Благотворительность: при чём тут я?

Милосердие на уровне социальной политики – христианское изобретение. Пресловутые «ценности» светского общества – социальная защищенность, пенсии и субсидии – весьма молодая практика. Как известно, в языческих культурах не могших обслуживать себя стариков сбрасывали со скалы (Япония) либо отвозили в лютый мороз в лес (оттуда и пошли выражения «богатейшего» славянского фольклора «навострить салазки» и «дать дуба»).
.
Иудаизм и ислам возложили ответственность за обездоленных на их родственников, и в результате во многих районах ближнего Востока нет нужды в детских домах.

Но это в консервативных обществах. А «у нас», к сожалению, технологическое развитие, социальные перевороты, переселение крестьян в города и т.д. привели к кризису института семьи. Появилась масса одиноких людей, к которым звучит немой вопрос, как в фильме Иосифа Хейфица: «Вы чьё, старичьё?» И не только побирающихся стариков, а и масса людей нерожденных либо подброшенных, беспризорных либо забытых в пьяном угаре…

Христиане пытаются облегчить страдания обездоленных и не допустить увеличения их числа: лечат, ухаживают, усыновляют, проповедуют о святости человеческой жизни. Иногда так успешно, что удается предотвратить кровопролитные бунты: пробуждение, вызванное проповедями Джона Уэсли, спасло Британию от атеистической революции, подобной Французской.

Но при чём тут я?

Христос в Нагорной проповеди не призывает к благотворительности. Он говорит о ней как о норме жизни:

«…КОГДА творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне» (Мф. 6:3-4).

Бог придает большое значение мотивации.

…Когда на прошлой молодежной встрече зашел разговор об участии церковной молодежи в служении обездоленным, стало ясно, что далеко не все его участники представляют себе специфику благотворительной работы и библейское учение о ней.

Безусловная польза таких бесед – в привитии молодым благотворительной ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ. Юноша, который просто услышал об обездоленных людях и хотя бы отдаленно проникся их положением, уже отличается от миллионов сверстников, которые, забыв о Тимуре-и-его-команде, смеются над чужой немощью и избивают «бомжей».

Но внутреннее сочувствие – еще НЕ ИСПОЛНЕНИЕ упомянутой заповеди Христа. Нужно действие.

На это молодежь в принципе готова. Разовую «акцию христианства» – скажем, убрать мусор на территории больницы – летом, по свободе, скопом, с шутками провести не сложно.

«…пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне».

Если я и занимаюсь благотворительностью, то для кого? Спекулировать, скажем, доверием инвалидов ради церковной саморекламы – просто аморально. Причин всегда много, но если среди моих побуждений ОТСУТСТВУЕТ сострадание к обездоленным – я нарушаю заповедь Христа.

Но Иисус не говорит «если вдруг решишь подать», а «когда подаешь». Настоящее милосердие – не приятный наплыв чувств, некое эмоциональное наваждение. Это нелегкий ПОСТОЯННЫЙ труд, ведь реальная любовь измеряется самопожертвованием.

И эмоции тут могут даже повредить. Например, раздав всю зарплату просящим в метро, ты а) сам останешься без гроша; б) не должен забывать, что не все деньги, собранные той же нищей бабулей, пойдут «ей на операцию», а, например, на наркотики банде, которая побоями и голодом заставляет ее попрошайничать.

И тут, скажу по опыту, наступает разочарование.

От того, что организовать серьезный благотворительный проект – скажем, создать христианский детдом, усыновить сироту, организовать бесплатные обеды для бездомных – не под силу 18-летним. Нужна не просто помощь Церкви («вот вам деньги, расскажете, как всё прошло»), а обучение и постоянное участие. Молодежь школьного и студенческого возраста реально способна делать исполнительную работу в уже существующем проекте. И при желании делать неплохо. Но самый лучший паренек не может в 16 лет быть директором завода, даже «готового».

А начинать «с нуля» социальное служение еще сложнее. Нужно быть организованным человеком, не пасовать перед трудностями, иметь свободное время (хотя бы в планах), мочь работать в команде, распределять даже и имеющиеся средства, которых и взрослым-то не хватает, вести деловую переписку, разбираться в тонкостях постоянно меняющегося законодательства, желательно иметь статус юридического лица либо предпринимателя, уметь разговаривать с администрациями тех же детдомов, которые и так видят в христианах конкурентов, представителями государственных социальных служб, а то и милицией… Многие ли из взрослых христиан умеют это?

Во всём мире наибольшее влияние на жизнь общества оказывает поколение сорокалетних. Их социальное положение к 30-и годам определит меру их воздействия на общественные процессы. Проблема состоит в том, что во многих известных мне общинах Слобожанщины люди такого возраста практически отсутствуют. Кто будет осуществлять это самое «основное участие» Церкви, если мужчины среднего возраста в общине – либо до предела загруженный пастор, либо пассивные одиночки?

Хочется вспомнить известное выражение Елены Уайт: «С помощью такой армии работников, как наша молодёжь, правильно воспитанной, вооружённой Благой вестью, истина о распятом, воскресшем, грядущем Спасителе могла бы осветить мир!» Вот пример сбалансированного подхода. Молодые в силу своей юности и неопытности не могут работать в одиночку. Чтобы они превратились в АРМИЮ РАБОТНИКОВ для Христа, родители и служители должны их а) воспитать и б) вооружить Благой вестью.

На воспитание благотворительной позиции и работают церковные дискуссии о милосердии, об одной из которых упоминалось выше. Правильное отношение к своей жизни, семье и окружающим – вот главное поле молодежной благотворительности. Воспитание в них любящих детей, зрелых мужчин и женщин, сознательных граждан является огромным вкладом Церкви в преодоление социальной несправедливости. На это воспитание и должны работать церковные молодежные программы.

Вооружиться же Благой вестью, которая выразится в делах милосердия, молодые христиане могут, участвуя в дьяконской работе общины. Тут, как правило, есть возможность проведать больного члена Церкви, не получая никаких разрешений от различных служб и не преодолевая больших расстояний. Придти к нему можно не самому, а с друзьями из общины либо с опытной дьякониссой. Тут состоится и общение поколений, и служение ближнему, и проповедь, к которой нужно готовить не конспект, а сердце.

Еще о словах Е. Уайт. Адвентизм как пророческое движение последнего времени отдает приоритет всё-таки миссионерской работе. Сооружение больших реабцентров наталкивается на те же богословские проблемы, как и строительство величественных храмов: если земля и все дела на ней сгорят, значит, львиная доля церковных средств должна идти на спасение конкретного человека, а не на возведение зданий.

А вот «реформа здоровья» как раз и служит спасению духа, души и тела человека. Чтобы придерживаться ее принципов, не нужно дорогостоящее оборудование. Чтобы обучать ей, не обязательно иметь диплом врача или социального работника. К тому же среди адвентистов есть люди с медицинским образованием либо те, кто планирует его получить.

Еще одно повсеместно распространенное служение, где энергичность молодежи находит свое место – литературный евангелизм. Оно требует еще меньше профессиональной подготовки и возрастных ограничений. Летние миссионерские походы «литературников» становятся захватывающими путешествиями по благодатной украинской земле. Например, летом 2007 года колпортеры плыли к намеченным селениям на байдарках. Чем не приключение?

А тем, кто мечтает заняться именно социальным служением, следует учесть, что это не игрушки и не место «проб и ошибок». Здесь нужны зрелые люди с ХАРАКТЕРОМ служителя, а не случайные зеваки. Те, кто согласен заниматься такими делами в одиночку, в любое время и в любом месте, кто не боится трудностей и имеет более-менее стабильное здоровье, кто считает это своим призванием, творчеством, удовольствием и хобби – у таких есть шанс состояться здесь.

…В трудном деле лучше всего учиться у тех, кто уже чего-то достиг. Молодежный отдел Харьковской области решил провести встречи с социальными работниками Церкви: директором отдела служения осужденным Киевской миссии Олегом Капацыным, сотрудниками пансионата «Наш дом», чтобы увидеть реальную цену церковной благотворительности. Ждите рассказов об этих встречах.

Максим Балаклицкий

Фото: http://www.miloserdie.ru/pic/bespvcafe.jpg