Божье воздаяние: правда или миф?

В словаре Ожегова дается следующее определение: «Воздаяние – то, что воздается кому-нибудь за что-нибудь, награда или кара. За труды, за помощь, за предательство».

Правда ли то, что Бог наказывает поступающих не по Его воле, а к праведникам благоволит?

В Евангелии от Иоанна записана история, которая показывает понимание данного вопроса учениками Иисуса. «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Иоанна 9:1). В выше приведенном тексте видно, что ученики понимали теологию воздаяния так – если есть физическое увечье, то либо сам человек согрешил, либо его родители. Ведь они читали в Ветхом Завете «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иер.17:10); «У Меня отмщение и воздаяние…» (Втор. 32:35).

Мы тоже можем заблуждаться, думая, что Бог следит за нами и когда мы согрешаем, Он тут же наказывает нас.

Когда Иова постигли все те бедствия о которых мы читаем в Священном Писании, друзья Иова пропагандировали теорию воздаяния «Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься, удалишь беззаконие от шатра твоего и будешь вменять в прах блестящий металл, и в камни потоков — [золото] Офирское. И будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя, ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лице твое» (Иова 22:23-26). Они говорили о том, что бедствия Иова – это причина его беззакония, и ему нужно покаяние. Но в конце всей истории о страданиях Иова Бог говорит «Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иова 42:8).

Есть ли в Библии ответ на то, как Бог поступает с грешником и праведником? Ответ находим в псалмах: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам» (Пс. 102:8-10). Самое большее подтверждение данному стиху – это Голгофа. «…Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8).

Как Бог относится к нам? Если верить в теологию воздаяния, то действия Бога по отношению к грешнику абсурдны, Он должен уничтожить грешника, а не умирать вместо него. Но как быть со стихом в евангелии от Матфея: «…ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Матф. 16:27).

Можно сказать, что теология воздаяния в Пришествии Христа будет оправдана, ведь каждому воздастся по делам его. Но давайте не будем спешить с выводами. В самом начале мы с вами определили, что воздаяние – это то, что воздается кому-нибудь за что-нибудь, награда или кара. За труды, за помощь, за предательство. Что такого доброго сделал человек, что Бог берет его на небо? Можем ли мы спасти себя своими делами и прийти к Богу со словами: ну вот Боже, видишь, я жил так как Ты учил, делал добро, теперь ты обязан поселить меня в раю? Нет! Библия говорит: «…все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23) и «… возмездие за грех – смерть» (Рим.6:23).

Жизнь вечная – «…дар Божий…» (Рим 6:23). Да, небеса – это подарок, но его нужно принять, и те, кто попадают туда – грешники, и те, которые не попадают – грешники, одни принимают, вторые не принимают. Помните, как бы низко вы ни пали в своей жизни, как бы далеко не зашли в своих грехах, Бог не отворачивается, ведь даже наши земные родители готовы принять своих блудных детей, то неужели не примет Тот, сущность Которого – Любовь.

Тарас Гладкий, Валерия Караянева

Иллюстрация