Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 7

Дух Святой и плод Духа – это тема седьмого урока. Начну сразу с вопроса на основании памятного стиха. Прежде процитирую сам стих:

«Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: На таковых нет закона» (Гал.5:22-23).

Вот теперь вопрос. Скажите, сколько плодов Духа вы здесь насчитали: девять, восемь, семь или другой вариант? Хотя апостол Павел перечисляет девять различных аспектов этого плода, тем не менее это один плод, который следует рассматривать как единое целое. Концепция памятного стиха поможет нам понять концепцию триединого Бога. А теперь давайте по порядку.

I Условие плодотворной жизни

Интересную аналогию привел Иисус Христос. Прочитайте Иоанна 15 главу. Тесная взаимосвязь, как между Христом и Отцом, так и между Христом и христианами. Иисус рисует иллюстрацию, взаимосвязь виноградаря с виноградной лозой, и лозы с веткой. Плодоношение зависит от связи с лозой. Если взять всю главу, то мы видим, что Иисус наставляет учеников в трех сферах взаимоотношений. Им следует поддерживать правильные взаимоотношения с Ним (стихи 1-10); друг с другом (стихи 11-17) и с миром (стих 18 — 16:4). Иначе говоря, пребывать в Нем, любить друг друга и свидетельствовать миру.

Метафора о виноградной лозе свидетельствует о том, что не всякий, кто называет себя Христовым учеником («ветвью Его»), действительно является истинным Его последователем. Ветвь, не приносящая плода, — мертва. Образ в целом знаком был слушателям Иисуса: ежегодно в Палестине виноградари обрезают виноградные лозы, удаляя мертвые ветви и делая все необходимое для того, чтобы живые ветви могли успешнее плодоносить. Неизменное пребывание ученика в Иисусе Христе (кто пребывает во Мне) и Его пребывание в ученике (и Я в нем) есть залог обильного «плодоношения» (стих 8). Но тех, кто не верит в этот принцип, постигнет катастрофа, потому что ветвь «вне лозы» засохнет и, как бесполезную, ее бросят в огонь; а пребывающий во Христе приносит много плода.

Радостным стимулом в жизни верующего служит сознание чудной любви к нему Христа, которая по свойствам своим и безграничности такова же, как и любовь Отца к Нему. Фраза «пребудьте в любви Моей» прозвучала бы мистически, если бы Иисус не конкретизировал ее. От христиан требуется такая же покорность заповедям Отца, какая требовалась от Него Самого. Искреннее упование на Бога и послушание Ему в любви, вот те тропы, которыми надо следовать детям Божиим, чтобы пребывать в любви Иисуса.

II Плод Духа — любовь

Вот теперь мы вплотную подойдем к рассмотрению нашего памятного стиха. Еще раз прочитайте его и вникните в суть написанного.

Читая предыдущие стихи, мы обнаруживаем контраст. Рабская зависимость от вожделений плоти, это с одной стороны, и сила Святого Духа, данная для того, чтобы проявлять в своей жизни те девять прекрасных качеств, которые перечислены ниже. Важно, однако, отметить, что эти качества (плод) — не от самого человека, но их производит Дух Святой, действующий в верующем, который пребывает в живом единении со Христом.

Слово «плод» стоит в единственном числе, и этим подразумевается, что упомянутые качества образуют некое единство, и все составляющие его должны быть присущи христианину, живущему под контролем Духа. В конечном смысле этот «плод» означает жизнь верующего, в котором живет Сам Христос.

Вы заметили, как тесно все переплетено: Бог – три в одном; плод Духа – девять в одном; Закон Божий – десять в одном. Говоря о триедином Боге, создается впечатление, что Отец самый главный из трех, однако они все равны, во всяком случае, не ниже Божественности, но каждый выполняет Свою функцию. Почему у нас возникает тенденция принимать подчиненность одной Личности другой, как некое ущемление прав одной стороны, и властность – с другой? Как мы воспринимаем такие выражения, как «послал», «пошлю»? Да, для выхода из кризиса во Вселенной и для спасения человечества, Христос добровольно подчинился Отцу, а Дух Святой Отцу и Сыну. Но в понятиях Неба, это подчинение не несет отрицательный характер. Это несравнимо с человеческими отношениями раба и господина. Христос выразил дух Неба следующим образом: «Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою» (Мк 10:43). Понимаете, у Бога совсем по-другому построены взаимоотношения, они совсем не привычные для нас. Вот и получается, наши оппоненты заявляют: Христос подчинен Отцу, значит Он не Божественная Личность. Логичен такой вывод? Нет.

Христос заявил о Себе: «Я и Отец – одно» (Ин 10:30). И что, теперь надо считать, что Отец сначала проявил Себя в Сыне, а потом в Духе? А такие заявления есть. Вы слышали? Я слышал. Но Христос предложил и ученикам быть едиными с Ним и друг с другом. А как быть здесь? Вот в том-то и дело, не надо отвергать третью Личность Божества, Которая наставляет нас на всякую истину, тогда мы не будем блуждать в богословских дебрях.

Из девяти качеств любовь также стоит на первом месте, и не только в порядковом списке, но она является основой всего, радикалом всего плода Духа. Но это не значит, что все остальные качества не актуальны. Целостный плод – все девять качеств. Это подобно тому, Бог – это не одна Личность, а все три Личности.

Говоря о характеристике плода, мы видим, что первые три качества отражают состояние души человека, и источник их в Боге. Любовь (агапе) названа первой, поскольку она является основой всех прочих добродетелей. Бог есть любовь, и Он любит мир (1Ин 4:8; Ин 3:16). Именно такого рода самоотверженную любовь, что послала Христа на смерть за грешников, являют в своей жизни верующие, которые действительно находятся под контролем Духа Святого.

Одно из наиболее известных обетований Иисуса, записанных в Евангелии, это обещание послать Святого Духа, или Помощника, Который остался бы с учениками после вознесения Христа на небо (см. Ин 14:16). Это библейское обетование подарило многим верующим, начиная с самих учеников Иисуса, великую надежду и силу в испытаниях и страданиях, встречающихся в этой жизни. Однако, рассуждая о роли Духа, мы часто упускаем из виду стих, предшествующий обещанию Иисуса Своим ученикам. Этот стих гласит, что все, кто любит Христа, будут соблюдать Его заповеди (см. Ин 14:15).

Библия не требует строгого или законнического соблюдения Божьих заповедей ради обретения спасения. Она четко учит нас, что любовь есть исполнение Закона Божьего (см. Рим 13:10). Павел в нескольких словах блестяще излагает суть исполнения закона в жизни христианина.

Существует мнение, что основная весть послания Павла христианам в Галатии записана в Гал 2:19-20: «Я распят вместе с Христом, и живу уже не я, а живет во мне Христос. И пока я живу на земле, я живу благодаря вере в Сына Божьего» (РБО). Итак, как был распят Христос, так и плоть, и ее желания в жизни христианина были распяты (см. Гал 5:24). В таком случае, как христианин будет исполнять закон любви, распяв свою жизнь со Христом? В представлении Павла такая жизнь определяется плодом Духа. Работа Духа в жизни верующего приносит плод любви, радости и мира. Она не зависит от внешних обстоятельств, поскольку основана на осознании того факта, что все находится под властью всемогущего Бога (Рим 8:28).

Итак, любовь направляет и венчает различные качества плода Духа, пронизывая собой весь плод. В определенном смысле все другие перечисленные качества можно рассматривать как аспекты любви. Поскольку Бог есть любовь (1Ин 4:8), наибольшей христианской добродетелью является любовь (1Кор13:13). Божья любовь — основа и источник всякого блага, она изливается в наши сердца через Святого Духа (Рим 5:5). Любовь Бога заверяет нас в том, что мы — Его дети.

III Радость, мир, долготерпение

Ап. Павел писал Филиппийцам:

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Флп 4:4).

Порой испытания и трудности, неизбежные в жизни, не дают человеку чувствовать себя счастливым. Но Павел и не говорит своим читателям, чтобы они всегда чувствовали себя счастливыми. Его призыв звучит иначе, а именно: Радуйтесь всегда в Господе. В 4 стихе он повторяет дважды: «радуйтесь». Дело в том, что Христос Сам по Себе — и только Он — является сферою и неиссякаемым источником радости.

Конечно, в жизни христиан нередко складываются такие обстоятельства, в которых невозможно чувствовать себя счастливым. Однако и в них верующие могут радоваться в Господе. Сам Павел был отличным тому примером, ибо и тогда, когда подвергался преследованиям, сидел в тюрьме, готовился к смерти, т. е. в самых, казалось бы, горестных обстоятельствах, оставался человеком, которого не покидало ощущение внутренней радости.

Есть два вида радости: радость мирская и радость в Господе. В чем их радикальное различие? Мирская радость заключается в удовлетворении своих эгоистичных потребностей, порой в ущерб ближнему. Радость в Господе названа еще совершенной радостью. Совершенная радость приходит от удовлетворения соделанного добра ближнему. Вот пример истинной радости:

«А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью» (Лк 15:5).

Говоря о мире, о душевном, внутреннем мире, мы можем констатировать, что он приходит в результате оправдания верой в Господа нашего Иисуса Христа (Рим 5:1). Связывая мир с оправданием человека через веру, Павел ещё более поясняет, что оправдание не есть только урегулирование отношений грешников с Богом в рамках закона. Одно прощение ещё не приносит мира. Человек, получивший прощение за какое-либо преступление, обыкновенно ощущает чувство благодарности к своему благодетелю и страстное желание не терять эти добрые отношения с Ним, и это удовлетворяет его и умиротворяет внутреннее состояние.

Вот теперь начинается процесс освящения. Если бы оправдание имело только единственное Божье деяние, то оно находилось бы в явном противоречии с планом Божиим относительно воспитания нас до полного совершенства. Единственный путь, посредством которого Божественный образ может быть восстановлен в падшем человечестве, есть постоянное общение с Иисусом Христом через веру. Поэтому Бог не только прощает, но и примиряет. Он, если можно так выразиться, ставит нас в правильное отношение с Собой. Он обращается с нами так, как будто мы никогда и не грешили, вменяя нам праведность Своего Сына, которая покрывает наши прошлые грехи. Но Он приглашает также нас иметь общение с Иисусом, которое позволит нам иметь уверенность в будущем и даст нам пример, как нам поступать в нашей жизни.

Когда мы находимся в мире с Богом, Святой Дух побуждает нас быть добрыми и терпеливыми к другим людям. Благодаря тому, что Бог мира будет с нами посредством пребывания в нас Святого Духа, мы не будем сварливыми и мстительными. Мы будем стремиться иметь мир со всеми, насколько это возможно.

Долготерпение или самоконтроль. В современном обществе понятие «сам» широко известно. В книжном магазине литературе по самосовершенствованию отведен самый большой отдел. Нас призывают самостоятельно отстаивать свои права в конфликтах с медицинскими работниками; родители стремятся помочь своим детям повысить самооценку; и мы пытаемся найти в своем безумно перегруженном расписании время для заботы о самих себе. И хотя в чистом виде в этих стремлениях нет ничего предосудительного, из-за греховного побуждения сосредоточить все свое внимание только на себе самоконтроль для нас становится практически недоступным.

Но Бог предусмотрел решение этой проблемы. В Гал 5:23 говорится, что кротость и умение владеть собой являются плодом Духа. В данном контексте слово плод означает что-либо производимое или накапливающееся. Внимательно изучив эти качества, мы видим, что каждое из них является необходимой базой для формирования следующего. К примеру, если вы стараетесь любить, весьма вероятно, испытаете и радость. Лучший пример — это радость нашего Господа, когда Он сотворил человека по образу Своему и когда было найдено решение проблемы греха через искупительную жертву. После радости, превосходящей простую веселость, к нам приходит мир. Пребывая в мире, можно стойко (или терпеливо) переносить все, что происходит. А терпеливый дух легче контролирует всплески эгоизма.

IV Благость, милосердие, вера (верность)

Вот следующие три компонента плода Святого Духа: благость, милосердие, вера. Начнем с благости. Что такое «благость»? В современном русском языке оно не употребляется, оно ушло уже в архаизм. Хотя двух коренные слова остались, такие как благодарность, благоразумие, благословение, благотворительность. Хотя последние два слова тоже уже в светской литературе и в СМИ не встречаются, они заменены новыми словами, такими как «поощрение» и «гуманитарность».

Что подразумевает само слово благость? Приятный, умиротворяющий, приносящий благо. Отсюда «благосклонный», «доброжелательный», «благожелательный». Итак, благость – желание людям добра. И нанизывается на это качество следующее «милосердие». Недостаточно иметь доброе пожелание по отношению к людям, нужно иметь открытое сердце для удовлетворения нужд ближних. То есть, милосердие, это любовь в действии. Вспомните притчу о милосердном самарянине. Он назван милосердным, потому что проявил благость не на словах, а на деле.

Говоря о вере, Писание больше подразумевает не веру во что-то или даже в кого-то, а доверие кому-то. Мы читаем:

«Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк 18:8).

Речь идет не о верующих в Бога, сегодня почти все верят в Бога, Христос говорит о доверившихся Ему. На русском языке мы имеем одно слово на два понятия, поэтому надо в каждом случае исходить из контекста, о чем идет речь. Ап. Петр хорошо подчеркивает два значения этого понятия:

«Уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога» (1 Петр 1:21).

Он пишет о тех, кто уже уверовал в Бога. Но теперь им предстоит иметь веру (доверие) и упование на Бога. Уверовавшие через Иисуса Христа доверили свою жизнь Богу. А раз доверили жизнь Богу, то это слово приобретает третий оттенок – верность. Верность Богу в исполнении Его Закона и верность финансовая в возвращении средств, принадлежащих Ему. А верность – это надежность союза и исполнение обещанного. И эта верность возможна благодаря действию Святого Духа.

V Кротость и воздержание.

Что такое кротость? Человек кроткий, это незлобивый, покорный, смирный. В Нагорной проповеди мы читаем:

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф 5:5).

Так, кто такие кроткие? И какая земля будет отдана им в наследство? Давайте разберем. Слово, которое стоит в оригинале ????? пра`ис, имеет значение: кроткий, смиренный. Но не хотелось бы, чтобы это качество характера мы неправильно поняли. Кроткий, это не тот, кто нагнется и позволит, чтобы об него вытирали ноги. Интересный подход к этому вопросу мы находим у греческого философа Аристотеля, который определял не только кротость, но и каждую добродетель как среднее между крайностями, то есть, золотую середину. Так, например, — пишет он, — «одна крайность – расточительный, другая крайность – скряга, а посередине – щедрый человек. А о кротости он пишет, как о чем-то среднем между чрезмерным гневом и чрезмерной незлобивостью».

Кротость, это еще и свобода от гордыни. Если мы мертвы для греха, значит мертвы. Попробуйте похвалить мертвого человека, он как-нибудь на это отреагирует? А попробуйте покричать на него, да посильней. Он вам что-нибудь ответит на это? Вот так мы должны быть мертвы для греха.

Кротость, это также и осознание своего невежества. Один из великих римских учителей ораторского искусства Квинтилиан говорил о своих учениках: «Они, несомненно, были бы отличными учениками, если бы не были убеждены в том, что все знают». Человек, у которого нет скромности, не может научиться ничему, потому что первый шаг к учению – осознание своего невежества. Никто не может научить человека, который уже все знает. Без скромности не может быть любви, ибо в основе любви лежит чувство своей недостойности. Без скромности не может быть подлинной религии, ибо каждая религия начинается с осознания нашей слабости и нашей потребности в Боге. Человек только тогда достигает подлинной зрелости, когда осознает, что он – создание, а Бог – его Создатель, и что без Бога он не сможет сделать ничего.

Но ????? пра`ис употребляется в оригинале еще и в таком смысле: контроль каждого своего желания, обуздание всяких порывов и взрывов чувств. Кроткий человек, это тот, кто полностью владеет собой, то есть, он во всем сдержанный. Но это значение не совсем отражает то, что Бог от нас ожидает. Приведу пример: «Что мне делать со своим мужем?» – просила одна женщина совет у своей подруги. Подруга ей посоветовала: «А ты делай так, как делаю я. Когда муж не в настроении и кричит, ты набери воду в рот». «Ну, как, помогло?» – встретившись позже, спросила подруга. «Нет, у меня вода закипела во рту, и я ее выплюнула ему прямо в лицо». Бог желает вписать закон нам в сердце, чтобы и без воды во рту гнев не имел у нас места.

Кроткие, — говорит Иисус, — наследуют землю. Это уже эсхатологический аспект обетования. Хотя история показывает, что величия достигали люди уже здесь на земле, это были люди, способные управлять своими страстями, порывами и инстинктами, одним словом, люди кроткие. В Книге Чисел сказано о Моисее: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числ 12:3). Моисей не был безвольным и бесхарактерным человеком; он мог быть неистово гневным; но держал свой гнев в узде, а иногда тоже срывался. Автор Книги Притчей Соломоновых пишет: «Владеющий собой лучше завоевателя города» (Прит 16:32).

Последним качеством плода Духа является воздержание, или самоконтроль, можно назвать это и самообладанием. Петр в так называемой Лестнице Петра также раскрывает это качество. Мы читаем:

«В рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие» (2 Петра 1:6).

Воздержание – это не узкий какой-то аспект, это воздержание во всем, что вредно нам самим, что греховно и что приносит ближнему неприятные чувства. Мы называем это качество плода еще христианским воздержанием. Я не буду в этом уроке раскрывать все аспекты невоздержания, остановлюсь на главном, победив которое, с Божьей силой будет легче бороться с остальными. Это воздержание в аппетите. Приведу пару выдержек из книги «Вести к молодежи».

«Миссионерская работа в области медицины имеет замечательные перспективы. Невоздержание в еде и пренебрежение законами природы часто являются причиной многих болезней и бесчестия Бога. Не желая идти путём самоотречения, многие дети Божьи не способны подняться на тот высокий духовный уровень, который Он предлагает им. Учите людей не столько тому, как вылечиться от болезней, сколько тому, как лучше сохранить своё здоровье. Мы должны быть мудрыми воспитателями, уча людей избегать самоугождения. Видя несчастье, уродства и болезни, которые стали уделом человечества в результате неведения, можем ли мы оставаться в стороне, когда незнающие нуждаются в просвещении и страждущие ждут нашего сочувствия и помощи?» (Вести для молодёжи, стр. 218).

«Бог не разрешает человеку нарушать законы его естества. Но человек, поддавшись искушениям сатаны, проявляет невоздержание и подчиняет высшие способности своего существа животным чувствам. Когда последние одерживают над ним верх, тогда он как творение, только немного уступая ангелам, и наделённый способностью к самому высокому развитию, отдаст себя во власть сатаны. Те, которые являются рабами своего аппетита, становятся лёгкой добычей сатаны. Вследствие своего невоздержания одни теряют половину, а другие две трети своих физических, умственных и нравственных сил, и таким образом делаются игрушкой врага» (Вести для молодёжи, стр. 236).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Плод Духа — это результат действия Божьей любви, которая изливается на человечество самыми разными путями, которые связаны между собой. Самопожертвование произведет плод Духа, в котором, как в зеркале, отразится жертва Христа на кресте. Плод появляется не в результате наших попыток угодить Богу, а как следствие работы в нас Святого Духа. Духовный опыт складывается из нашего стремления связать свою жизнь с Богом и во всех своих делах являть Христа. Только развивая эти отношения, мы сможем ощутить и показать миру Божью любовь, благодаря которой мы и приносим плод, прилепившись ко Христу, нашей виноградной Лозе. Связь с Богом, нашим Садовником, позволяет обрезать омертвевшие фрагменты нашей жизни, чтобы плоды могли расти свободно.

Принимая осознанные решения, мы становимся способны приносить плод, происхождение которого не подлежит сомнению: он — с дерева Божьего. Полагая основание своей веры во Христе и питаясь плодом, который Он приносит вместе с другими христианами, мы можем возрастать и дальше, ища новые возможности для развития. Наши отношения со Святым Духом напрямую связаны с приносимым нами плодом Духа — любовью, радостью, миром, стойкостью, добротой, щедростью, верностью, кротостью и самообладанием. Если каждый момент нашей жизни и отношения станут бескорыстной демонстрацией плода Духа, мы сможем достичь на этом пути еще большего.

Пастор Александр Серков