Знали ли содомляне, что поступают плохо?

Истории Потопа, Содома и Иова показывают, как Бог лишает жизни, здоровья, детей и имущества, как будто ничего не объясняя. Но действительно ли тогдашние люди не знали воли Творца?

Иудеи и большинство христиан утверждают, что Божий Закон не существовал до Синая и на той горе был дан только еврейскому народу. Христиане и мусульмане подчеркивают, что на Синае Бог дал Моисею десять заповедей. Это акцентируют те, кто из этих десяти как минимум одну заповедь не соблюдают официально.

Существовал ли Закон до Синая? Различали ли добро и зло жившие до Моисея люди?

Непреложность Десяти заповедей в книге Бытие показать несложно. Но ведь в Библии Десять заповедей никогда не называются Законом. Закон — это всегда всё Пятикнижие Моисея от Бытия до Второзакония. Знали ли жившие до Моисея люди и о других заповедях? Ведь изнасиловать гостей Лота пытались не только женатые мужчины, которые нарушали в данном случае заповедь «Не прелюбодействуй». А как же запрет мужеложества, насилия в интимной сфере, запрет любодеяния (добрачного секса)? Эти заповеди находятся вне Декалога.

Вот какая картина предстает, если приложить всю Тору к книге Бытие. Патриархи до Моисея приносят разные жертвы, подробное описание которых находится только в книге Левит, исполняя обязанности если не священников (хотя не связанные с родом Авраама Мелхиседек и Иофор названы именно так), то левитов. Каин строит город-убежище. Ной и его сыновья различают чистых и нечистых животных.

Сыновья Ноя не только не открывают наготы отца, но и прикрывают его «случившуюся» наготу. Авраам и Исаак приносят десятину, получивший только одну заповедь (об обрезании) Авраам угодил Господу тем, что соблюдал «повеления Мои, уставы Мои и законы Мои». Содомляне уничтожены за гомосексуальные связи, с явным осуждением описана кровосмесительная связь дочерей Лота со своим отцом, герарский царь заключает из любовных игр Исаака и Ревекки, что такие отношения допустимы не между братом и сестрой, но только между мужем и женой.

Лаван не обыскивает верблюжье седло, на котором сидит Рахиль, потому что не хочет стать ритуально нечистым из-за ее месячных. Уходя из Сихема, Исаак призывает родичей не только отдать ему божков, но и «очиститься и сменить одежды». Иуда осуждает обвиняемую в блуде невестку на сожжение (ср. Лев.20:14). Заболевший проказой Иов оставлен своими родственниками и селится вне своего города.

Самый явный аргумент — это Божье поражение смертью Онана, сына патриарха Иуды. Онан нарушил сразу три положения Моисеева Закона: о левиратном браке (обязанности мужчины взять в жены вдову брата), об обязанностях мужа к жене, в число которых входил интим, направленный на предоставление возможности жене забеременеть, и пророчество о Семени (Быт.3:15), посредством которого Божье спасение придет в мир.

Всё это подвигает к выводу: моральные нормы и формы религиозности, которые имели древние евреи, они разделяли со многими другими народами. Люди в то время имели схожие представления о добре и зле. Как это в чем-то есть и сейчас. В основном люди знают, как правильно жить. Весь вопрос, хотят ли и могут ли они эту теорию воплотить в жизнь.

На Синае Бог лишь кодифицировал то, что евреи и вышедшие с ними из Египта иноплеменники и так считали законами правильной жизни.

И из этого следует еще один вывод. Не более ли сегодня, когда на земле доминируют авраамические религии иудаизм, христианство и ислам, а открытое язычество повсеместно уходит из общественной жизни, человечество осведомлено о Божьей истине и правилах праведной жизни?

Апостол Павел считал (Рим.1:16-32), что греко-римский мир (в котором живем и мы с вами) уже осведомлен (даже без изучения Торы и проповеди о Мессии Иисусе), что поступки его современников достойны смертного приговора. И что никакой надежды в самом себе человек видеть не может.

Тогда не удивительно, что он верил в свое благовестие о Божьем спасении как единственном выходе из тупика греха. Возможно, церкви даже нет необходимости пугать людей Божьим судом — о нем люди сами знают. Они сами знают, что поступают плохо и что поступать хорошо не умеют.

В таких условиях проповедь о Божьем спасении — это воистину БЛАГОвестие. Это единственная ХОРОШАЯ новость, адресованная нашему безнадежному миру.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация