Типология библейских пророчеств

Человека всегда интересует будущее как его самого, так и его близких, будущее его города, страны, всего мира. Что ждёт всех нас? Какова судьба человечества? Что случится с этим миром? Когда придёт конец всему? Ответы на эти и многие другие вопросы может дать Библия. Особое место в ней занимают пророчества.
Однако главной проблемой оставалось и остаётся то, что пророчества всегда толкуются по-разному, как, в сущности, и сама Библия. У них также есть свой язык символов и образов, которые понимаются далеко не всеми, над которыми ломали головы наши предшественники. Значительная часть библейских пророчеств понимается неверно из-за того, что мы читаем не сам библейский текст, а чьё-то толкование его.

И нам никогда не понять написанного в Библии, пока не прочтём это самостоятельно. Сам же по себе способ изложения библейских пророчеств является прекрасным критерием для их типологизации. Итак,

1) По языку изложения пророчества бывают: изложенные буквально, т. е. которые чётко говорят о грядущих событиях; например, через пророка Илия царю Ахаву за его отступления от Господа было предсказано, что «в сии годы не будет ни росы, ни дождя» в его царстве, и на протяжении трёх лет была страшная засуха в тех местах; пророчество Самого Иисуса Христа о «последних днях», описанное апостолом Матфеем, о грядущих земных катастрофах, голодоморах, войнах, о Своём втором пришествии, и изложенные языком символов (символические). В данном случае употребляются образы существующих и несуществующих животных, странных предметов и прочее. Наиболее ярким примером служит самая таинственная из всех книг Библии — Откровение святого апостола Иоанна богослова, в которой заложена вся история человечества, его дальнейшая судьба, судьбы праведных и нечестивых, пришествие антихриста, страшные существа, дракон, число 666, женщина, стоящая на Луне, ужасные язвы и великий суд над всеми, наконец, второе пришествие Христа.

2) второе различие — на условные, т. е. когда Бог ставит условие, даёт ещё шанс одуматься и оставить беззаконие, в случае чего Он отвратит страшную казнь. Например, пророк Неемия ссылаясь на пророчество, данное Моисею и народу израильскому, цитирует его: «если вы [израильтяне] сделаетесь преступниками, то Я рассею вас по народам, когда же обратитесь ко Мне… соберу вас», и безусловные, т. е. те, которые непременно сбудутся или сбылись. Например, пророчество о пришествии Мессии, описанное пророком Исаией: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил», предсказанное за много веков до рождения Иисуса Христа в начале первого века нашей эры.

3) По типу толкования предсказания бывают: толкуемые самой Библией, (пророками), т. е. те, за которыми сразу следует разъяснение пророков. Например, сон царя вавилонского Навуходоносора о большом истукане, который он забыл и не мог вспомнить. И только пророк Божий Даниил был единственным, кто не только рассказал царю этот сон, но и истолковал его, и сокрытые, нетолкуемые, т. е. те, которые пророком не разъясняются. Примером может послужить всё та же книга пророка Даниила, в которой он сам говорит, что «я изумлен был видением сим и не понимал его». Однако не всегда пророчеству быть сокрытым от всех, когда-то оно всё равно будет растолковано. Когда же это будет? В этой же книге мы видим ответ: «сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени». Остаётся только понять время наступления этого «последнего времени», а его предсказал Сам Иисус Христос.

4) По «степени сбываемости» различают пророчества, которые уже сбылись, и ещё не сбывшиеся, например, это всё то же пророчество о войнах, глобальных катастрофах и о втором пришествии Христа на землю.

Механизм библейской эсхатологии. Пророки и лжепророки
Кто и зачем изрекал пророчества? Вы знаете, эта проблема как никогда актуальна и сегодня, и я уверен, что мало кто со мной не согласится, ведь к концу ХХ века наблюдается массовое возникновение различных т. н. Божиих пророков, многие из которых представлялись Христом, кто-то Мухаммедом, кто-то ещё кем-либо. Одни уверены в своей божественности, другие просто делают большие деньги на этом. И первые, и вторые создают свои секты, организации, многие прикрываются словом «церковь», однако в то же время их учение может быть совсем не христианским. Следует заметить, что многие из них назначают дату второго пришествия Христа, таким образом, просто кружа головы наивных людей, ведь если каждый, кто считает себя христианином, хотя бы раз открывал Библию, то видел, что она говорит совсем иное: даты пришествия не знают даже ангелы небесные. Иные же, бывает, наоборот, учат спокойной жизни, не говоря ни слова о пророчествах, которые предостерегают людей о грядущем. Именно такое время в Библии обозначено как последнее.

И далее следует самое точное из всех определений о конце мира. Мы читаем: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». Немного статистики. Во всём мире разговаривают на 6809 языках. Уже на сегодняшний день вся Библия переведена на 405 языков, Новый Завет (или Евангелие) переведён на 1034 языка и отдельные книги Библии переведены на 864 языка. Этому содействуют многочисленные Библейские общества, которые создаются как отдельными конфессиями, так и целым рядом организаций и диноминаций, которые работают совместно в этом направлении. Стоит задуматься, ведь пророчество, данное Христом, условным не является и частично сбывается то, что было сказано приблизительно 2000 лет тому назад. Таким образом, предложенную типологизацию можно расширить за разделения пророчеств по степени их достоверности: истинные пророчества Божиих пророков и лжепророчества лжепророков.

1) Обращаясь к Библии, мы видим, что истинные пророчества открываются только Божиим пророкам. Апостол Павел говорит в своём втором послании: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Отсюда и следует нехитрый механизм Божественной эсхатологии. Автором пророчеств является сам Бог, так как только Он решает судьбы всего живого и неживого. Далее, посредством третьей личности Божества — Святым Духом — говорится пророчество рабу Божьему пророку, который и произносит его тому или тем, кому оно предназначено.

2) Однако не всегда пророков Божиих воспринимали всерьёз, не всегда любили, и это понятно. Иисус Христос правильно сказал, что никакой пророк не признаётся в своём отечестве. За ними гнались, их боялись. Ведь кто хочет слышать, что его ждёт кара Господня за непослушание, ждёт изгнание или вообще смерть? «Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка». Именно поэтому и имеют место в истории так называемые лжепророки, которые говорили всё с точностью до наоборот, что говорили пророки Божии. Всегда это было вызвано тем, что люди не хотели и не верили в ту страшную судьбу, которая их ожидала. Ярким примером может послужить история о лжепророке Анании, который предрекал освобождение Израиля из-под ярма Вавилона, в то время как пророк Иеремия говорил об обратном — о долгом времени скорби этой нации. Целью же Анании было обнадёжить народ. Однако повеление это было вовсе не от Господа, каким на первый взгляд благородным оно ни казалось, а посему Иеремия и предрёк Божью кару для Анании: «в этом же году ты умрешь, потому что ты говорил вопреки Господу», ведь Господня воля была — наказать отступивший народ. Так и случилось через семь месяцев. В механизме предсказаний лжепророка отсутствуют главные его участники, а именно Бог, Сам Святой Дух. А поскольку Библия нам говорит, что хула на Духа не простится человеку (в данном случае хула — это просто обман), то это является наиболее тяжким грехом, что и влечёт за собой вечную смерть.

3) Дабы избежать обмана и глубоких заблуждений следует верить только тому, что непосредственно видишь в Библии, читая её каждый день. Ведь она может научить не только пониманию её языка, языка её пророчеств, но также может научить и жизни, показать человеку путь к Богу, поможет поверить в то, что бывает необъяснимо, а именно в Его любовь к человеку.
Автор: Юрий Воронюк