Лидия Нейкурс: «Влияние Церкви в мире – важнейшая проблема современности»

Лидия Нейкурс – личность особая: острая на язык «железная леди», трудоголичка, успевающая в свои годы посещать с занятиями десятки городов в месяц. Она одновременно возглавляет отделы семейного, детского и молодежного служения в территориальных конференциях Церкви в разных странах. Созданные Лидией Дмитриевной социальные программы работают в странах СНГ на государственном уровне. Можно по-разному относиться к ней как к человеку, но не прислушаться к ее словам нельзя.


Расскажите о семинаре, который собираетесь провести в Харькове.

Считаю, что у настоящего адвентиста есть миссия – быть свидетелем Христа. Если он не приводит к Богу других людей, он не исполняет своей миссии, даже если он очень хороший христианин: посещает церковь всегда, «сдает» десятину, поет и участвует в служении внутри общины.

И одна из сторон, где я вижу применение миссионерского призвания, это проект «Я выбираю жизнь». Он создан не только для того, чтоб кого-то спасать от курения. Это один из способов дойти до людей – учебных заведений, семей, всех слоев общества.

Начался он в 1999 году с мысли: «Что-то нужно делать!» Я тогда работала в Москве директором детского и семейного отдела Евро-Азиатского дивизиона. Территория огромная – 12 стран. В конце учебного года инспекторы российского Министерства просвещения собрали представителей всех конфессий, работающих с детьми и семьями. Рассказали о том ужасе, который переживает общество: тогда как раз была большая волна наркомании в самой Москве. Привели статистические данные: в Москве 70% молодежи – наркозависимые (от пива до табака) и 40% младших школьников – 4-5-й класс. Из-за этого ожидается большой демографический спад. И задан был вопрос: «У кого из вас, – людей, считающих себя близкими к Богу, – есть проект, который можно предложить правительству как один из действующих проектов, чтобы мы подняли этот проект и спасали нашу молодежь?» Пауза. И ни одной руки. Ни одной! Это меня так ошеломило, так как-то испугало… Думаю: «Что делать?» Несколько дней я была под впечатлением, думала, молилась и переживала сильно, что у нас нет такого адвентистского проекта. Ладно, у баптистов и пятидесятников нет. Они свои центры делают. Хотя потом, когда я основательно вникла в это дело, поняла: те центры, которые работают у пятидесятников, приводят к не меньшей зависимости. Они противоположного действия – снимают одну зависимость, а дают другую.

Начала интересоваться этим вопросом, собрала много интересных исследований, соединила всё это… Молилась, сидела у компьютера до 16 часов в сутки. И через полтора месяца проект был готов настолько, что его сразу пустили ускоренно редактировать. И в Киеве сделали выпуск.

Здесь самое главное было – научить детей естественно для себя сказать «Нет». И это решение провести до конца жизни. Поэтому и проект называется «Я. Выбираю. Жизнь». И когда человек этот процесс проходит, игра должна оканчиваться выбором: «Что ты будешь делать? Каково твое решение?» И каждый раз мальчик или девочка, подростки или молодежь, когда оканчивают игровой процесс, то говорят: «Да, я решил: я никогда этого делать не буду». Поэтому направлен этот проект не на тех, кто уже этим занимается, а это профилактическая программа. И начинаем мы работу обычно с детьми с шести лет и работаем несколько лет. Это не просто так – один раз поиграл и пошел. Надо знать, сколько надо, как заниматься, чтоб сохранился интерес.

Как работать с группой молодежи – это в двух книжках. Мы сделали книжки с одинаковым рисунком, но с обложкой разного цвета, чтоб легко было различать. Желтая книга – пособие для учителей – называется «Профилактика химической зависимости среди детей и подростков». Там описано всё, что касается школы: как в школе появляются наркотики, как работать с родителями, план проведения родительского собрания. Розовая книга – для лидеров нашей Церкви.

Суть этого проекта – с шести лет сделать из детей миссионеров, научить их, чтобы они, подрастая, с 12-и лет становились действующими добровольцами этой программы.

Какие есть конкретные результаты и можно ли познакомиться с опытом детей, прошедших эту программу?
На уровне нашей Церкви работали все. Кроме Украины. Первая страна, которая поняла, что это, были украинские министерства – здравоохранения, туризма и молодежи, образования и науки. Представляли эту программу работники молодежного адвентистского служения. Министрам программа очень понравилась, они собрали круглый стол, на котором раз в месяц собираются ректоры украинских вузов. И там министр здравоохранения сама представила эту программу, сказав, что видит в ней большие перспективы работы со студентами. Голосованием решение было принято. Официально они приняли этот проект, только поставили условие – перевести его на украинский язык. Перевод сейчас окончен, но так оно и стоит до сих пор. Всё застряло со времени Революции. Потом с Кучмой начались проблемы, потом министерства поменялись… Хотя у меня есть мысль после всех текущих дел показать программу Екатерине Ющенко, она ведь занимается детьми. Еще в Украине мы обучили ей всех пасторов, которые занимались в Украинском гуманитарном институте.

А в России ее делали на уровне городов. Когда я проект этот сделала, у меня не было социального института, через который я могла бы провести его в действие. И был телефонный звонок из Кавказа от Людмилы Верлан. Она имеет два высших образования и занимается социальными проектами. Ее вызвали в министерство просвещения, предложили пройти подготовку лидеров, которые имеют право открывать такие центры. Она подготовку прошла, открыла в центр «Светоч». и его зарегистрировала в пос. Шахты. Сейчас он находится в Краснодаре и работает под эгидой министерства просвещения Российской Федерации. И она дала мне право на выдачу сертификатов.

На какой отклик харьковской Церкви Вы рассчитываете?
Цель этого проекта – чтобы члены Церкви почувствовали себя миссионерами управлении и спасали своих детей, насколько это можно. Кто имеет доступ в школу, в школах, кто имеет доступ к интернатам, туда. Каждого человека, который достиг шести лет, можно провести через эту программу, и результат будет тот, что уже мы исследовали по Узбекистану, Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану. Эти кавказские республики приняли этот проект на государственном уровне.

В Абхазии министерства здравоохранения и просвещения нас пригласили официально. Собрали директоров и методистов всех 57 абхазских школ. Мы раздали им бесплатно (это бедная послевоенная страна) учебные игры, дали книжки, они были очень довольны. С большим подозрением они нас встречали, потому что знали, что это Церковь адвентистов. Мы нигде не скрывали этого, что проект принадлежит нам, и там авторское право не только мое, а Церкви и благотворительной организации АДРА. И мы, когда приехали туда, двухдневный семинар провели, этот материал попал в каждую школу. А у них было очень плохое состояние, потому что у них же послевоенная наркомания молодежи и детей. Есть результаты на 2006 год: из детей, серьезно подготовленных по этому проекту (где-то 60%), никто даже не курит. У них осталось личное убеждение по этому поводу.

Есть данные, что Вы для киевской церковной молодежи проводите семинары об интимном общении в супружестве.
Я с молодежью провожу добрачное консультирование. В Киеве было 12 занятий, они закончились две недели назад. Присутствующих мы их не считали, но делали им копии моих конспектов – 500-600 штук, и каждый раз не хватало.

Это пасторы попросили меня «побеседовать с молодежью». «Нет проблем, делайте приглашения». Тут же на Майдане Независимости их раздали. Встречались мы на Майдане в Доме профсоюзов, где во время Революции располагался штаб партии «Наша Украина». Этот большой зал арендует наша третья церковь.

И когда эти парни и девушки в первый раз пришли, их не оторвать до конца. Но темы-то построены не только на сексуальных отношениях, я в этот раз об этом даже не говорила. Всё подчинила идее: «Мы хотим иметь счастливые семьи. Вы хотите? Да. Давайте посмотрим, как это делается». И наглядное пособие – домик. Его мы «строили» 12 занятий. Я проводила и чисто психологические темы «Одиночество», «Депрессия». Это было две части программы, и они ждали полгода, пока будет еще четыре темы. Руководство Церкви сразу решило сделать видеохронику и растиражировать записи на DVD.

Затронем тему истории. Во время раскола среди подсоветских адвентистов, организованного КГБ, Ваш супруг, Виллис Станиславович, был одним из принципиальнейших администраторов, не уступавшим давлению ни советской агентуры, ни внутрицерковных сторонников компромисса с коммунизмом. Не сделало ли это его сухим, черствым человеком?
Нет. Я этому свидетель, потому что 40 лет мы были вместе. Что касалось Божьего, оно должно быть Божьим – он в этом не уступал никогда, никому и нигде. Но он это делал по-западному корректно. Он приехал в Украину из Латвии, и сначала его удивляла украинская безалаберность вплоть до общественных вопросов. И адвентисты у нас такие же: субботнее богослужение может быть «как-нибудь», цветочки, которые приносят на богослужение – «как-нибудь». Он был очень принципиален в том, что Божье должно быть совершенным. И свое поведение он под этот стандарт подгонял.

Но в жизни это был очень чуткий и добрый человек, так же, как проявлялись его дары Святого Духа и плоды: любовь, мир, радость, долготерпение – вот это всё в нём было. Он замечал каждую старушку, чувствовал нужды молодежи нюхом каким-то. Я вроде с теми же собратьями общаюсь, а он уже видит: у этого пастора костюма нет. У того пастора двое детей, у него нет средств на такие-то нужды. Постоянно искал возможности помочь всем. Из Божьих героев веры он напоминал пророка Елисея: и молодежная душа, и преподаватель прекрасный.

В чём сегодня Вы видите изменяющиеся акценты Церкви по сравнению с советским временем в плане ее внутренней работы и роли в обществе?
В то время нам было важно сберечь внутреннюю чистоту Церкви. Хотя Сатана с этой идеей не согласился, и тот раскол – думаю, это были его планы, чтоб разбить Церковь изнутри. Он хотел нам «допечь», а через это «допечь» Христу – это же его обычная цель.

А когда мы выросли как огромное количество людей в Церкви, сегодня наша цель – сохранить Церковь такой, как ее хочет видеть Христос. У нас два направления. Тогда было основным первое направление Церкви; сегодня мы сохраняем первое, но развиваем второе. Влияние Церкви в мире – важнейшая проблема современности. Адвентисты седьмого дня – это не закрытая Церковь, а всемирное движение наружу. Нужно готовить мир к пришествию Христа. Тогда мы тоже готовили, но это были капли. Сегодня наша задача – призывать людей, пусть идут потоком, но внутри организовать сильное воздействие на их духовный рост. В этом я вижу две большие задачи Церкви.

Связаться с Лидией Дмитриевной можно по тел. 0935501034 и e-mail: neikurs (собачка) ukrpost.ua

Комплект из трех DVD с видеозаписью киевской молодежной программы Лидии Нейкурс можно приобрести в общине Киев-3 у Владимира Колбача (тел.: 8-050-580-11-00) или в офисе Украинского униона.

Беседовал Максим Балаклицкий
Фото автора