Что делать с церковными традициями?

Фраза «я строю свою веру только на Библии» является декларацией новообращенных людей. Библия описывает жизнь церкви в самых общих чертах, оставляя за каждым поколением верующих право и необходимость наполнить эти заповеди конкретными действиями и формами религиозной жизни. Подавляющий процент того, что мы делаем в своей церковной жизни, не имеет буквального основания в Писании, а является церковной традицией. Как встречать субботу и надо ли ее встречать вообще? Как проводить субботнее служение? Надо ли проводить служения на неделе? Что делать и чего не делать в субботу? Как относиться к современной культуре? Как одеваться, отдыхать, чем увлекаться, как совершать служение? На эти и тысячи других вопросов церковь находит ответы не в Писании, а в традиции. И происходит это, в частности, потому, что на многие из них Писание буквального ответа просто не содержит.

В Библии мы находим две традиции: еврейскую и языческую. С языческой (опять же в теории) как бы «всё ясно»: ее, заявляют новообращенные, надо отвергнуть. Да, надо. Но для этого нужно ответить на два вопроса. Первый: в чем проявляется языческая традиция. Второй: что придет на ее место. Ведь мы уже сказали, что совсем без традиции церковь существовать не может.

В ходе своей истории иудаизм и христианство приравняли, отождествили Писание и свою традицию (христиане ее называют преданием). И для религиозного иудея, и для католика и православного Писание — всего лишь часть их традиции, которая последовательно ведет к теперешнему состоянию их веры и религиозной организации.

До поры отличить Слово Божье и традицию было весьма нелегко. И то, и другое приходило к верующим в устном виде, зачастую от одних и тех же людей. Разница стала заметной, когда возникло Писание — Слово Божье в виде группы книг, письменных источников, претендующих на пророческий статус. Всю ветхозаветную историю шло формирование этого канона. Трехчастную структуру этого канона подтвердил Иисус: «надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лук.24:44). Не изобрел, а именно подтвердил, потому что представление о еврейском Писании, состоящем из трех частей — Закона Моисеева, Пророков и Писаний (или Псалмов), — существовало и до воплощения Божьего Сына.

И когда стало ясно, что́ является Писанием, стало также возможно определить, что́ в религиозной жизни опирается на Писание, восходит к нему, а что нет. И то, что не является буквальным исполнением Писания, то и есть традиция — человеческие (не обязательно неудачные) попытки применить Слово Божье к переменчивым реалиям жизни.

Апостольские писания упоминают ряд проявлений еврейской традиции. Многие из этих проявлений дошли до наших дней, но при этом о них молчат Моисей и пророки. Например, это учение об устной Торе (Матф.5:21, 27, 33), якобы также дарованной Моисею на горе Синай, упоминание такой меры расстояния, как субботний путь (Деян.1:12), ссылки апостолов на апокрифические книги (Успение Моисея в Иуд.1:9, Книга Еноха в Иуд.1:14), благочестивое избегание имени Божьего (Матф.26:64, Мар.14:61), общение Иисуса со знатоками Закона именно в двенадцатилетнем возрасте (Лук.2:42), когда еврейские юноши готовятся к обряду бар-мицва — религиозному совершеннолетию в иудаизме, требующему от них умения прочитать на иврите отрывок из свитка Закона.

Отношение Иисуса и апостолов к этим проявлениям традиции разное. Например, субботний путь в Деян.1:12 Лука упоминает безоценочно, как мы — этажи дома или километраж дороги. Более того, этот нееврей пишет свою книгу другому нееврею и даже не считает нужным объяснить, что это за расстояние и какое отношение оно имеет к субботе. И вот вопрос: кто из известных вам христиан способен более-менее внятно объяснить, что такое субботний путь? И если Лука и его адресат, по-видимому, ответ знали, то не значит ли это, что их осведомленность о еврейском образе жизни была значительно выше, чем у современных христиан? Итак, субботний путь для Луки был обычной реалией еврейского сознания, не нуждавшейся в оценке. Он просто существовал, и всё.

Другой пример — весьма своеобразное празднование Пасхи Иисусом и Его учениками. Давайте сравним заповедь о Пасхе у Моисея с тем, что делал Иисус.

Пасха Моисея Пасха Иисуса
Пасху совершают в 14 день авива (нисана) — первого месяца года (Исх.12:2-6, Вт.16:1) Иудейские вожди, на следующий день распявшие Иисуса, собирались после этого есть Пасху (Иоан.18:28)
Уничтожают квасное в домах, богослужение в 1 и 7 дни праздника, запрет на работу, кроме приготовления пищи (Исх.12:15-16) Горница, «готовая» для Пасхи (Мар.14:15)
Иисус встает с вечери, снимает верхнюю одежду, препоясывается полотенцем, и, влив воды в умывальницу, омывает ноги ученикам и отирает полотенцем, призывая учеников омывать ноги друг другу (Ин.13:5, 14)
Агнец однолетний (Исх.12:5) Иисусу 33 года (Лук.3:23)
Агнца закалывает собрание Израильское вечером на заходе солнца, мажут кровью косяки и перекладину дверей (Исх.12:6-7, Вт.16:6) Вечером Иисус уже возлег (Матф.26:17). Никто кровью ничего не мазал, т. к. агнцев приносили только в Храме. Пасха Иисуса ограничилась одной комнатой на верхнем этаже
Мясо пекут на огне и едят ночью с пресным хлебом и горькими травами (Исх.12:8) Едят пресный хлеб, пьют вино. Традиция предполагает горькие травы (символ горечи рабства). Иисус обращает внимание на хлеб и вино (Матф.26:26-27)
Бедра препоясаны, обувь на ногах, посохи в руках, ели поспешно (Исх.12:11) Ели лежа (Матф.26:20), разувшись и омыв ноги (Ин.13), без посохов и без спешки
Пасха — это агнец (Исх.12:11) Агнец не упоминается, ведь Агнец Божий — это Сам Иисус (Иоан.1:29). Пасха — закланный за нас Иисус (1Кор.5:7)
Не выходить из дома до утра (Исх.12:22) Иуда ушел с вечери — по мнению учеников, купить что-то к празднику (Ин.13:29-30), Иисус с учениками ночью ушли на гору Елеонскую (Матф.26:30)
Ответ на вопрос детей: что это за служение? Это избавление от египетского рабства (Исх.12:26-27) Ответ Иисуса на предполагаемый вопрос учеников: «знаете ли, что Я сделал вам?» (Ин.13:12). Совершайте Пасху «в Мое воспоминание» (Лук.22:19), «смерть Господню возвещаете» (1Кор.11:26)
В одном доме едят Пасху, всё общество Израиля должно совершать ее (Исх.12:46-47) Пейте из чаши все (Матф.26:27)
Неделю — с вечера 14 до вечера 21 дня — едят пресный хлеб (Исх.12:18) Пасха начинает опресночную неделю (Лук.22:1)
В дальнейшем Пасху приносят только в святилище (Вт.16:2-7) Иисус ест Пасху в доме, где есть горница «большая, устланная, готовая» (Мар.14:15)
Вино — «кровь Моя Нового завета» (Матф.26:28). В Исх.24:8 кровь завета — это жертвы после получения скрижалей Закона. Нигде в Торе Пасха не связывается с заветом. Иисус берет чашу дважды: до хлеба и после хлеба (Лук.22:17-20). Чаша «после вечери» (1Кор.11:25)
«Кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля», необрезанный не может есть Пасху (Исх.12:15, 48), «кто чист и не находится в дороге и не совершит Пасхи, — истребится душа та из народа своего, ибо он не принес приношения Господу в свое время» (Чис.9:13), «из мяса, которое ты принес в жертву вечером в первый день, ничто не должно оставаться до утра» (Вт.16:4) «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:29-30)
«Очень желал я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лук.22:14-16). Будут ли в царстве Небесном приносить в жертву агнцев?
«Воспев, пошли на гору Елеонскую» (Матф.26:30)

Видим, что Пасха Моисея и Пасха Иисуса имеют мало общего. Иисус не дополняет и не изменяет обряды Торы. Он опирается на традицию Пасхального сэдэра (ужина или порядка), особенно распространенного в то время в иудейской диаспоре, и наполняет Его нужным Ему смыслом.

Иисус различал заповеди Божьи и человеческие предания. Чтобы их различать, надо знать Слово Божье. И постоянно переосмысливать традицию во свете Божьего Слова, быть готовым отказаться от тех или иных традиций, готовым изменить их, чтобы не повредить Божьи заповеди.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация