Рабство на Древнем Востоке

Рабство и свобода
Кто-то скажет: «Разумеется было, даже в Библии об этом написано!» Верно, написано, да не все так просто. Что мы понимаем под словом «раб»? Толковый словарь Ожегова дает такое общепринятое определение: «человек, лишённый всех прав и средств производства и являющийся полной собственностью владельца, распоряжающегося его трудом и жизнью».

Только человек библейских времен вряд ли с этим определением согласится. Во-первых: слово раб на Ближнем Востоке имело более широкий смысл. Обратимся к такому авторитетному историческому документу как Библия. К примеру, читаем Исх.9:20,21: «Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в дома…» — как видите рабы фараоновы не только имели свою собственность и могли ею распоряжаться, но и сами также имели своих рабов, что не согласуется с определением словаря Ожегова.

Объясняется это тем, что общественные отношения Ближнего Востока основаны на жесткой пирамиде власти где всякая нижестоящая ступень была подвластна вышестоящей. «Рабу в собственном смысле фактически противостояла длинная лестница подневольных рабского типа, „царских“ людей, общинников, вельмож и т.д.; существовали отношения господства и подчиненности — состоявшие в этих отношениях в любом случае называли друг друга „господином“ и „рабом“; с нашей точки зрения, это мог быть государь и подданный, или царь и придворный служащий, или владелец и его раб — терминология оставалась той же», рабами считались даже и те, которые просто платили какую-то пошлину (к примеру, читайте 1Пар.18:2) [II-период Древней Истории]

Во-вторых: классическое рабство, которое изложено в определении толкового словаря Ожегова к нам пришло из античной (Греко-римской) культуры. Потому что, именно в античном обществе раб был наиболее рабом, а свободный — наиболее свободным. В тоже время на Ближнем Востоке раб находящейся даже на самой низкой ступени иерархии не был настолько бесправен и не находился в положении вещи. Не только в древнем Израиле рабы имели право на юридическую защиту (Исх. 21:20,26,27), в законах Хаммурапи (Древняя Месопатамия) также отмечается тот факт, что рабы не наказывались по произволу хозяина, но по закону. Из юридических документов той эпохи видно, что рабы даже могли оспаривать свое рабское состояние в суде.

А зачем нам это знать? Может ли это знание помочь нам в лучшем понимании библейских текстов? Очень даже может помочь. К примеру читая Быт.14:14 Авраам представляется нам эдаким крупный рабовладельцем, из-за чего сильно страдает моральная сторона праведника. В тоже время содержание такого количества рабов требует также достаточное количество за ними надсмотрщиков, которые должны были не только следить за выполнением работ, но и пресекать мятежи и побеги. Теперь же мы видим, что речь идет не о рабах в классическом смысле, а просто о подчиненных ему людях. Также как это было у Давида: (2 Цар.18:7). Из контекста истории царя Давида мы можем отчетливо видеть что его рабами назывались все те кто признавали в нем царя. Дальше — больше. Читая Ис.52:13: «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится». Из правильного понимания, что такое рабство на Востоке, мы видим, что Христос не был у Бога бесправным рабом который волен исполнять любую Его волю и не должен иметь никакого своего мнения. Но тот, который как и рабы Давида служит Богу добровольно вверяя себя Его воле.

Цари и священники.
Богу предстоит трудная задача — как ограниченному человеку объяснить понятия, о которых он, будучи грешником, не только не имеет никакого представления, но в его лексиконе не находится слов для их объяснения? Тогда Бог использует те слова, которые хотя и не отражают сути, но наиболее близки к ней. И беря ограниченное человеческое слово Он расширяет его смысл за рамки исконного значения до полноты истины. Так, чтобы подчеркнуть единство воли Бога Отца и Сына, он использует слово «раб». А чтобы объяснить взаимоотношения Бога и людей на новой земле использует определение «цари и священники» (Отк.1:6). Для людей того времени цари и священники были высшими ступенями иерархии, они не могли быть рабами никому. Общество из одних царей становится обществом вне иерархий, его единство строится не на взаимном подчинении и подавлении а на свободной любви. Итак, на знакомых людям словах Бог раскрывает новые истины.

Дмитрий Шлега