Евпаторийские адвентисты

11-10-2007, Комментариев нет

Первыми, кто принял трехангельскую весть в Евпатории, были немецкие колонисты — менониты и сепаратисты, осевшие в Крыму в 1760- 1800 гг. благодаря манифестам императрицы Екатерины II и императора Павла I.

Через своих друзей и родственников в Германии и Северной Америке они получали брошюры, трактаты и журналы АСД и, таким образом, знакомились с учением Церкви.
Согласно опубликованной статистике Российского миссионерского поля, в 1895 году в Евпатории адвентисты из немцев насчитывали 30 человек, а в 1896 году – 44 человека.

С 1986 по 1900 г.г. ответственным за работу в Крыму был миссионер Готфрид Тец.

Около 1900 года в Евпатории и Крыму среди православных, баптистов, молокан, евангельских христиан, менонитов и штундистов совершает служение проповедник – миссионер, выходец из немецких колонистов, брат В. К. Изинг (Изак). Благодаря его посвященному труду, уже в конце 1902 года Юлиус Теодор Бетхер совершает крещение и организовывает первую «русскую» общину АСД в Евпатории.

Основу этой общины составляли семьи: Верещаки, Солодухины, Кальченковы, Трофименковы, Мамалыгины, Кожевниковы.

«В России, вследствие строгих законов, долгое время приходилось отделять членов церкви АСД из немцев от членов церкви из русских, так как со стороны православных миссионеров и духовенства, каждое отпадение от православия, ставилось в упрек немцам. Такое принудительное деление дела вредно отражалось на развитии и успехе наших русских общин, и было сопряжено с большими потерями, как времени, так и расходов.

Например, в Киеве, в Евпатории, Петербурге, Ставрополе и других городах Церковь АСД имела русские и немецкие общины, они принадлежали к различным полям. Русские общины принадлежали к Средне российскому полю. Вследствие такой раздвоенности, общины в одном городе посещались служителями из разных полей». (В.В Тепоне Из истории Церкви АСД в России. Калининград, 1993, с.15-16).

2 января 1904 года в Евпатории состоялось второе крещение, присоединившее к Господу новых душ. Среди принявших крещение был и будущий проповедник, 18 — летний Павел Афанасиевич Свиридов.
В 1906 г. «немецкая» община адвентистов в самой Евпатории насчитывала 25 членов, и еще 12 членов приезжали в общину из окрестных мест.

А «русская» община имела 8 человек, проживающих в городе, и еще 18 иногородних. В это время активную миссионерскую работу в Евпатории совершает выходец из молокан Яков Мамалыга.

В 1907 году в городе уже проживало 25 адвентистов из русских и 29 – из немцев.

В 1908 году – 56 членов.

В 1909 году – 61 член.

В начале 1910 года в Евпаторийской общине было 63 члена и 48 членов проживало в разных деревнях Евпаторийского уезда, а духовным наставником общины до 1912 г. был Абрам Михайлович Шайфель.

«Как известно, к концу 1910 года свобода вероисповедания, и без того ограниченная, стала еще больше ущемляться, проведение съездов и конференций было запрещено. Многочисленные циркуляры Министерства внутренних дел России ставили для всей церковной деятельности и, в частности, для съездов, такие жесткие рамки, которые душили протестантские организации вообще.

Это было начало трудного десятилетия для всех неправославных, а для адвентистов в особенности. Ухудшение межгосударственных отношений с Германией ставило церковь в очень сложные условия, поскольку значительная часть ее членов (особенно служителей) была немецкого происхождения» (Н.А. Жукалюк. «Вспоминайте наставников ваших…». Киев, 2000, с.78).

В это тяжелое во всех отношениях время, в 1911 году общину с кратким пасторским визитом навещают проповедники Юлиус Т. Бетхер и Константин Шамков. В своих путевых заметках Бетхер писал:

«Высадка была очень опасная. Евпатория не имеет гавани, и при бурной погоде лодки не причаливают. Наше судно выбросило якорь и дало знак, чтобы маленький пароход взял нас. Но так как волны были очень высокие, то нельзя было причалить к большому судну.

Много напрасных попыток было произведено. Наконец пришла лодка на веслах и причалила в той стороне судна, где находилась лестница. Люди — татары — очень хорошо умели владеть ей. Пассажиры были посажены в эту лодку, и, когда челнок наполнился, он причаливал к стороне маленького парохода и высаживал там пассажиров, затем он брал других, пока все небыли отправлены. Это было опасное дело. Наш маленький пароход затем храбро пробирался через волны к мосту. Мы были рады иметь опять под нашими ногами твердую землю.

Несмотря на то, что была темная ночь, дорогие братья все-таки стояли на берегу и ожидали нас. Мы имели собрание в продолжение дня и вечера. Также собратья из Шакелтая (Чеголтая) пришли сюда. Дух Божий наполнил сердце и душу. Летом Евпатория большой курорт, но зимою все тихо. Здесь на следующее лето должна прибыть также фельдшерица.

Море в продолжение всей недели было очень бурное, и ни один пароход не мог причалить. Но мы хотели отправиться уже в четверг, чтобы в пятницу быть в Одессе. Мы помолились Богу, чтобы Он споспешествовал нашей поездке.… В два часа ночи мы отъехали. Таким образом, Господь услышал молитвы, и мы в пятницу вовремя прибыли в Одессу».

Позднее, в 1912 году, Юлиус Бетхер вместе с Даниил Исааком, совершая поездки по Южному полю, вновь посещает Евпаторию. Ю.Т. Бетхер писал: «В Бендерах, Евпатории, Крыму и Севастополе мы также имели чудесные собрания. Через слово Божие были созданы единство и любовь. В ином сердце вырос горький корень, но Господь устранил его. Не смотря на то, что братья и сестры были за молотьбой хлеба, они все-таки посещали собрание. Поэтому Господь их обильно благословил дважды. Братья возили нас туда и сюда за слишком 80 верст. Как благ наш Господь, что Он даровал нам свет Своей истины, которая уже здесь соединяет наше сердце и душу».

В этом же 1912 году в Евпаторийской общине был рукоположен в проповедники брат П.А. Свиридов, который с 1907 по 1908 гг. учился в Миссионерском Институте АСД во Фриденсау, а с 1909 по 1912 гг. работал благовестником на Украине. Обряд рукоположения совершали Ю.Т. Бетхер, О. Рейнке и Г.И.Лебсак.

Надо сказать, что это было очень тяжелое время для церкви. «Начиная с 1911 года данная ранее свобода совести сильно урезается. Многочисленные циркуляры Министерства Внутренних Дел ставят для работы и особенно для съездов такие рамки, что делается невозможным проводить их. Хоть дело продолжает развиваться но темп развития значительно замедлен… 1912 и 1913 г.г. протекают при дальнейших стеснениях» («Благовестник», №6, 1927 г., с.29).

Согласно официальным статистическим сведениям о сектантах по Таврической губернии за 1912 г., в Евпаторийской общине числилось 43 члена и еще 17 человек проживало в деревнях Евпаторийского уезда. Проповедником общины был Готфрид Фридрихов Тец.

1914 год принес Церкви новые испытания:

«Начиная с 18 июля, последовали одна за другой мобилизации, и сотни братьев в возрасте до 43 лет были мобилизованы» (Д. Юнак. История церкви, т.1 с. 124).

«… положение еще более ухудшилось… закрывали собрания, особенно в прифронтовой полосе, проповедников же ссылали в Сибирь и другие места» («Голос истины», №11, 1927 г., с. 21).

В этих условиях многие адвентисты (особенно из немцев) покидают Евпаторию и переезжают на жительство в другие места. Община насчитывает около 50 человек, которые собираются на богослужения в доме Каракаша по Караимской улице. Руководителем является Федор Алексеевич Кожевников, которого 8 апреля 1915 г. высылают в Томскую область под гласный надзор полиции с формулировкой: «за вредную для государственного и общественного спокойствия деятельность», а за всеми членами общины было установлено самое пристальное наблюдение.

Полицейские чины с большим подозрением относились к «сектантам», и им всюду мерещились «шпионы Вильгельма». Но даже самые предубежденные и враждебно настроенные из них не могли найти в действиях евпаторийских адвентистов ничего, что могло бы оправдать их подозрения.

Так, в ответ на требования Департамента Духовных Дел сообщить о «положении секты адвентистов и ея главных деятелей в Высочайше вверенной Вам губернии», исполняющий делами евпаторийский уездный исправник Никифоров подает в Таврическое губернское правление секретный рапорт, в котором пишет: «… секта адвентистов седьмого дня во вверенном мне районе насчитывает всего 87 членов, из коих 36 мужчин и 51 женщина. Из этого числа 23 члена перешли в адвентизм из православия, а 64 – из инославия: из лютеранства и молоканства… Так как секта адвентистов первоначально основана немцами, и число их в секте преобладающее, естественно, что они являются безусловными заправилами секты, а отпавшие от православия русские – не более как послушными последователями и исполнителями. Из имеющихся сведений высланный главарь секты Федор Кожевников представлял собой подставное лицо, выбранное немцами для маскировки в начале войны… Со временем высылки главаря секты Федора Кожевникова, секта адвентистов деятельности не проявляет и пропагандой учения не занимается и, по-видимому, последователи ея, после высылки Кожевникова, решили в виду особой бдительности, установленной за ними со стороны административных властей, прекратить свою деятельность в смысле привлечения новых членов до более благоприятного времени.

Вследствие последнего обстоятельства невозможно выяснить их действительное отношение к настоящей войне и на чьей стороне их симпатии, но основываясь на том факте, что при образовании секты адвентистов взносы ея членов, по негласным сведениям, направлялись в Германию, можно предположить, что благожелательное настроение этих сектантов находится на стороне немцев, хотя наружных признаков этого секта ни в чем не проявляет».

После высылки Ф. Кожевникова престарелый Готфрид Тец вновь становится нелегальным руководителем общины.

Департамент Духовных Дел г. Петербурга обращается к Таврическому Губернатору с просьбой «… не отказать в сообщении сведений о проживающим в г. Евпатории руководителе секты адвентистов Готфриде Теце, в частности, его национальности, занятиях, образе жизни, средствах к существованию, а также какое влияние оказывает он на направление сектантского движения».

Из секретного рапорта исправника Евпаторийского уезда мы узнаем, что «… Готфрид Фридрихов Тец, 64 лет, имеет жену Екатерину 62 лет и дочь Елену 22 лет; проживает в г. Евпатория последние пять лет, по национальности немец, ничем не занимается, существует на получаемое пособие в сумме 50 рублей в месяц, от Саратовской общины секты «Адвентистов Седьмого Дня», каковое пособие высылает ежемесячно из г. Саратова, торговый дом «Эксцензиор»; дочь его домашняя портниха, зарабатывает до 50 рублей в месяц и на этот заработок и пособие существует семья Теца. Названный Тец, как только образовалась в г. Евпатории секта «адвентистов седьмого дня», состоял руководителем ея, а потом был заменен другим адвентистом – Федором Кожевниковым… После высылки Кожевникова – Тец является как бы старшим в г. Евпатории между адвентистами и заменяет проповедника; судимости он не подвергался, но вместе с другими отбывал наказание по постановлению Г. Таврического Губернатора, за открытие молитвенного дома без разрешения; докладывая, что выяснить влияние его на направление сектантского движения – не представляется возможным, так как открыто этого Тец не делал, а лица, принадлежащие к общине, покрывают его. 3 декабря 1916 г.».

18 марта 1917 года Таврический Губернский Комиссар Харченко отправляет телеграмму Губернскому Комиссару в Томск, в которой просит «… предоставить свободный выезд на родину из Томской губернии Федору Кожевникову и другим высланным в разное время периода войны из Таврической губернии за сектантскую пропаганду».

20 мая 1917 года он дает телеграмму о легализации сектантской деятельности во всей Таврической губернии.

С 1915 по 1923 год города Евпаторию и Бердянск опекает старший проповедник Карл Александрович Рейфшнейдер, проживающий в г. Харькове Его дочь, Ольга Карловна (в замужестве Гончарова) была автором многих духовных текстов к музыкальному сборнику «Псалмы Сиона».

С 1923 года руководителем Южно-Российского Униона становится М. О. Демидов.

С 1924 по 1928 год Евпаторийскую общину опекает разъездной служитель В.С. Дымань. Примерно в это же время (с 1924 года) здесь вновь поселяется ветеран адвентистского движения в России проповедник Г.К.Лебсак.

В городе действуют две общины, по адресу Приморская, 9 и Гоголя, 43.

В 1927 году в Севастополе проходит Второй съезд Крымских общин и групп. Используя эту возможность, председатель Всесоюзного Союза АСД Г. И. Лебсак посещает общины Крыма, в том числе и общину в г. Евпатория. В опубликованном отчете об этой поездке он писал:
«Вместе с собратьями из Евпаторийской общины я поехал на пароходе «Ильич» (75 клм) по Черному морю в Евпаторию. Ехали мы туда 4 часа. В этом городе, который в древности был подвластен Херсонесу, а в настоящее время является цветущим курортом, мы имеем общину из 45 членов, русских и немцев. Помещение для собраний хорошее, но община еще не имеет хора и фисгармонии, как в других наших городских общинах. Брат Г.К.Лебсак живет в Евпатории с женой, и кроме местной общины обслуживает еще общину Чакалдай, находящуюся в 60 клм. О Евпатории, а также рассеянно живущих собратьев. В субботу присутствовали собратья из Евпатории и Чакалдая, родители которых в свое время не только положили начало адвентизму в Крыму, но из-за веры испытали гнев приставов и урядников.

Г. К. Лебсак и автору во время одного из посещений собратьев в Чигире (бывш. Перекопский округ) тоже пришлось испытать, что значит принадлежать к секте, которая не нравится господствующей церкви… Я радовался, что мог рассказать детям этих отцов, нашим братьям Теске, Кремер, Гирш и Руф, а также и всей общине в Евпатории о старых временах и показать им, какая благодать теперь, когда можно жить беспрепятственно согласно своей вере, служить Богу и быть полезным своему ближнему и государству, которое дало делу такой благоприятный оборот» («Голос истины. № 5, 1927 г., с. 26).
В 1928 году, перед коллективизацией, обе общины были закрыты, и церковь перешла на нелегальное существование.

С 1936 по1939 годы по всей стране прокатываются волны сталинских репрессий. Аресту, за свои религиозные убеждения, подвергаются и наиболее активные члены Евпаторийской общины адвентистов. Среди них брат Матфей Хотченков и сестра Маша Горина.

В 1942 году, во время фашистской оккупации, евпаторийские адвентисты вновь смогли нелегально собираться на богослужениях.

В 1946 году община была официально зарегистрирована органами советской власти. Собирал «двадцатку», регистрировал и был до 1947 года временным пресвитером общины Хотченков Матфей Лаврентьевич.

В 1947 году на пасторскую работу в Евпаторию приехал проповедник П.Г. Сильман, он же был и старшим работником по Крыму, евпаторийская община состояла из 70 членов.

Пасторы:

1. Сильман П.Г. –1947-54гг.
2. Сироткин Ф.В. – 1954-56гг.
3. Макаров В.Ф. –1957-58гг.
4. Кулаков П.И. – 1959-77гг.
5. Кочубейник А.Д. – 1977-81гг.
6. Карпенко К.А. – 1981- 89гг.
7. Колесник Д.Р. – 1989-96гг.
8. Шамрай А.А. – 1996-97гг.
9. Криворучко Ю.В. – 1997-99гг.
10. Шуберницкий В.И. – 1999-2000гг.
11. Павлиоглу Н.И. – с 2000г.

Литература.

1.Воспоминания Драгун Ольги Дмитриевны (Симферополь, ул.Гагарина 18, кв. № тел.
22-80-98).

2.Воспоминания Якимова Евгения Ефимовича (Евпатория, тел. (269) 2-63-21).

3.Журнал «Маслина», май 1912г. Прилож.4, сс.79-80.

4.Журнал «Маслина», сентябрь 1912г. Прилож. 7, сс.136-138.

Олег Арутюнов

evpatoriya.jpg (102.3 Kb)


Рубрика: История Церкви

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"