Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 2

Галатийские лженаставники делали все возможное, чтобы дискредитировать служение Ап. Павла. В их глазах он не имел никакого авторитета. Им казалось, что именно они руководимы Богом, а Павел заблуждается. Павел отстаивал свой авторитет не ради авторитета, но ради Евангелия, которое он принес язычникам в Галатии. Вот об этом наш урок.

I Павел — автор послания

Прочитаем текст Писания:

15 И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,

16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания (2Петр 3:15-16).

Слова Петра свидетельствуют о том, что второе послание он писал позже написанных посланий Павлом. Это с одной стороны, а с другой стороны Петр приравнивает послания Павла к «прочим Писаниям», то есть, к Писаниям Ветхого Завета. Это первая не официальная, не общецерковная канонизация посланий Павла. А вообще-то вопрос стоял более остро, ранняя христианская церковь высоко чтила авторитет тех, кто был с Иисусом, а вот авторитет Павла некоторые не хотели признавать, какой ты, мол, апостол, ты же не был со Христом. Но Петр указывает здесь на то, что Павел проповедует то же учение, что и он сам. Может быть он приводит Павла в подтверждение того, что для приближения Второго Пришествия Господа необходимо вести благочестивую и святую жизнь, но более вероятно, что он приводит Павла и подтверждение того факта, что Бог воздерживается от непосредственного вмешательства, не потому, что Он беспристрастен, а для того, чтобы дать людям возможность раскаяться и принять Иисуса Христа. Павел говорит о тех, кто пренебрегает богатствами благости, кротости и долготерпения Божия, забывая, что благость Божия ведет их к покаянию (Рим 2:4). Павел неоднократно подчеркивает терпение и долготерпение Божие (Рим 3:25; 9:22). Петр и Павел были едины в том, что никто не может ссылаться, в оправдание своей грешной жизни, на то, что Бог воздерживается от непосредственного вмешательства в историю; люди должны воспользоваться этим для того, чтобы раскаяться и измениться.

Послания Павла быстро распространялись по римской империи. Они охотно переписывались за условную маленькую плату, и их быстрое распространение свидетельствовало о том, что большинство христиан признавали авторитет Павла. Но были и те, нападки которых были направлены на его личные качества, а также на его призвание и учение. Их упреки были предназначены для людей первого столетия, живших в греко-римской среде. Павел никогда не встречался с Иисусом во плоти и признавал это. Таким образом, нравится нам это или нет, к нему не могли относиться так же, как, например, к Петру. Оппоненты Павла были совершенно правы, свое учение он получил не в результате личного контакта с историческим Иисусом во время Его земного служения. Но он получил его от воскресшего и вознесшегося на небеса Иисуса. Это откровение было таким очевидным и достоверным, что даже те, кто сопровождал Иисуса во время Его земного служения, были вынуждены признать его авторитет.

II Призвание Павла

Прочитаем текст Писания:

1 Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых,

2 и все находящиеся со мною братия — церквам Галатийским (Гал 1:1-2).

Начало послания одновременно является и типичным, и нетипичным. Хотя в приветствии, обычном по своему характеру, автор, как всегда, представляет себя и называет тех, к кому обращается, однако в нем совершенно отсутствуют привычные читателю выражения благодарности и хвалы Богу за верующих, к которым послание адресовано.

Приветствие в этом послании находится в отмеченном контрасте почти со всеми другими, написанными Павлом. Здесь нет выражения личной любви, такого как «возлюбленный» в Рим 1:7, или доверие их верности к истине как в 1Фес 1:3. Здесь нет выражения высокой оценки о верности или христианском служении. Даже нет упоминания о галатах, как о «святых». Возможно, в какой-то степени здесь отразилось их отступление — Павел не мог найти причины, чтобы похвалить их.

Для Павла было обыкновением включать имена своих сотрудников в приветствии своих посланий. Таким же образом он упоминает в 1Кор 1:1 — Сосфена, и в Фил 1:1 — Тимофея. Исходя из точки зрения, что это послание, возможно, было написано почти одновременно с посланием Римлянам из Коринфа, здесь может быть ссылка на тех, которые упомянуты в Рим 16:21-23.

Павел обычно говорит о себе как об апостоле, без попытки оправдать свои претензии на это звание. Здесь, однако, прослеживается зашита его апостольства, подчёркивающая, что церкви, которым адресовалось послание, без сомнения, принимали его как такового. Его благовествования — Божественного происхождения (1:6-10). Он был подлинно обращённым (1:12-18) и был принят в братство Иудейскими церквами (1:19-24). Его точка зрения относительно обрезания была одобрена руководителями в Иерусалиме (2:1-6). Его миссия как апостола язычников была также признана ими (2:7-10). Его авторитет как апостола был равен Двенадцати.

Но у Павла были противники, которые отрицали его претензии на апостольский авторитет по причине, что он не был назначен и уполномочен Двенадцатью. Поэтому, после первых же слов, он внезапно привлекает внимание читателя к проблеме, вызвавшей особую озабоченность, — к тому, что достоверность его апостольства ставилась под сомнение. Хотя он и не был одним из первых двенадцати апостолов Христа, Павел заявляет, что как апостол он равен им. Понятие «апостолос» подразумевает право на власть, и словом этим обозначается человек, который вправе говорить от имени Бога — как Его представитель. Это он свободно признавал, но в том же самом духе представлял утверждение на более высшее рукоположение в духовный сан. Подобно Двенадцати он получил своё поручение прямо от Христа.

Авторитет Павла как апостола снизошёл от воскресшего Христа. Ссылка на воскресение Христа из мёртвых в приветственной части послания является особенной в послании Галатам. Очевидно, лжебратия из Иудеи, теперь сбивали с пути галатийских верующих, оспаривая законность апостольства Павла на том основании, что он не имел преимущества личного общения со Христом, подобно Двенадцати и не получил своего призвания одновременно с ними. Из этого очевидного факта они заключили, что он был ниже Двенадцати и подразумевали, что поскольку он не был официально избран и уполномочен ими, то был самозванцем и его весть ненадёжна. Павел смело заявляет, что призыв к нему был обращен с неба — непосредственно Богом Отцом и воскресшим Иисусом Христом. Интересно отметить, что это единственное во всем послании упоминание о воскресении Христа. Им подчеркивается важность этого события для апостольского служения Павла: он был призван Господом не в дни Его земного служения, а после того, как совершилось Его воскресение, и это в глазах Павла имело особое значение.

Послание направлялось церквам галатийским, т. е. это было письмо, предназначенное тем церквам, которые были, вероятно, основаны Павлом во время его первого миссионерского путешествия и находились в Дервии, Листре, Иконии и Антиохии (Писидийской).

Апостол посылал это письмо не только от себя, но и от своих сотрудников, которых называет «находящиеся со мною братия». Этими сотрудниками, возможно, были Варнава, а также пророки и учители, вместе с которыми апостол трудился в Антиохии (Деян 13:1). Упоминанием о них подчеркивается тот факт, что учение, изложенное в этом послании, исповедовал не только сам Павел, — на нем стояли и другие верующие.

III Евангелие Павла

Прочитаем текст Писания:

3 Благодать вам и мир от Бога Отца, и Господа нашего Иисуса Христа,

4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;

5 Ему слава во веки веков. Аминь (Гал 1:3-5).

К традиционному для греков и евреев приветствию – «благодать вам и мир» — Павел всегда прибегал в своих посланиях, в надежде на то, что эти благословения послужат верующим поддержкой в их повседневной жизни. Да, действительно, благодать и мир исходят от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Хотя Павел мог чувствовать недостатки галатийских христиан, однако, из-за этого его любовь не уменьшалась. Он искренно желал, чтобы они получили благодать, которая нисходит к человеку как дар через веру в Иисуса Христа. Основная мысль Павла в этом послании подчеркнуть им снова великую истину, что праведность приходит от Бога как благодать. Её никогда нельзя заслужить делами, но она достигается верой в искупительную жертву Христа. Полученная грешником, эта благодать приносит мир.

Свое приветствие Павел завершает торжественной констатацией подвига, совершенного Иисусом Христом на голгофском кресте, и освобождающей силы креста — это и явится другой важной темой послания. Христос отдал Себя Самого за грехи наши. Его смерть была добровольной и привела к завершению вражды между людьми и Богом, потому что удовлетворила те требования праведности, которые Бог предъявляет грешникам. Благодаря ей, стало возможным искупление человечества.

Одной из целей голгофского подвига Христа было избавить нас от настоящего лукавого века. Евангелие — это весть об освобождении. Оно несет верующему грешнику освобождение от силы воздействия на него современной мировой системы, которая преодолевается силою живущего в нем Иисуса Христа, — и происходит это так же верно и неизбежно, как верно и неизбежно освобождение его от грядущего осуждения в вечности.

Своим искупительным подвигом Христос исполнил волю Божию (Гал 1:4). Послушание Спасителя принесло Богу славу (Гал 1:5). И благодаря делу искупления, совершаемому Им во времени, искупленные святые будут прославлять Бога во веки веков. Таким образом, коснувшись уже в первых стихах послания тех двух моментов, которые, как он понимал, имели жизненно важное значение, Павел в самом его начале намечает направления предстоящего ему сражения: он утверждает истинность своего апостольства и провозглашает, что основой спасения человека является подвиг Христов, а никак не дела людские.

Таким образом, мы видим, что тема этого послания — спасение через Иисуса Христа. Галаты отвернулись от этой духовной истины и приняли ложное учение, согласно которому спасение можно заслужить. Принятие этого учения, противоречащего Священному Писанию, практически привело их к отвержению искупительной смерти Христа. Отдавая Себя, чтобы освободить нас от наказания за грех, Иисус не только пожертвовал Собою, как жертва за человека, страдал и умер ради него, но соединился Сам с человеческой семьей и отождествил её интересы со Своими собственными.

Галатам, которые так скоро забыли великие истины об оправдании и освящении и обратились к делам закона, как средству спасения, Павел снова представил великую истину, что Иисус через Свою искупительную жертву предусмотрел путь избавления для всех, которые примут Его. Любая попытка достигнуть победы над грехом мира посредством своих собственных усилий, противоречит воле Божьей. Таким образом, в своём кратком вступлении Павел объявил тему послания в письменной форме. Если галаты будут упорствовать в своём понимании спасении через дела закона, то они не смогут иметь надежды на избавление от греха теперь или на вход в будущий безгрешный мир.

Мысль о великом даре Божьей любви, вдохновила апостола приступить к описанию хвалы. На протяжении всей вечности искупленные будут петь песни хвалы Тому, Который принес такую великую жертву, сделавшую возможным их вечное спасение. Свое вступительное приветствие Павел заканчивает традиционным «аминь», что значит – «верно, истинно».

IV Не иное Евангелие

Прочитаем текст Писания:

6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,

7 которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.

8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.

9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.

12 О, если бы удалены были возмущающие вас! (Гал 1:6–9; 5:12).

Вспомните, когда последний раз приходилось вам говорить: «Я не это имел в виду». Именно с подобной проблемой пришлось столкнуться апостолу Павлу спустя почти двадцать лет после смерти Иисуса, когда Благая весть распространялась по миру со скоростью лесного пожара. «Итак, идите, научите все народы» (Мф 28:19), — сказал Иисус, и Его ученики отнеслись к этому поручению со всей серьезностью. Весть о благодати Божьей и спасении проповедовалась не только в больших и известных городах Римской империи, но также и в странах Малой Азии. Евангелие было одинаково доступно и иудеям, и язычникам. В то время для иудеев, считавших себя наследниками древнего Израиля, особым народом, избранным Богом для заключения завета, подобное благовестие было крайне сомнительным и выходило за рамки всех традиций. Для них «все народы» представляли собой евреев, живущих в других странах мира. Язычники могли присоединиться к христианской церкви, но только при соблюдении определенных условий — они обязательно должны были вначале стать иудеями, следуя иудейским традициям и обычаям, включавшим в себя и обрезание. Неудивительно, что Павел вынужден был написать жесткое письмо общинам в Галатии, где проповедовалось неправильно истолкованное последнее поручение Иисуса: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию.

Благая весть, как и повелел Иисус, была простой. Чтобы стать членом христианской церкви, не требовалось следовать иудейским обычаям. Нужно было лишь поверить в спасительную благодать Иисуса. Послание галатам возвращает нас к сути Благой вести, затрагивая важные для христианства вопросы.

Одним прохладным октябрьским днем 1517 года Мартин Лютер, обыкновенный священник, преподававший богословие в Виттенбергском университете в Германии, шел по направлению к Замковой Церкви Всех Святых. Перед ним стояла важная задача. Лютер держал в руках то, что позже станет известным как «95 тезисов». Как гласит история, он прибил их к воротам храма. Что же руководило действиями Лютера, если сегодня мы считаем этот день началом движения протестантской Реформации? Фактически Лютер протестовал против существующих в то время церковных традиций, которые, по его мнению, искажали суть Евангелия. Так же, как апостол Павел написал Послание галатам, Мартин Лютер написал свои «95 тезисов», чтобы напомнить христианским лидерам: прощение от Бога даруется только по вере, и больше ничего не требуется.

Но человеческая природа такова, что мы любим все конкретное. Нам особенно трудно понять такие нематериальные вещи, как вера и прощение, тем более, когда мы знаем, что совершали ужасные ошибки в прошлом. Нас волнует и вопрос актуальности соблюдения Закона Божьего, изложенного в Декалоге. Мы ставим перед собой ряд вопросов, таких как: зависят ли наши отношения с Богом и наше спасение от поступков, которые мы совершаем или не совершаем? Если да, где заканчиваются культурные стандарты и личные предрассудки и начинается Благая весть?

Совершенно очевидно, что Бог ожидает от нас следования определенным стандартам, когда дело касается прославления Его и послушания Его воле. Но Он дал нам правила, ограничения и даже Десять заповедей не для того, чтобы показать, что мы должны делать, если хотим войти в Божью семью. Он дал нам их, чтобы защитить от нежелательных последствий неповиновения Его заповедям.

Наш долг по отношению к Богу — отражать Его характер. В конце концов, «мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор 3:18). Иными словами, мы становимся похожими на то, что приковывает к себе наше внимание. Но что бы мы ни делали, нами движет любовь к Нему, а не страх потерять жизнь вечную из-за неверных действий.  В том, что касается нашего спасения, Бог дарует его «всякому верующему» (Рим 1:16). Благодаря личным отношениям с Ним мы можем быть уверены в спасении, обретаемом на основании одной лишь веры. Наши действия должны быть угодны Богу. Но, что самое важное, не нам принимать решение, как людям себя вести. Это решает Бог.

V Природа Евангелия Павла

Прочитайте текст Писания: Гал 1:11-24.

Мы видим, что противники Павла из числа иудействующих ссылались на традицию. Иудеи, римляне и греки питали глубокое уважение к традициям. В противоположность современной вере в прогресс люди того времени полагали, что золотой век остался в прошлом и мир катится вниз по наклонной. По существу, то, что существовало испокон веков, ценилось сильнее, чем любые новшества. Многие греки и римляне презирали иудейскую традицию, считая ее странной, отталкивающей и противоречащей здравому смыслу. Но не меньшее число людей относилось к этой традиции с почтением, как к откровению из того времени, когда их предки лишь только перешли от варварства к цивилизации. Некоторые из них даже верили эллинистическим иудеям, таким как Филон Александрийский, который утверждал, среди всего прочего, то, что Платон позаимствовал все свои идеи у Моисея. К любым новшествам относились настороженно. А Павла — хорошо это или плохо — рассматривали как прогрессирующего новатора.

Какой ответ дал Павел? Его оппоненты были совершенно правы. Свое учение он получил не в результате личного контакта с историческим Иисусом во время Его земного служения. Но он получил его от воскресшего и вознесшегося на небеса Иисуса, Который теперь пребывает по правую руку от Небесного Отца. Это откровение было таким очевидным и достоверным, что даже те, кто сопровождал Иисуса во время Его земного служения, были вынуждены признать его и «прославить Бога» (ст. 24). Вот в этом он и был новатором, но не по воле своей, а по воле Призвавшего его.

Что касается иудейской традиции толкования Писания и религиозных обрядов, Павел знал их даже лучше, чем его оппоненты. Однако эти знания не принесли ему большой пользы! Они вначале направили его на ложный путь, побудив преследовать тех самых христиан из иудеев, которые теперь заявляли, что он недостаточно укоренен в иудаизме. В действительности, чтобы стать апостолом, ему пришлось отказаться от многих внешних атрибутов, которые сделали бы его более авторитетным в глазах его клеветников.

Кроме того, в начале своего письма Павел подчеркивает, что его весть никак не связана с его собственными планами. Наоборот, она касается откровения Иисуса Христа (см. Гал 1:11-12). Это выражение часто встречается в посланиях Павла различным церквам, когда апостол хочет показать, что Иисус — единственная причина, по которой он решил посвятить свою жизнь служению Христу.

Благая весть, проповедуемая христианством, может быть только о Христе. Сила Евангелия заключается в том, что главная его весть — это весть о спасении в Иисусе. В этом состоит его уникальность. По этой причине Павел так огорчился, когда верующие в Галатии начали распространять свое учение, согласно которому Иисус был только частью плана искупления, а не единственным путем ко спасению. Вот так с самого зарождения христианской церкви дьявол через своих агентов пытался дискредитировать чистое Евангелие и спасение по благодати.

Заключение

Как мы увидели из урока этой недели, Павел написал свое послание, чтобы показать язычникам, что не люди были авторами проповедуемой им вести. Бог вдохновил его произнести эти слова. Авторство принадлежало не Павлу, а Богу. Не стоит задумываться над ложью, в которую люди пытаются заставить нас поверить.

У нас есть Божье Слово, с которым мы можем сопоставить их лживые утверждения. Как говорится в Гал 1:10, только Божье мнение имеет значение. Мы не должны стремиться угодить людям этого мира или верить им. Все, что нам нужно, — стараться угодить Богу, Тому, Кто сотворил нас и любит такими, какие мы есть.

Пастор Александр Серков