Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 5

Начнем этот урок с вопроса: «Испытываем ли мы духовный голод по общению с Богом и Его Словом?». Слово Божье — это духовная пища, которая нужна всем нам для того, чтобы твердо идти по длинному пути нашей жизни в этом грешном мире. В Пс 106:9 мы читаем о том, что Бог «насытил душу жаждущую, и душу алчущую исполнил благами».  Он приготовил для нас пир и предлагает нам разделить эту духовную трапезу с другими. Это и есть жизнь для Бога, это проявление любви в жизни христианина. Вот об этом наш очередной урок.I Будьте единомышленны

Прочитаем текст Писания:

8 Наконец будьте все единомышленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры;

9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.

10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;

11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему,

12 потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить их с земли (1Петр 3:8-12).

Эту мысль автор начинает словом «Наконец». В этом случае это слово не резюмирующее, автор послания не предыдущий раздел завершает, а предваряет новый и в каком-то смысле заключительный. Если он, затеяв эту тему, дал наставление сначала слугам (2:16-25), затем женам (3:1-6), мужьям (стих 7), теперь апостол обращается ко всем своим читателям, как бы подчеркивая слово «все», и дает практические советы, как им мирно жить во враждебном языческом окружении. Свое поучение апостол основывает на Пс 33, объясняя, каким образом человек может наследовать благословение, несмотря на противодействие со стороны нечестивых. Давид написал Пс 33 в тот момент, когда был вынужден скрываться от неприятелей, желавших его смерти. Благодаря этому опыту он научился доверять Богу и отвечать добром за зло. Прочитайте Псалом целиком и вспомните о хорошем отношении Давида к своему врагу, царю Саулу, а также о благословении, которое наследовал Давид. Именно Псалму 33:12-16 соответствуют стихи 1 Петр 3:8-9. А далее Петр прямо цитирует стихи из Псалма 3:10-12. Мысли апостола сосредоточены на трех поучениях или советах, изложенных в упомянутом Псалме. Давайте их рассмотрим.

1 Первый совет: «Ибо кто любит жизнь… тот удерживай язык свой от зла» (3:10).

В стихе 8 апостол перечисляет те черты христианского характера, которые помогают удерживать язык от зла. Верующие должны быть единомышленны (гом`офронэс), то есть, они должны быть солидарны в мыслях, чтобы все было согласовано и гармонично. Согласие и единство верующих должно быть в фундаментальных принципах веры и в одинаковых отношениях к целям и методам церкви, но единство не предполагает абсолютного единообразия во всех деталях.

«Сострадательны» (симпаф`ис) – «страдать с другими», откуда и произошло русское слово «симпатия».

«Братолюбивы» (фил`адэлфи).

«Милосердны» (`эуспланхни).

«Дружелюбны» (в оригинале этого слова нет, оно фактически дублирует «братолюбивы». Как оно попало в синодальный перевод, я не знаю).

«Смиренномудры» (тапин`офронэс). Очевидность текста склоняется к тому, чтобы прочитать «скромно мыслящие».

Уникальностью этого перечисления подчеркивается необходимость для верующих обладать всеми этими качествами, чтобы удерживать язык свой от зла и уста свои от лукавых речей.

2 Второй совет взят из Пс 33:14 и повторен в 1Петр 3:9: «не воздавайте злом за зло». «Уклонение от зла» (1Петр 3:11) подразумевает, что обиженный не воздает за причиненное ему зло. Иисус говорил то же самое: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф 5:39).

3 Третий совет: «ищи мира и стремись к нему» (11 стих 2 часть).

Искать мира и стремиться к нему должен каждый верующий. А мир достигается тем, что верующий благословляет оскорбляющих его (1Петр 3:9). Под словом «благословляйте» апостол понимает «говорите о людях хорошо». А Иисус Христос советует даже: «молитесь за обижающих вас» (Мф 5:44), и апостол Павел, следуя совету Христа, делится своим опытом: «Злословят нас, мы благословляем» (1Кор 4:12). Это и есть путь сочувствия и сострадания, которым верующие идут к миру. В результате верующие наследуют благословение (1Петр 3:9), потому что глаза Господа обращены к праведным и уши Его к молитвам их. Слова «уши» и «глаза» — это антропоморфические образы, наделяющие Бога человеческими атрибутами, с целью подчеркнуть, что Он внимательно наблюдает за Своим народом и знает о всех его нуждах.

II Страдать плотью

Прочитаем текст Писания:

18 Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,

21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа (1Петр 3:18, 21).

1 Итак, как Христос пострадал за нас плотью, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотью перестает грешить,

2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией (1Петр 4:1-2).

Получатели этого послания либо переживали преследование в это время, или же они стояли перед лицом грядущих испытаний. Петр ободряет их и не советует считать это огненное испытание странным или не слыханным переживанием, имея в виду факт, что и Христос однажды пострадал. Он фактически теперь иллюстрирует принципы, изложенные в стихах 13-17. Снова приводится им — в качестве совершенного примера — Христос. Он страдал за то, что делал добро (2:14). Его безгрешная жизнь вызывала неоправданно враждебное отношение к Нему со стороны людей. Но Он не боялся их, поскольку вверил Себя Богу. Христос ясно заявил о Своей цели и посвятил Себя делу, ради которого пришел на землю. Он умер за людей, сохранил Свою совесть чистой (2:23). И вот получил величайшие благословение и награду — в воскресении Своем и последующей славе.

«Антик» — памятники на кладбище и надгробия из натурального камня — https://www.pamyatniki-in-kiev.com.ua/ в Киеве.

Христос — Праведник умер как заместитель неправедных. Определенная Богом цель — заместительная смерть Христа — состояла в том, чтобы примирить человека с Богом, дать людям возможность прийти к Богу или возвратить нас к Божественной благосклонности. Подводя итог Христовым искупительным страданиям, апостол Петр говорит о Его воскресении: «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом».

Стихи 19-20 лишь косвенно относятся к мысли о страдании плотью, поэтому мы их разбирать в этой теме не будем. Но я обещал разобрать их, поэтому напишу об этом отдельную статью.

В 21 стихе апостол Петр связывает смерть и воскресение Христа с водным крещением. Он пишет: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение». Вода символизирует крещение, смысл которого в полном разрыве с прошлой жизнью. Подобно тому, как потоп уничтожил старый греховный мир, крещение водой знаменует «отделение» человека от его прежней греховной жизни и приобщение его к новой жизни во Христе Иисусе. Вот поэтому Петр приобщает мысли о водном потопе, чтобы сделать некий мостик, связывающий смерть и воскресение Христа с водным крещением. И вот он прилагает к своим читателям принципы, изложенные им в стихах 13-17 и подтвержденные примерами в стихах 18-20. Он увещевает их набраться мужества и, приняв водное крещение в знак обещания Богу доброй совести, посвятить себя великому делу служения Христу. Публичный акт крещения «спасет» их от искушения пойти на сделку с совестью и такой ценой избежать страданий. Не следует забывать, что для христианина, жившего в первом столетии, принятие крещения означало, что он готов следовать за Христом, не взирая на последствия. Крещение спасает не от грехов, а от нечистой совести. Апостол указывает на то, что крещение не сводится к обрядовому физическому очищению, крещение — это символ того, что уже произошло в сердце и в жизни человека, доверившегося Христу как своему Спасителю (см. Рим 6:3-5; Гал 3:27; Кол 2:12).

Начальными словами 4 главы апостол вновь возвращает нас к Христовым страданиям, о которых писал в 3:18, а затем говорит о том, как терпеливо принимать незаслуженные страдания, — применительно к той ситуации, в которой находились его читатели. Он призывает их вооружиться тою же мыслью, с какой принимал страдания Христос.

Отождествление себя со Христом — в смысле «облечения себя» в Его «мысль», отношение, подход — предполагает участие в Его страданиях и смерти. Христос пострадал за вас плотью, и верующий тоже должен пройти через физические страдания, кто-то через большие, кто-то через меньшие, потому что принимающий их перестает грешить, т. е. отождествляя себя со Христом, он демонстрирует, как демонстрирует это и принимая обряд крещения, что порывает с прежней греховной жизнью. Ведь вместе со Христом был распят «и наш ветхий человек», «дабы нам не быть рабами греху, ибо умерший освободился от греха» (Рим 6:6-7).

В результате верующие, восприняв Христово отношение к плану спасения, почитают себя мертвыми для греха, чтобы дальнейшую свою жизнь проводить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Выражение «перестает грешить», как это понимать? Такой человек оставляет грех, как направление своей жизни. Петр здесь не имеет в виду, что человек уже не будет более совершать ошибки, но что он повернулся спиной к миру, плоти и сатане, и что посредством благодати Божьей он начал следовать по стопам своего Учителя. Теперь совершенство характера – его цель. И хотя мы можем иметь ошибки, мы будем ненавидеть грех, который причинил страдания Сыну Божьему.

III Рожденные свыше

Прочитаем текст Писания:

3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;

4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.

5 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.

6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом (1Петр 4:3-6).

Теперь апостол призывает верующих жить по воле Божьей, поскольку все старое осталось позади. Он хотел сказать: «Вы уже достаточно провели в вашей жизни, совершая то, что любят делать язычники». В резких выражениях Петр настаивает на том, что нужно решительно порвать с прошлым, т. е. с тем, чему предаются в повседневной жизни язычники, а именно – «нечистоты, похоти, пьянство, излишество в пище и питии, нелепое идолослужение». Ап Павел в послании Галатам также перечисляет эти дела, причисляя их к делам плоти (см. Гал 5:19-21). Надо думать, это увещание апостола имело особое воздействие на христиан из язычников, которые прежде действительно жили в больших грехах.

Поскольку христиане живут по воле Божьей, их прежние друзья «дивятся (удивляются)» им и «злословят» их. Безбожникам кажется странной и неприятной та перемена, которая произошла в людях, когда-то бывших такими же, как они. Эта перемена вызывает чувство враждебности у тех, кто отвергает Евангелие, потому-то и клевещут они на верующих. Исходя из соображения, что человек получает свое единственное удовольствие и счастье в этом мире, — жизнь нехристиан является сплошным поиском удовольствий через удовлетворение телесных желаний. Отказывать естественным желаниям как в пище, питии, так и чувственным желаниям – является непостижимым, даже безрассудным поведением для таковых людей. Однако, христианин хранит себя неоскверненным от мира, и ему не стоит удивляться, если мир ненавидит их.

Наступит день, когда те, кто живет во грехе и поклоняется идолам, должны будут дать ответ. Петр предупреждает, что однажды эти люди предстанут перед Тем, Кому дано право судить. Никто не избежит этого последнего суда за все, что было сказано и сделано в земной жизни. Христос придет, чтобы судить живых и мертвых.

Текст 1Петр 4:6 идет в совокупности со стихами из 1Петра 3:19-20. Этой теме придется посвятить отдельную тему. Здесь мы можем только отметить, что желанием Бога во все времена было привести людей ко спасению, примирив их с Собой. Для этого Он использовал разные методы, индивидуально учитывая обстановку, в которой находился тот или иной человек.

IV Грехи плоти

Обратим более серьезное внимание на текст, который мы косвенно уже коснулись. Возьму я этот текст теперь в переводе ИПБ:

3 Довольно и того уже, что в прошлом вы делали то, что делают язычники: предавались распутству, похотям, пьянству, разгулу, оргиям и мерзкому идолопоклонству (1Петр 4:3).

В основном здесь перечислены именно сексуальные грехи и грехи, которые приводят к сексуальной распущенности. То, что Бог дал для мужа и жены, используется людьми, живущими без Бога, совершенно вольно и безо всяких ограничений, меняя партнеров не только противоположного пола, но и своего. Однажды весь мир был уничтожен по причине распущенности и беззакония. Два города были сожжены из-за греха, который сегодня так и называется «содомским грехом».

Хотя в брачном союзе мужчины и женщины сексуальность является огромным благословением, в любых других отношениях она может стать одной из самых разрушительных сил в мире. Разрушительные последствия этих грехов в наше время невозможно предсказать. Жизнь многих людей оказалась загубленной в результате злоупотребления этим замечательным даром. Образно говоря, люди сжигают свечу своей жизни не только сверху и снизу, но умудряются поджечь ее еще и сбоку.

V Любовь покрывает все

Прочитаем текст Писания:

7 Впрочем, близок всему конец. Итак, будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.

8 Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.

9 Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.

10 Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.

11 Говорит ли кто, говори, как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь (1Петр 4:7-11).

Петр заканчивает свои размышления о том, как жить в этом мире в положении странников и пришельцев. Он призывает своих читателей к эсхатологической осведомленности — к осознанию неизбежности суда: «Близок всему конец» (ст. 7). Принимая во внимание суд, Петр призывает сохранять ясность ума, необходимую для успешной молитвы и, что важнее всего, для усердной любви друг к другу. Он цитирует Прит10:12, когда утверждает, что любовь покрывает множество грехов. Это означает, что любовь «не принимает во внимание, причиненное ей зло, не обращает внимания на несправедливость». Бог обращается с верующим человеком с такой же любовью. Поэтому наш долг — «служить другим, верно распоряжаясь всяким даром благодати Божией» (1Петр 4:10; ИПБ). Это служение должно совершаться «силой, которой Бог наделяет… дабы во всем был прославлен Бог через Иисуса Христа» (1Петр 4:11; ИПБ).

Источником мужественного и терпеливого отношения к страданиям является не только надежда на будущее, но и взаимное служение друг другу по примеру Христа в пределах тела Его.

«Впрочем, близок всему конец». Речь идет о Втором пришествии Христа. Упомянув о христианах, уже умерших (1Петр 4:6), апостол намекает теперь на неизбежное возвращение Христа за Своею Церковью. Времени до этого события остается немного, и это должно побуждать верующих жить для Иисуса Христа и ревностно служить Ему (стих 2). Вот почему им следует быть благоразумными — буквально: «иметь ясный, здравый ум», бодрствовать — буквально: «быть трезвыми» (1Петр 1:13; 5:8) и «молиться» (Еф 6:18). Молитва, имеющая во времена гонений особое значение, должна быть средством связи между человеком и Богом, и потому ей следует быть ясной, разумной и спокойной.

«Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу». Греческое слово эктэн`и – «напряженная», «натянутая», переведенное словом «усердную», обычно употреблялось по отношению к мускулатуре спортсмена, который, напрягая мускулы и силы, старается победить в соревнованиях. Так и христианскую бескорыстную любовь к другим следует «напрягать» в значении упражнять — чтобы имеющие ее готовы были жертвовать собой ради блага ближних. Любовь покрывает множество грехов.

Такая сознательно подогреваемая любовь — не слепа, она, конечно, видит недостатки в других, но терпит их, то есть проявляет толерантность. Христианская любовь проявляется в оказании помощи нуждающимся пищей, одеждою, предоставлением крова (фил`оксэни — буквально: «быть дружественным к пришельцу», и при этом — без ропота. Гостеприимство играло особенно важную роль во времена гонений, потому что многим верующим приходилось покидать места своего жительства.

Верующие должны прилежно служить друг другу своими духовными дарами. Каждый дар должен быть использован для служения другим. Слова «добрые домостроители» можно было бы перевести как «добрые домоправители». Домоправитель — это тот, кто управляет хозяйством; не имея собственного значительного имущества, он распоряжается тем, которое принадлежит его господину, но в согласии с его волей и указаниями.

Любопытно, что слово «дары» (х`арисма) происходит от слова х`арис, что значит «благодать». Чем усерднее пользуются верующие своими духовными дарами, служа друг другу, тем больше благодати изливает Бог на Церковь Свою; причем благодать Его проявляется в многоразличных формах.

Апостол разделяет христианское служение по характеру его на две общие категории: «говорит ли кто» и «служит ли кто» (стих 10). Разделение по этому принципу было проведено апостолами, когда служители церкви были поставлены на разные служения (см. Деян 6:2-4). Оба эти вида служения зачастую переплетаются друг с другом. Как то, так и другое, может осуществляться только при Божьей помощи. Дар говорения выражается в способности говорить плавно, понятно и убедительно. Однако, этот дар дан, чтобы использовать его с единственной целью, для славы Божьей. Таланты, предусмотренные Богом, должны быть бережливо и с предосторожностью воспитаны и развиты до такого уровня, чтобы передача благой вести никогда не могла быть повреждена через странности, неискренности или легкомыслия. Вестник Евангелия должен говорить так, как это угодно Богу и действовать соответственно силе, которую Он дает, потому что тем прославляется Бог через Иисуса Христа.

Упомянув имя Христа, Петр произносит соответствующую этому имени форму хвалы и благословения: «Которому слава и держава во веки веков Аминь». Хвала и благодарение за христианское служение всегда должны воздаваться Иисусу Христу. Христианин никогда не свободен от обязанностей – правильно представить Бога и проявить действенность Его спасающей силы.

Заключение

Итак, размышляя над этим уроком, мы приходим к такому выводу: Мы призваны быть христианами не только в спокойные времена. Противостояние греху подразумевает борьбу и наличие такого качества, как мужество. Нам следует прилежно читать Священное Писание, не переставать молиться и все свои силы направить на достижение конечной цели — вечной жизни с Отцом на небесах. Победить грех возможно благодаря пролитой крови Иисуса и исповеданию веры в Него.  Иисус может изменить нашу природу.  И Он изменит ее, нам стоит только попросить и позволить Ему сделать это!

Пастор Александр Серков