Община на окраине леса. История Артюховской общины

Если выедете по трассе из Харькова в Змиёв, то, не доезжая нескольких километров до Змиёва, дорога уходит направо, углубляясь как будто бы в лес. И действительно, на протяжении восьми километров вы едете лесом. Однако ещё несколько лет назад эта дорога представляла большую трудность для водителей, являя собой просто песок, и только опытный водитель мог проехать по ней до конца. Заканчивалась же эта дорога в небольшом селе Артюховке, тянущемся вдоль дороги, с одной стороны которой расположен лес. По другую сторону, чуть ниже, течёт небольшая речка. Именно это село является одной из колыбелей адвентизма на Харьковщине, и потому история его церкви имеет, по большому счёту, отношение к каждому адвентисту нашего региона.

При написании данного очерка были использованы материалы, собранные когда-то пастором Змиёва, а ныне Днепродзержинска, Михаилом Лютенко, а также воспоминания одного из старейших членов Артюховской и Харьковской общин Хоменко Якова Степановича. Помимо них были использованы и другие многие воспоминания, собранные при подготовке к 100-летнему Харьковскому Юбилею церкви АСД.

Итак, в Змиевской район адвентистская весть была принесена жителями села Задонецкого, братьями Дмитрием, Петром, Демьяном Литвинами, вернувшимися с Первой мировой войны (1914 — 1918). Они, в свою очередь, принесли весть от наших немецких братьев.

Вскоре после Первой мировой войны в Змиеве образуется церковь, первым пастором которой был Сергей Семенович Ефимов, о котором мы подробно писали в книге «Юбилейный год. Очерки истории адвентизма в Харькове».

Он был пастором с 1922 по 1924 г. В те времена в общину Змиева ходили не только жители этого города, но и с области Глазуновки, Соколова, Красного Лимана, а также Артюховки.

Одними из первых членов артюховской общины стали Степан Титович Хоменко (1888 – 1978), Мария Евдокимовна Черепаха и Екатерина Титовна Черепаха. Их крещение совершил пастор Ефимов. После него служителями в Змиеве были Константин Ефимович Титоренко, Адам Васильевич Ликаренко и Никонов (к сожалению его имени установить не удалось). Все они пострадали и были репрессированы в годы сталинизма, а пастор Никонов, насколько нам известно, погиб в лагерях.

В довоенное время собрания церкви АСД в Змиеве проводились по домам. В частности, в доме Морозовых по ул. Калинина (ранее Кладбищенская), в доме Ольги Пинчук (ул. Змиевская) и т.д.

К концу 30-х годов община вследствие репрессий была практически разгромлена, и многие ее бывшие члены отошли от истины.

В годы Великой Отечественной войны собрания проходили по селам, по домам верующих, но желание восстановить общину, конечно же, сохранялось. И эту сложную инициативу берет на себя Хоменко Степан Титович, которому удается уже в 1943 году, когда Харьков был освобожден от немецкой оккупации, зарегистрировать общину. Но так как больше всего членов было в селе Артюховка, да и власти старались, чтобы общины были подальше от городов, брат Хоменко зарегистрировал общину в селе Артюховка.

С этого времени и вплоть до середины 60-х годов Степан Титович возглавлял общину, выполняя функции пресвитера, хотя официально был рукоположен на это служение позднее. Он пользовался неизменным авторитетом, как в церкви, так и в селе. Все знали его как доброго и верного христианина, а жители села ласково называли его «дед Степан».

После него пресвитером артюховской общины был избран Иван Иванович Черепаха, также имевший репутацию богобоязненного человека. Однако общиной ему пришлось руководить недолго, так как властям очень не нравилась его энергичность, и потому, узнав, что Черепаха посетил членов церкви в селе Пасики, они его лишают справки служителя. Несмотря на сильное давление властей, община в Артюховке растет, насчитывая к середине 1960-х около 50-ти человек.

Из Харькова для проведения вечери Господней и Крещения приезжали пасторы Абрам Дмитриевич Васюков и Василий Семенович Ермоленко. Так, в 1956 г в селе Васищево ночью Ермоленко совершает крещение Галины Николаевны Дымарь, Марины Иосифовны Дымарь, Николая Иосифовича Воронюка, Ивана Ивановича Черепахи, Якова Степановича Хоменко и Нины Александровны Коневой.

В 1961 г в Артюховке был открыт небольшой молитвенный дом, помещение для которого пожертвовала Марина Иосифовна Дымарь. Однако для того чтобы закрепить дом за церковью, необходима была его регистрация. Последнее брать на себя было очень опасно, однако Степан Титович Хоменко и Иван Иванович Черепаха берут на себя эту нелегкую задачу. Бог видел их посвященность и сохранил и их, и молитвенный дом. Община продолжает расти, организуется стройный оркестр, которым руководил Вадим Трусюк, сын пастора Николая Трусюка, приезжавшего в Артюховку с проповедями и совершавшего вечерю и крещение в 1960-70-е годы. Одновременно со струнным был организован духовой оркестр, которым руководил Павел Дымань, причем, откуда он приезжал в Артюховку на служение, не сообщалось, так как это было небезопасно из-за атеистических властей.

Своеобразным «костяком» общины были Иван Иванович Черепаха, Григорий Петрович Черепаха и Яков Степанович Хоменко. В 80-е годы пресвитером общины был избран Леонид Васильевич Меркулов, сумевший хорошо организовать работу церкви. Это был принципиальный служитель, говоривший всегда открыто. Вскоре он был рукоположен Трусюком в сан проповедника и направлен в пережившую тяжелые времена общину города Лабинска.

С этого времени артюховская община начинает, к сожалению, угасать. В мае 1989 г. Николай Воронюк и другие служители принимают решение не сохранять общину, а расформировать ее и перевести в город Змиев. Таким образом, в Артюховке осталась группа пожилых членов, которых опекал брат Иван Черепаха до своей смерти.

В настоящее время артюховскую общину посещает около десяти сестер, однако они проводят богослужения два раза в неделю по всем правилам. Особой радостью для них является приезд харьковской молодежи, последний из которых состоялся 19 мая 2007 г. Лица наших пожилых сестер (им в основном порядка 80 лет) сияли, когда молодые братья вели урок, пели, произносили проповедь. Пусть же Бог благословит эту замечательную маленькую общину, пронесшую весть Евангелия через сложные и страшные годы.

Алексей Опарин