Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 10

31-05-2017, Комментариев нет Просмотров: 238

Священное Писание состоит не только из исторического повествования, оно содержит и пророчество. В тексте, который предлагается нам как памятный, ап. Петр советует обращаться именно к пророческому слову, сравнивая его со светильником. Пророчество он называет еще «вернейшим словом». Вот об этом наш очередной урок.

I Иисус в Ветхом Завете

Начнем с того, что Писания Ветхого Завета предсказывали о Христе. Был ли народ в неведении: кто должен был прийти и каким образом; или у них был «светильник, сияющий в темном месте» в отношении Мессии? Прочитайте 53 главу Исаии.

Представьте себе: вот эти пророчества читал народ Израильский. Что они видели в записанных в них словах? Что в них описывается о Том, Которого ждали? Как они могли пропустить или не обратить внимание на такие слова:

«нет в Нем ни вида, ни величия»;

«не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему»;

«Он был презрен и умален пред людьми»;

«муж скорбей и изведавший болезни»;

«Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни»;

«Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши»;

«Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих»;

«Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого»;

«предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был».

Что сам Исаия думал, когда под вдохновением свыше писал эти слова? Может быть, он предчувствовал, что в таких или подобных словах будет говорить о смерти Раба духовно прозревший Израиль, когда осознает, что Раб принял ее ради него? Увы, поверивших Исаии и другим пророкам, а впоследствии апостолам, — было прискорбно мало.

В стихе втором подразумевается, что речь пророка продолжается от имени израильтян. Это они признают, что отвергли Мессию, приняв Его за обычного человека, вид которого не привлекал их к Нему. Вид Спасителя не был, конечно, убогим, Он, судя, по всем евангельским повествованиям, отличался замечательной духовной красотой; но в глазах иудеев Ему не достанет того горделивого величия, которым отличались представители знати, из среды которой они ожидали Мессию.

Предвидя в своем пророческом созерцании, что именно с этой «меркой» подойдет к своему Мессии Израиль, сочтя Его, невинного Страдальца, грешником, Исаия объясняет думавшим так, что Спаситель пострадает не за Свой грех, а за грехи и беззакония их (стих 5). Причем пострадает добровольно (возьмет на Себя последствия этих грехов и беззаконий — немощи и болезни (стих 4). Речь в стихе 4 может идти как о духовных немощах, т. е. все о той же «болезни греха», которую Спаситель «возьмет на Себя», чтобы искупить от нее верующих, так и о физических недугах (стих 3), вызываемых недугом духовным.

В стихе седьмом «овца» представлена в своем спокойствии и мягкости натуры, благодаря которым она становится прообразом Агнца Божия (Ин 1:29). Будучи веден… на заклание…, агнец не станет сопротивляться «истязателям» Своим, не будет пытаться остановить их. Если прежде Исаия говорил о кротости грядущего Отрока намеками (42:2-3; 50:5,6), то здесь он заявляет о ней открыто, в полную силу, подчеркивая при кажущейся пассивности Его поведения именно активный характер Его, который выразится в добровольности Его самопожертвования; Отец не лишит Его «права выбора», и Он осуществит его в пользу человечества.

Он умер, чтобы убить грех, и воскрес, чтобы сделаться живым Ходатаем… за преступников… грех которых понес на Себе. Заметим, что идею ходатайства изначально содержит в себе сама жертва умилостивления. Свое воплощение, олицетворение, эта идея получает в Сыне Божием, Который по воле Своей становится такой жертвой, т. е. вечным Ходатаем за грешных людей, приходящих к Нему.

Прочитаем еще один текст из пророчества Захарии:

10 А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце (Зах 12:10).

Заметим, что в этом тексте говорится об излиянии духа только на израильтян. По всей вероятности, дух благодати и умиления есть синоним Святого Духа. Это под Его очистительным, смягчающим и преобразующим сердца воздействием обратят иудеи взоры на Того, Кого в духовной слепоте своей предали мучительной смерти. Их скорбь и рыдания о Нем будут столь же искренни, сколь о сыне… первенце.

Чем утешительны для нас слова пророческие о первом пришествии Христа? Они исполнились. О чем это говорит? О том, что пророчества о втором пришествии также непременно сбудутся.

II Очевидцы величия

Прочитаем текст Писания:

16 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.

17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

18 И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе (2Петр 1:16-18).

Мы видим, что Петр отвергает возражения относительно истинности и авторитетности его учения, существовавшие не только в его дни, но и в наше время. Он не рассказывал верующим хитросплетенных басен, но делился реальным жизненным опытом. Данное заявление должно было подтвердить истинность его свидетельства как автора послания. Однако на скептиков оно оказывает обратное действие. Они утверждают, что автор слишком рьяно доказывает то, кем он является. Они усматривают в этом признак того, что не Петр написал это послание. Те, кто оспаривает авторство Петра, не осознают, что являются наглыми ругателями, поступающими по собственным своим похотям и отрицающими истинность Божьего Слова.

Важно различать между написанным словом Божиим (Библией) и воплощенным Словом (Христом). Оба они – «главные магистрали» Божьего откровения и, значит, оба находятся в фокусе «напоминаний», которые исходят от Петра. Христианская вера основана не на мифах, подобно доктринам лжеучителей, которых бичует Петр в следующей главе. В основе истинной веры лежат исторические факты, подтвержденные очевидцами.

С 16 стиха апостол переходит к новой теме. Внезапно он упоминает о возвращении на землю Христа. Перед этим он сказал о «свободном входе в вечное царство» (1:11) и о своем собственном «отшествии» с земли. И вот он заговорил о Втором пришествии Христа, исходя из своего личного опыта, пережитого им на горе Преображения, где глазам его открылось истинное величие Христа.

Нет сомнения, что апостол считал эту тему очень важной и хотел, чтобы верующие всегда помнили о грядущем возвращения Господа. Но каким образом преображение Христа свидетельствует о том, что Он снова придет в силе? Дело в том, что целью преображения в присутствии апостолов (Петра, Иакова и Иоанна) было явить им славу Христа, дать им возможность заранее составить себе представление о славе Его и о Его Царстве. И видение это было столь величественным, что апостолы никогда уже не могли забыть его.

Возвышенность языка, которым говорит Петр о преображении Христа, видимо, объясняется его горячим желанием рассказать другим о величии Спасителя, которое он, как один из наиболее приближенных учеников, был удостоен привилегии увидеть собственными глазами. Апостол хочет, чтобы его читатели, отвлекшись от первого пришествия Христа, перенеслись в будущее, когда Он вернется на землю в той же славе, какую лицезрели они, апостолы, на горе Преображения.

Проповедуя в дни первой Церкви, Петр всегда был верен теме воскресения и Второго пришествия Христа. Интересно отметить, что апостол был более изумлен тем, что услышал на горе Преображения, чем тем, что он там видел: когда от вселенной славы принесся… такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный… Бог Отец назван в этом стихе необычно – мэгалопрэп`ус д`оксис «великолепной славой».

III Утренняя звезда в сердцах наших

Вспомним памятный текст:

«И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2Петр1:19).

От незабываемых впечатлений, поразивших его на горе Преображения, апостол переходит к другой форме Слова Божьего, а именно — к Слову написанному, которое дано было людям через пророков. В сущности, голос Самого Бога, услышанный апостолами на святой горе, сделал пророческое слово «вернейшим», подтвердив его истинность, да и все, что произошло на горе Преображения, произошло во исполнение их слов. И пророки, и факт преображения говорили об одном и том же — о царствии Иисуса Христа на земле.

Залогом понимания Божьего Слова является внимательное изучение его. И вы хорошо делаете, что обращаетесь к сказанному пророками, — пишет апостол. Ибо записанное ими Слово Божие подобно Свету — оно действенно и сильно. В современном человеческом обществе, члены которого ориентируются, главным образом, на личный опыт, многие люди, в том числе и некоторые верующие, стремятся определять истину на основании того, что Бог делает лично в их жизни. А вот у апостола Петра личные его захватывающие переживания (на горе Преображения) отходят на второй план, когда он говорит о вернейшем свидетельстве записанного пророческого Слова. Апостол говорит о «сияющем светильнике» (стих 19), о пророчестве в смысле откровения (стих 20) и о Богодухновенности (стих 21).

Ветхозаветные пророчества он уподобляет светильнику, сияющему в темном месте. Божественное пророческое слово — это свет, сияющий в темноте (сравните Пс 118:105). И хотя мир находится во мраке греха (Ис 9:2; Еф 6:12), Слово Божие, открывая будущее, освещает для верующих Его пути. Но день возвращения Христа приближается. Днем же в светильнике нет нужды.

Да и что такое свет его, в сравнении со светом «утренней звезды». Греческое слово фосф`орос – «несущая свет» один только раз встречается в Новом Завете. Это то же самое греческое слово фосфорос на латинском lucifer (люцифер) имеет значение —  утренняя звезда, т. е. планета Венера или «светоносная», «лучезарная».

Как ночной светильник предвозвещает свет утренней зари, так и Ветхий Завет указывает на пришествие Христа — Утренней Звезды («аст`ир», Откр 22:16). Но пока Он не придет, сердца верующих должны впитывать в себя свет, исходящий от Писаний, хотя то, что они в сердце своем познают в тот великий день, затмит этот свет, столь долго светивший им.

Священное Писание является Божьим авторитетным источником познания Его воли и спасения через Иисуса Христа. Читая и изучая пророческое слово, мы ощущаем объективность откровения о Христе в Священном Писании, которое является лучшим источником веры и надежды, чем любой другой субъективный опыт. Будучи людьми, мы склонны полагаться на собственный опыт и ощущения. Такой подход кажется нам рациональным и даже научным. Метод наблюдения лежит в основе эмпирической науки. Однако наши чувства могут обмануть нас. Обозначив важную роль чувственного опыта в доказательстве истинности евангельской вести, Петр указывает на превосходство пророческого слова —куда более надежного критерия в определении истины. Это слово произносилось не по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи люди, будучи движимы Духом Святым.

Хотя мы живем в научный век, возможность определения истины объективными методами нередко ставится под сомнение. В качестве средства установления истины в эпоху модернизма был предложен эмпирический метод, отрицающий сверхъестественные силы. Предполагалось, что с его помощью можно объяснить все аспекты явления, если привлечь достаточное количество наблюдателей, которые будут наблюдать в течение долгого времени, соблюдая условия эксперимента. Во многих сферах, в том числе и в религии, не было достигнуто договоренности по большим временным промежуткам, поэтому сама возможность получения достоверного результата благодаря этому методу ставилась под сомнение. Как следствие, появился постмодернизм, отрицающий любую абсолютную истину и любые системы понятий. Личный опыт становился единственным критерием истинности. Понятие истины приобрело субъективный и относительный характер. Весть Петра как раз и решает противоречие между этими двумя подходами?

В Библии тьма ассоциируется с отсутствием жизни (см. Быт 1:2), с последствиями восстания против Бога (см. Исх10:21), с отречением от Него (см. Притч 2:13), со смертью (см. Иов 3:5; 10:21; Пс 106:10,14) или с неприятной ситуацией, в которую попадал народ Божий (см. Иов 30:26-27; Пс 142:3). Первые три момента связаны с отсутствием Бога, в то время как скорбь может постигнуть детей Божьих, даже когда они пребывают с Ним в близких отношениях. Приведенные выше стихи показывают, что тьма может наступить в жизни каждого — и праведного, и нечестивого, независимо от их выбора.

Кто бы ни столкнулся с тьмой, пребывать в ней неприятно, неудобно и затруднительно. Сам Бог считает, что человечеству лучше находиться во свете. Поэтому Он решил излить свет на тех, кто пребывает во тьме, чтобы они смогли избавиться от нее. Когда где-то воцаряется тьма, всегда приходит Бог и приносит свет. Находясь в египетском рабстве, израильский народ пребывал во тьме, пока Бог не вывел его оттуда, чтобы сделать Своим особым народом. Точно так же Бог призывает Своих детей, духовный Израиль, «из тьмы в чудный Свой свет», чтобы стать Его особенным народом.

Тем, кто живет во тьме, Бог дарует Свое Слово, чтобы они сказали: «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс 118:105). Чтобы явить человечеству живое Слово Божье, Христос Сам стал Человеком и жил среди нас. Он есть истинный Свет, Который может рассеять нашу тьму.  Задолго до того, как Христос пришел на землю в плоти человеческой, пророк Исаия сказал, что Он будет «светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис 49:6). Более того, Христос пришел, «чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы» (Ис 42:7), о Нем сказано: «мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути — прямыми» (Ис 42:16).

В жизни Иисуса эти пророчества нашли свое исполнение, и Петр отмечает, что нам следует прислушаться к верному пророческому слову, которое подобно светильнику, «сияющему в темном месте, доколе… не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших». Тех из нас, кто пребывает во тьме, Петр призывает сосредоточить свой взгляд на Иисусе, на Том, Кто исполнил все ветхозаветные пророчества.

IV Вернейшее пророческое слово

Продолжим мысль, начатую Петром в 19 стихе:

20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.

21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым (2Петр 1:20-21).

Стих 20 начинается со слов «зная прежде всего». Самое важное, что должны знать читатели Петра, — это основание для доверия пророческому Слову Бога. Оно не было произносимо по воле человеческой. Но «изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым» (2Петр 1:21). Петр говорит здесь об откровении Божественной вести через людей, до которых Святой Дух донес Божьи мысли. Инициатива и сама весть исходят от Бога. Он ответственен за содержание и сохранность этой вести.

Относительно присутствия человеческого фактора в Священном Писании Эллен Уайт пишет:

«Библия написана людьми по вдохновению Святого Духа, но это не означает, что она отражает способ мышления и выражения мысли, присущий Богу. Стиль ее написания характерен для человека. Бог не представлен как писатель. Люди часто говорят, что те или иные выражения не могут быть Божьими. Но Бог и не дает возможности судить о Себе в словах, в логике, в риторике, изложенных в Библии. Авторы Библии были Божьими писцами, но не Его пером» (Избранные вести, т. 1, с. 21).

Далее она поясняет:

«Не слова Библии, но люди, ее писавшие, были вдохновляемы Богом. Вдохновение воздействует не на слова или выражения человека, но на него самого, и разум его, под влиянием Святого Духа, наполняется определенными мыслями. Конкретные же слова, в которые облекаются эти мысли, несут отпечаток индивидуальности. Так распространяются Божественные наставления. Божественный разум и воля объединяются с разумом и волей человеческой; таким образом написанное человеком становится словом Бога» (там же, с. 21).

Таким образом, апостол говорит об откровении. Выражение «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» объясняют по-разному. Вот несколько вариантов объяснения:

1) Писание можно понять только в контексте, т. е. каждое данное пророчество не может быть понято в отрыве от других пророчеств.

2) Писание нельзя толковать, основываясь на чьих-то субъективных соображениях.

3) Писание нельзя правильно понять без помощи Духа Святого.

4) Пророчества не исходили от самих пророков, но то, что они записывали, исходило от Бога.

Следовательно, в 20 стихе апостол говорит не о толковании пророчеств, записанных в Библии, а об откровении как источнике их происхождения.

21 стих подтверждает мысль, высказанную в 20 стихе, — что пророчества исходили от Бога, а не от самих пророков. В процессе записывания пророчеств авторами Библии руководил Божий Дух. То, что они писали, было, таким образом, внушено им Богом. Слово фэр`омэни, переведенное здесь как «движимы», употребляет и евангелист Лука при описании носимого ветром корабля (Деян 27:15,17).

Люди — авторы Писаний — находились под контролем Божественного Автора — Духа Святого. Однако, в этом творческом процессе они принимали сознательное участие; не следует думать, будто они записывали под диктовку или писали в состоянии экстаза. Иными словами, пророкам была дана концепция, основная мысль, а они излагали ее своими словами. Так что верующие располагают пророческим словом, которое верно, потому что пророки передали основную мысль, внушенную им Духом Святым.

V Слово в нашей жизни

Прочитаем текст Писания:

15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,

17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2Тим 3:15-17).

И снова горячо звучащий призыв Тимофею, чтобы продолжал он пребывать в том, чему научен, и что… вверено ему. Оно пришло к нему из двух источников, которые Павел оценивает равно: его собственное свидетельство Тимофею (зная, кем ты научен) и священные писания, которые в то время состояли из ветхозаветных книг.

Полного доверия Тимофея обоим этим источникам было достаточно, чтобы удержать его от любого уклонения от истины. В этих стихах опять-таки чувствуется намек на то, что спасение Тимофея совершилось еще до его знакомства с Павлом (Деян 16:1). Он знал «писания» с детства, а они умудряют, что спасение дается верою во Христа Иисуса.

Ап. Павел вновь хочет подчеркнуть решающую роль записанных Божиих откровений в повседневном служении своего ученика. Все Писание богодухновенно, т. е. вдохновлено Богом, напоминает он; это значит, что слова Божии передавались через людей, руководимых и направляемых Святым Духом, так что в записанном ими ошибок быть не могло. В сущности, это всегда принималось евреями как факт.

Затем Павел говорит о «полезности» Писаний применительно к любому аспекту Тимофеева служения, будь это научение (наставление верующих в Божией истине), обличение согрешающих, исправление совершивших ошибку, или наставление в праведности (направление новообращенных на путь Божий).

Вооруженный Писанием Божий человек (здесь имеется в виду тот, кто призван осуществлять духовное руководство другими людьми) делается совершен (`артиос – «способный, специалист, наделенный полным знанием», здесь — по части того, как отвечать на духовные нужды). Для большей убедительности Павел добавляет: «ко всякому доброму делу приготовлен».

Через это послание Павел возлагал нелегкий груз служения на молодого своего ученика, но делал это не безответственно. Он уверен был в преданности Тимофея истине, в его знании Писания, но еще более был уверен в том, что Бог через слово Свое способен помочь Тимофею во всякой его нужде.

Заключение

Итак, в нашем нестабильном мире Петр нашел то единственное, что могло стать основой его жизни. Он встретил Иисуса, он последовал за Иисусом, он был прощен Иисусом, он отправился выполнять порученную ему Иисусом миссию.  Но кроме этого нашел свидетельство об Иисусе в Библии. Еврейские пророки говорили о том, кто такой Иисус, что Он сделал и что еще совершит. Таким образом, Петр смог на собственном опыте подтвердить, что Слово Божье уже исполнилось и будет исполняться и в будущем.  И в этом неустойчивом мире Петр советует нам держаться за ту же уверенность — уверенность в Иисусе и Слове Божьем, которое свидетельствует о Христе и дарует нам в Нем надежду.

Пастор Александр Серков

Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2017
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.