучка – для заполнения отчетов.

• Удостоверение – на Украине с печатью благотворительного фонда «Краще життя», в России – «Служение семье».

• Бейдж – должно быть название вышеперечисленных организаций и ваша фотография.

• Проспект по здоровью – издается как в издательстве «Источник жизни», так и «Джерело життя» специально для литературных евангелистов. Желательно купить папку с файлами и вставить в него листы проспекта.

• Часы – для фиксирования времени работы.

• Тонометр – аппарат для измерения давления.

• Деньги для сдачи – если сумма сдачи не крупная, вместо нее можно дать недорогую книгу или открытку.

• Прайс – цены книг, по которым вы работаете, желательно набранные на компьютере, а не написанные от руки. Его можно вставить в папку с проспектом по здоровью.

• Карта города – желательно формата А4, где надо очертить ваш район, и также вставить в папку с проспектом по здоровью.
Семь ключей

Даже у опытных литературных евангелистов в первый день душа уходит в пятки. Неизвестность порождает страх. У начинающих литературных евангелистов страх часто возникает из-за незнания, что говорить, когда откроется дверь.

1 ключ – «у двери»

Начиная работу, поднимитесь на самый верхний этаж и двигайтесь слева направо, не пропуская ни одну квартиру. Перед тем как позвонить или постучаться в первую квартиру, поставьте сумку на пол так, чтобы она не помешала хозяину открыть двери, и встаньте так, чтобы вас было хорошо видно в полный рост, даже если дверь приоткроется совсем чуть-чуть. Если вы работаете вдвоем, не прячьтесь друг за друга и стойте так, чтобы вас обоих было хорошо видно даже в слегка приоткрытую дверь.

Зафиксируйте время начала работы и номер квартиры в отчете ЛЕ и кратко помолитесь. Позвоните или постучите.

Человек, к которому вы пришли, пустит вас, если получит ответы на три вопроса:

• Кто вы?

• Что вам надо?

• На сколько времени вы пришли?

Кто вы?

(Говорить надо медленно, четко и выразительно)

«Здравствуйте, я работник организации «Служение семьи» (Благотворительного фонда «Краще життя»)»

В некоторых случаях после приветствия я, улыбаясь, добавлял: «Как хорошо, что я застал вас дома!»

Что вам надо?

«Я составляю отчет о здоровье каждой семьи и мне нужно буквально несколько минут, чтобы задать вашей семье несколько вопросов о здоровье».

На сколько времени вы пришли?

«Я ненадолго».

Эти слова у двери нужно выучить так, чтобы «отлетало от зубов», чтобы, в случае нестандартной внешности открывшего, вы не растерялись и не забыли кто вы, что вам нужно и на сколько времени вы пришли.

Сразу же после этих слов, не дожидаясь того, чтобы хозяин пригласил вас в квартиру, вы должны уверенно взять сумку и сделать полшага в сторону хозяина, и вы увидите, что путь для вас открыт. Это психологический момент, который испытали многие.

Если дверь вам не открывают, а спрашивают: «Кто там?»,- вы должны просто сказать: «Здравствуйте», — и сделать паузу. Смотреть при этом нужно в глазок и слегка улыбаться. В большинстве случаев вам откроют. Если человек и далее не открывает вам и спрашивает: «Что вам надо?», — тогда вы можете отчетливо продолжить ответы на вышеперечисленные три вопроса. Когда человек вам откроет, вы должны повторить все, ранее сказанное вами, снова. Обязательно смотрите человеку в глаза. Если вы потеряете с ним зрительный контакт и будете отвлекаться на кота, пробежавшего в его квартире, предметы в его коридоре, у него может возникнуть подозрение, страх, и дверь перед вами может закрыться.

Нельзя прятать руки за спину, в руках надо держать отчет ЛЕ, где вы ведете записи, и ручку.
Оказавшись в квартире, вы ни в коем случае не должны останавливаться в коридоре, и тем более ставить сумку на пол, сразу же разувайтесь, желательно не нагибаясь, и спрашивайте куда пройти, поинтересуйтесь, где можно присесть, и пригласите сесть хозяина. Если вы остановитесь в коридоре, это может вызвать массу неудобств. Во-первых, вам придется общаться стоя и каждая минута на ногах будет ощутима, и вы и ваш собеседник быстро утомитесь, за каждой книгой вам придется нагибаться к сумке, и тд.

2 ключ — ледокол (комплимент)
Даже если вы прошли в квартиру, это еще не говорит о том, что вам полностью доверяют. У хозяина еще много вопросов, поэтому надо еще раз представиться, шире объяснить, кто вы и от какой организации работаете, но и это еще не сможет «расколоть лед» между вами и вашим собеседником. Теперь вы должны сказать комплемент, который и будет «ледоколом».

Когда вы находитесь в комнате, найдите что-то, за что можно похвалить хозяина. Вы можете обратить внимание на:
• комнатные цветы

• домашних питомцев

• уют (просторно, светло)

• книги

• маленькие дети и тд.
Скажите что-нибудь, наподобие: «У вас столько книг, вы, наверное, любите читать?», или «О, какие чудесные цветы! Это вы занимаетесь ими?»
Категорически запрещается хвалить все, что дорого стоит и обычно крадут:

• мебель

• аппаратуру

• ковры и тд. (все, что можно вынести)

Проведя ледокол, вы избавляете себя от лишних вопросов, которые хозяин может задавать, чувствуя недоверие к вам.

Теперь вам надо познакомиться с человеком примерно так: «Меня зовут Владимир, а вас?»

Однажды, под конец рабочего дня, у меня во время знакомства произошел такой курьез. Работая в паре с сестрой по имени Катя, я представился так: «Меня зовут Катя, а это Владимир…» Мы с хозяйкой здорово посмеялись, позднее она купила книги, но лучше так не делать.

Поинтересуйтесь, сколько членов в семье и какого возраста дети, если таковые есть.

3 ключ – вопросы

Цель следующих вопросов в том, чтобы узнать нужды людей, их взгляды на здоровье, воспитание детей, на жизнь и на религию. Ответами на все их нужды должны стать не столько ваши рекомендации, сколько книги, которые вы им предложите.

Существует три основных сферы жизни, в которых вы можете выявить проблемы и предложить книги в качестве реальной помощи.

Для этого вам надо задать три блока вопросов.

1 блок – здоровье

1. Как вы видите, здоровье вашей семьи за последнее время ухудшилось или остается на прежнем уровне?

2. Есть ли в вашей семье заболевания, с которыми вы боритесь, но вам их трудно победить?

3. Чувствуете ли вы изменения погоды?

4. У вас повышенное или пониженное давление? (можно измерить давление)

5. Какие методы лечения вы предпочитаете: традиционные или народные?

6. Как часто вы болеете простудными заболеваниями?

7. Какие методы профилактики вы используете?

Примечание: два последних вопроса задавать не обязательно, они имеют смысл, если человек более-менее здоров.

2 блок — воспитание

1. Есть ли у вас дети (внуки)? Какого возраста?

2. Сейчас такая вспышка наркомании, как вы думаете, что может быть стержнем воспитания детей, чтобы они не пошли путем наркомании и алкоголизма?

3 блок – религия (10 плавных переходов на духовную тему – выберите один из них)

1. Сейчас во многих школах проводят уроки доброты, морали, христианской этики, как вы думаете, может ли это сохранить детей от наркомании?

• Как вы относитесь к духовности и религии?

2. Как вы считаете, связаны ли здоровье физическое и духовное?

• Что вы понимаете под духовным здоровьем?

• Считаете ли вы себя духовным и, как сегодня модно, религиозным человеком?

3. (Если видите иконы) Я вижу у вас иконы, вы наверное религиозный человек?

4. (Если видите религиозную литературу) Я вижу у вас есть Библия, вы наверное религиозный человек?

5. (Если накануне был, есть или будет какой-либо религиозный праздник) Сегодня Пасха, как вы относитесь к этому празднику?

6. (Если человек постоянно произносит имя Божье) Вы часто произносите имя Божье, наверное, вы верующий человек?

7. (Если вы видите на входных дверях нарисованные кресты или в комнате есть какое-то изображение креста) Я вижу, у вас есть крест, вы, наверное, поклоняетесь ему?

8.(Если в городе произошло громкое преступление или сам человек рассказывает вам о каком-то преступлении) Может ли религия уменьшить уровень подростковой преступности?

9. (Если человек очень сильно болеет) Вы говорили о своих болезнях, может ли молитва чем-то помочь?

10. (Если человек рассказывал вам о своих переживаниях, проблемах, стрессах, депрессии) Вы рассказывали о своей проблеме, как вы думаете, может ли вера в Бога помочь людям в их проблемах?

Примечание: перечень плавных переходов на духовную часть вы можете продолжить, придумав свои.

4 ключ-переход к книгам
Этот этап необходим для плавного перехода к презентации книг. Не пропускайте его, чтобы вас не восприняли как продавцов. Здесь вы можете сказать, задав риторический вопрос: «Как вы думаете, зачем мы задаем эти вопросы? Наша основная цель не только узнать проблемы и болезни, но и чем-то помочь. Для этого наша организация проводит различные семинары, выставки здоровья, ведется работа с зависимыми и созависимыми. Сейчас в вашем городе мы проводим программу оздоровления населения»

Теперь вам нужно показать проспект по здоровью, который был издан как издательством «Источник жизни», так и издательством «Джерело життя». (Его можно заказать через директора издательского отдела)

Далее вы уже можете перейти непосредственно к книгам и сказать: «А также у нас есть очень интересная информация, которую мы хотели бы просто вам показать»

5 ключ -презентация книг

Теперь вы уже имеете небольшое представление о человеке и его проблемах. Презентуйте книги, исходя из той информации, которую вы собрали во время опроса.

На самом деле, все предыдущие шаги занимают не так много времени, как вам может показаться. Если вы будете хорошо ориентироваться в последовательности задаваемых вами вопросов, то шаги с первого по четвертый не займут у вас больше 10 минут.

Очень важно, чтобы во время презентации книг, человек не догадывался, что вы их продаете. Тогда он, слушая вас, будет думать о преимуществах книг и их цена в его глазах будет намного больше той, которая написана в вашем прайсе. Если же человек сразу поймет, что вы продаете книги, то его мысли будут о том, что их надо купить, а у него нет денег, и всю презентацию он будет думать о деньгах, а не о преимуществах книг. В результате в его глазах цена книг будет намного больше, чем их преимущества.

Проводя презентацию, нужно удерживать интерес покупателя. Ваша презентация должна быть интересной и динамичной. Этого вы достигните только тогда, когда построите презентацию так, что книга будет ответом на нужды вашего собеседника. Если во время презентации хозяин дома не смотрит на вас, глядит на часы и вы не видите интереса в его глазах, быстро переходите к презентации другой книги.

Существует такое понятие, как контекстуальная презентация. Речь идет о том, чтобы каждый раз представлять книгу по-разному, с учетом всех особенностей ситуации. Например, книгу «Великая борьба» можно представить для атеиста как историческую книгу, для католика как историю католической церкви, для протестанта как историю зарождения протестантизма, и т.д.

6 ключ –продажа

Многие люди считают торговлю делом недостойным. Но продавец – это очень важная профессия. Это материнская профессия для всех остальных. Она развивает в человеке открытость, творчество, опыт, расширяет границы познания. Но есть различие между мирской торговлей и духовной: Бог использует этот светский элемент, чтобы возвестить Свое Слово. Слово «продавать» в данном случае означает «служить».

Иногда у благовестника возникает конфликт в сознании: «хочу спасать, но не хочу продавать». Но на самом деле литературный евангелист «продает» счастье, спасение, советы для жизни, доброе здоровье, безопасность в будущей перспективе. Если вы не продаете книги, то теряете много благословений. Евангельские курсы, проповедь – это голос на время, книги – это голос, который не умолкнет никогда. «Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего – благословение» (Пр.11:26).
Итак, вы закончили презентацию книг, и теперь время задать самый главный вопрос шестого шага: «Что вас заинтересовало?». Этот вопрос позволяет вам узнать отношение человека к представленным книгам. Если вашим собеседником проявлен интерес только к книгам о здоровье, то вы можете посоветовать те духовные книги, которые еще не показывали. Желаемый результат достигается только тогда, когда в доме остается духовная литература.

Советуем вам продавать книги в комплекте так, чтобы в нем обязательно присутствовала духовная литература.

Когда вы видите, что покупатель сомневается и раздумывает, заполняйте это время презентацией. Чтобы побудить человека приобрести книгу, вы можете выписать чек. Не бойтесь этого делать, поскольку чек можно легко превратить в заказ.

7 ключ – завершение

Когда человек приобрел книги, оставьте ему чек с контактными адресами и телефонами. Если вы заметили особое расположение к религии, помолитесь о хозяевах дома, называя их имена.

Находясь в квартире, следите за временем, помните, что вас ждут другие люди.

Если человек не может купить книги сейчас, но заинтересовался ими, предложите оформить заказ. Задайте вопрос: «Когда у вас появится возможность приобрести эти книги?». Оформите заказ на конкретную дату и время и оставьте копию заказа покупателю.

Не огорчайтесь, если вы ничего не смогли продать. Господь знает, кому эти книги будут нужнее. Пусть ваше настроение не зависит от продажи. Будьте всегда оптимистичны и радостны, помня о том, что вы совершаете святое дело.

Не думайте, однако, что человек, не купивший у вас книги, обязательно погибнет. Литературный евангелист свидетель, а не судья. Известный богослов Ньюбегин пишет об этом так: «Я никогда не могу быть настолько уверен в чистоте и истинности своего свидетельства, чтобы определить, что человек, отвергнув мое свидетельство, отверг и Иисуса».

Есть важный секрет для борьбы с неудачами: идите дальше! Вас ждут в ближайшем доме или соседней квартире те, кто приготовлен Богом для встречи с вами. Книги в вашей сумке имеют своих хозяев, идите к ним, предложите, и они с радостью купят их и будут вам благодарны.

Всегда помните, что Главным Тружеником на этом поприще является Господь. Об этом Елена Уайт пишет так: «Именно Господь Иисус, стоящий на стороне литературного евангелиста, идущий вместе с ним, и есть Главный Труженник».

Четыре из тысячи доводов заниматься литературным евангелизмом:

1. Первыми известными нам литературными евангелистами были вальденсы, которые, начиная со второй половины XII века, под видом уличных торговцев распространили приготовленные П. Вальдо отрывки Священного Писания почти по всей Западной Европе.

2. В такие страны, как Украина, Россия, Молдавия и многие другие, весть проникла именно благодаря литературному благовестию.

3. Свое название Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня получила в 1860 году, но к этому времени ее издательский отдел успешно работал уже в течении 11 лет. В 1848 году Е.Уайт получила видение о необходимости издательской работы. В 1849 году Дж. Уайт издает свою первую газету “Present Truth”.

4. «Церковь АСД, получившая весть для последнего времени, была направляема Богом к использованию печатного слова. Ее издательское служение было задумано Всевышним на небесах, а не смертным человеком. Этому служению предопределено продолжаться до самого возвращения Христа.
Иисус Христос является основанием, краеугольным камнем здания церкви Христиан АСД, а литературное служение можно назвать его каркасом».

Владимир Гнилюк

Заочная Школа Литературного Благовестия, 2006.