За гранью трехмерного измерения или Бог в неприступном свете

Эту тему я предлагаю в помощь тем, кто проводит уроки субботней школы. Много негативных нюансов появляется в соцсетях, подрывающих здравый смысл толкования богословского понятия о триединстве Божества.

Самая главная ошибка некоторых богословов в отношении Бога заключается в том, что у них слишком иррациональный подход к этому весьма важному вопросу. Почему такое происходит?

Да, действительно, нам людям, обитающим в среде трехмерного измерения, трудно и даже невозможно понять природу обитателей других миров в совершенно ином измерении.

АНГЕЛЫ

Давайте начнем с ангелов. Я не думаю, что кто-то не верит в то, что ангелы существуют, в отличие от нас, в другом измерении. Это очевидно, они рядом с нами, но мы их не видим, не слышим и не сталкиваемся с ними, потому что нам невозможно их осязать, они в другом измерении. Это точно так, как вокруг нас всюду находятся радиоволны, теле и интернет волны. Мы их не видим, не ощущаем, но они есть и прямо с нами. Стоит только включить специальный прибор и все эти волнообразные импульсы оживают.

Но вполне ли мы осознаем факт существования разных сфер измерения на практике? Как мы представляем передвижение ангелов от Бога к нам людям и обратно? На практике у нас получается чуть ли не так, как видел во сне Иаков передвижение ангелов. Помните, что ему было показано во сне? Читаю:

«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Быт. 28:12).

Мы так и представляем? — лестница до самого неба и ангелы идут: одни туда, другие обратно. Я не думаю, что вы представляете это буквально. Не знаю, как это воспринял Иаков, какое у него осталось представление о реальном передвижении ангелов, но ему было показано именно так, как он мог это понять в масштабах цивилизации его времени. А вот Илия вознесся на небо уже на колеснице. Мы читаем:

11 Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо (4Цар.2:11).

Как это вы себе представляете? В самом ли деле Илия путешествовал на небо на огненной колеснице с огненными конями и в сопровождении вихря или так Бог дал увидеть Елисею? Если кто-то считает, что это так и было, потому что об этом написано в Библии, то пусть он подсчитает, прибудет ли Илия в пункт назначения хотя бы к концу тысячелетнего царства, которое еще не наступило, если он двигается хотя бы со скорость современной ракеты?!

Вот в том-то и вся проблема, что мы пытаемся измерять всё своим трехмерным восприятием. И мы тогда в недоумении, как это ангелы могут так скоро прийти нам на помощь, если в момент острой нужды их потребуется больше, чем один ангел хранитель, который постоянно с нами? Ведь такое может случиться. Мы читаем:

«Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26:53).

И как быстро ангелы пребудут на нашу землю к нам? Вмиг. О чем это говорит? Что это далеко за пределами нашего понимания, которое весьма ограничено. Как-то Петр Леонидович Капица в своих философских размышлениях предложил такой вариант быстрого передвижения с неба на землю и обратно. Он взял длинный шланг, скрученный в рулон и говорит: «Таракану предстоит с одного конца шланга пройти путь в другой конец расстоянием в 100 метров. Но он может сократить это расстояние, если прогрызет шланг в соприкосновении его с концом этого же шланга, и сразу же окажется в конце пути. Что-то виткообразное возможно существует во Вселенной, и путь можно как-то сократить». Но это философский подход к сокращению пути, на самом деле все гораздо проще на пути от человека к Богу, и от Бога к нам.

Приведу пример. Одним нажатием на клавишу мышки я вдруг оказался на инаугурации президента Америки Трампа. И Трамп, будучи в Вашингтоне, оказался у меня в комнате, прямо на моем мониторе он положил руку на две Библии и в моей комнате на весь дом произносил свою речь. Это что, чудо? Да, нет, к этому мы уже привыкли, ничего здесь особенного для нас уже нет. И не нужно было мне ни на огненной колеснице с огненными конями и подгоняемый вихрем добираться в Америку, ни срезать путь через Аляску, я нажал клавишу и расстояние преодолено почти в миг.

А как в отношении разных измерений ангелов и людей? Неужели современный научный прогресс не учит нас, что ангелы не крыльями машут, чтобы летать с неба на землю и обратно?! Они просто в другом, отличном от нашего, измерении, и подчинены другой закономерности, познать которую нашим трехмерным представлением просто невозможно.

А как обстоит дело с Богом и Его обитанием во Вселенной, Им же созданной? А может Он вообще вне сотворенной Им Вселенной? Может Его сфера обитания за пределами материальной Вселенной? Вот мы сидим перед монитором своего компьютера. Мы в одном измерении, а то, что происходит перед нами, то, что мы видим, слышим – в другом. Мы видим, слышим ну, и все…ни поговорить, ни за руку поздороваться мы не можем с тем, кто перед нами на мониторе. Сегодня человек изобрел уже трехмерное видеоизображение, и нас не удивит, если на мониторе нашего компьютера в скором будущем мы будем смотреть в трехмерном изображении съезд Ген. Конференции. И это даже не говоря о голографии будущего. Для тех, кто не знаком с понятием, что такое голография, поясняю: «Это набор технологий для точной записи, воспроизведения и переформирования волновых полей оптического электромагнитного излучения, особый фотографический метод, при котором с помощью лазера регистрируются, а затем восстанавливаются изображения трехмерных объектов, в высшей степени похожие на реальные». Но ни в голографии, ни на мониторе с трехмерным изображением мы не можем попросить: «Дорогой друг, налей, пожалуйста, стакан воды и подай мне с монитора». Мы в разных измерениях. Что можем мы предпринять для того, чтобы пообщаться с теми, кого видим на мониторе? Нам надо быть в одном измерении. Что мы можем предпринять, чтобы попасть в другое измерение? В нашем общем измерении заснять ролик, как мы общаемся и поместить его в компьютер, и мы окажемся вместе с друзьями в том двухмерном измерении.

К чему я подвел эту мысль? Подобно тому, как мы находимся в другом измерении по отношению к радио, теле и интернет волнам, которые вокруг нас и которые без специального прибора невозможно ни видеть, ни слышать, ни осязать, так и Бог обитает по отношению к нам совершенно в другой сфере, в ином измерении. И с ангелами мы в разных измерениях. Много мы знаем об ангелах? Ровно столько, сколько нам открыто. А как нам открыты ангелы, буквально или символически? Можем мы нашим трехмерным восприятием познать физиологию ангела: состав его тела, конфигурацию, метод его передвижения? Нам это невозможно. Это равносильно тому, если пиксел картинки на нашем мониторе удивляется: как это пикселы на видеофайле умудряются двигаться и как-то у них все это движение сопровождается еще и звуком.

Но Богу надо было как-то дать нам людям информацию о служении ангелов и о присутствии их среди нас. Как это сделать? Только через символы. И как в символе представлен нам ангел? Красивое человекообразное существо, но оно ни мужского, ни женского пола. Ангел как-то летает, и он представлен нам крылатым. А некоторые ангелы, которые ближе к Богу, имеют даже по шесть крыльев. И из чего состоят эти крылья? Из перьев? Возможно ли было людям объяснить некое существо, которое передвигается с большой скоростью от престола Бога и обратно без помощи крыльев? Люди знали один метод полета, как это происходит у птиц. А вот о серафимах мы читаем:

«Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6:2).

Вы буквально так и представляете себе серафимов? Представьте себе со стороны Бога, перед Которым они находятся: двумя крыльями закрывают лицо, двумя – ноги; это фактически сплошной крылатый щит, ни они Бога не видят, и перед Богом одни крылья. И еще у них есть два крыла, которыми они, взмахнув, летают. Если кто-то именно так представляет серафимов, как дано было увидеть пророку в видении, именно буквально так, а не в символе, советую прочитать еще одно описание, это описание Христа на небе:

12 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников
13 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:
14 глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;
15 и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.
16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей (Откр.1:12-16).

Неужели Христос буквально нарядился в огненно-снежно-медно-золотые одежды, поставил семь светильников и, взяв в рот острый с обеих сторон меч, расхаживает среди светильников? Как вы это представляете, в реальности это происходило либо происходит или это Иоанну было дано символическое видение? Я вижу последнее.

Я слышал от одного видного проповедника описание размера ангела. Он заявил, что ангелы размером со спичечную головку, потому что мы читаем, что в одного человека вместился целый легион (шесть тысяч) ангелов. Он поделил массу человеческого тела на шесть тысяч и получил массу тела одного ангела, ведь они все находились в человеке. Вот только он не учел, что их могло быть не один, а три легиона. Тогда по его подсчетам параметры ангелов еще уменьшатся. А из Марии Иисус изгнал семь бесов. Им уже просторней было находиться в Марии, если учесть такое вычисление размеров ангелов. Вы такое объяснение слышали? Я слышал. Это одно и то же, если попытаться определить размер лошади, поделив параметры легкового автомобиля, имеющего мощность сто пятьдесят лошадиных сил, на сто пятьдесят. Наверно при таком подсчете лошадь должна быть размером с наперсток. А если подсчитывать размер лошади по спортивной машине? Мы придем к выводу, что лошадь размером с маковое зерно. Благо, что лошадей мы знаем, мы их видим, потому что мы с ними в одном измерении; а вот об ангелах, которые вообще в другом измерении, нашей фантазии нет границ, и особенно если у нас слабовато со здравым смыслом, тогда приходим мы к самым нелепым выводам.

Давайте теперь обратимся к нам людям в нашем измерении и противопоставим себя Богу в Его измерении. Если мы об ангелах знаем не больше, чем нам они открыты в образах, что мы вообще знаем о Боге? Не больше, чем пиксел нашего монитора знает о Вовочке, сидящем перед монитором и тем более о тех, кто создал сам компьютер. Ну, все-таки, что-то мы знаем о Боге? Немного знаем, а знаем мы то, что нам открыто, и при том открыто в образах. Открыв Библию, мы читаем самые первые слова о Боге:

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).

Потом мы читаем:

«И сотворил Бог человека» (Быт.1:27).

Это что-то вроде: сказал пиксел пикселу: «В начале сконструировал человек компьютер, потом изобрел нас пикселов и поместил нас в монитор компьютера». Много пикселы знают о человеке? Может они спорят, рассуждая о человеке примерно так, один пиксел заявляет: «Человек – это огромный-огромный пиксел, он настолько огромный, что заполняет собой примерно квадратный сантиметр в самом центре монитора, и, если ему понадобится, он может даже к нам добраться; а нам до него добрать вообще невозможно, это можно осуществить только путем желания в надежде когда-то с ним встретиться». Другой выводит свою гипотезу: «Не обязательно ему быть очень большим, он может быть такой же, как мы, только он такой яркий, блестящий, что мы, если его увидим, сразу исчезнем.

Чем наше представление о Боге отличается от представлений пикселов о человеке? Кто-то представляет Бога огромным человекообразным Существом: с ногами, руками, головой, глазами, ушами, ну, точно таким, как человек, ведь Он видит, слышит, разговаривает, только Он большой, и главное – Бог имеет какую-то сверхъестественную силу. Кто-то, возражая ему, заявляет: «Не обязательно Ему быть очень большим, мы же читаем: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1:27). И написано также: Не прибавь и не убавь. Значит Бог точно такой, как Адам, и по конфигурации, и по размеру, но только Он Всемогущий».

Отчего все это происходит, вся эта примитивная мыслительная интерпретация Бога? Далеко ли мы ушли от умозаключений пикселов? Вся наша проблема в том, что о Боге мы строим концепцию, исходя из образов, которыми Бог открывается нам. А может ли Он открыться иначе? Никак. Мы читаем: «Бога никто никогда не видел» (1 Ин. 4:12). Вы верите этим словам? Я верю, потому что это просто невозможно. Может пиксел видеть человека? Можем мы видеть радиоволны обычными нашими глазами без соответствующих приборов? Тоже нет. Мы в разных измерениях. По отношению к нам Бог в другом измерении, мы – низшие, а Бог — Творец. Бог может нас знать, даже проникнуть в наши мысли, мы же в сферу Бога проникнуть не можем. Точно так, как человек может разобрать автомобиль до последнего болтика, а потом собрать его, заменив все негодные детали, но поменяться ролями автомобиль с человеком не может.

Как Бог открывает Себя человеку? Так как мы не можем увидеть Бога в Его измерении, Он открывается нам в символах, доступных для нашего понимания. Он использует символы, образы, сравнения. И притом пророки, которым Бог открывался в символе, для описания использовали те слова, которые у нас в обиходе. У нас нет специальных Божественных слов. И мы начинаем тогда Бога «рисовать» в своем сознании и воображении, исходя из символов. Вот самый примитивный вопрос, который мне задавали: «О Боге мы читаем: есть Отец, есть и Сын, а где же мать?» Представляю, что было бы, если бы две Личности Божества были бы открыты нам не в образе «Отца» и «Сына», а в символе «Отца» и «Матери». Сколько было бы приземленных толкований о Боге!

СИМВОЛЫ БОГА

Давайте посмотрим, в каких символах открылся нам Бог. Я не буду в Писании выискивать все-все символы, нам достаточно рассмотреть лишь некоторые из них, чтобы убедиться в том, что Бог нам через пророков не в онлайн был показан, а в том или ином образе. Например, мы читаем:

«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» (Дан. 7:13).

Давайте попробуем представить эту картину как буквально происходящее в Божественном измерении. Во-первых, фигурируют здесь облака. Это что, у Бога в Его измерении присутствуют облака, а значит и дождь идет иногда? Нет, просто люди представляли местонахождение Бога где-то на облаках. И атеисты рисовали бога, как старенького дедушку (как и Даниил видел в видении «Ветхого днями»), сидящим на облаках и из лейки поливающим дождик на землю. Возможно Иакову не трудно было представить буквальную лестницу, как ему было показано в видении, которая, хоть и невидима, но стоит, опершись об облака, на которых обитает Бог, и какой-то километр-полтора, да еще при помощи крыльев, ангелы спускаются и поднимаются по этой лестнице. Или читаем мы такое место Писания, это та же седьмая глава Даниила:

9 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь.
10 Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.

Вы можете представить это буквально? «поставили престолы (очень роскошные кресла)»; дальше описан «Ветхий днями», у Которого особая одежда, особая прическа и весьма загадочный пламенный престол на пылающих огненных колесах, и огненная река проходила пред Ним. Потом сели судьи и раскрылись книги. Это что, Даниилу по телемосту была показана реальная сцена суда, или это символическое видение? Читая дальше сюжет этого видения, у нас не остается никаких сомнений считать, что все это лишь символы:

11 Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню.

Вы можете представить буквально исполнившуюся сцену описанного? «рог говорил»; «зверя убили прямо на глазах Даниила»; тело зверя перемололи (в мясорубке) и сожгли на огне. Если кто-то хочет верить в это буквально, верьте, я с вами полемизировать не буду. И аргументы у вас сильные: это написано в Библии, и Даниил свидетель тому. Люди доказывают о существовании загробной жизни, о существовании рая и ада на основании слов, сказанных самим Христом в притче о богаче и Лазаре, и их переубедить почти невозможно, потому что они не могут отличить историю от притчи, образы от реальности.

Мы читаем констатацию Павла:

«Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16).

«В неприступном свете». Здесь греческое слово «апроситон» — неприступный, недоступный, недосягаемый. Естественно, Его обитание в ином, отличном от нашего, измерении, и поэтому Он для нас недосягаем, недоступен.

Что Богу приходится совершать, чтобы предстать перед человеком? Ему надо явиться в нашем материальном трехмерном измерении. Не знаю, каким образом Он приходил к Адаму до грехопадения; как Он являлся Иакову, мы читаем только:

9 И явился Бог Иакову по возвращении его из Месопотамии, и благословил его,
10 и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль (Быт.35:9-10).

Но вот к Аврааму Он приходил так:

1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.
2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли (Быт.18:1-2).

Бог и два ангела явились в образе обычных людей. А как иначе они могли бы предстать перед человеком? Либо в каком-то образе, либо такими существами, как человек. Но не всегда Бог представал перед человеком в образе человека, Он являлся и в символе. Моисею Он явился в образе горящего, но не сгорающего куста. Израильтян Он вел по пустыне в образе столпа облачного и огненного.

ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА ЛЮДЯМ

Почему Христос воплотился в человеческую плоть? Мы говорим: «Чтобы быть ближе к нам». Да, это одна из причин. А как Он мог иначе общаться с нами людьми? Как Он мог явить Божественный характер? Только живя в теле, подобном нашему. Он вошел в наше трехмерное измерение и стал как мы.

ПРИШЕСТВИЕ УТЕШИТЕЛЯ

Прочитаем текст Писания:

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14:16).

Здесь явно фигурируют три Личности: «Я», «Отец» и «другой Утешитель». Как некоторые богословы ни пытаются укоротить этот список, хотя бы до двух, но от факта никуда не уйдешь. А дело здесь вот в чем: кому-то показалось, что Дух Святой представлен слишком неодушевлённой Личностью. Давайте рассмотрим выдвигаемые аргументы. «О Духе сказано, — говорят некоторые богословы, — как о чем-то вообще беспредметном: то Он изливается на кого-то, то наполняет дом, а то какими-то пламенными языками представлен». И заявляют тогда по-детски несмышлёно: «Личность не может изливаться». А что здесь удивительного? А Бог разве не являлся в несгораемом кусте, в столпе облачном и огненном, в образе тумана во Святом святых? Символы – они и есть символы. Христос тоже представлен в образе зарезанного Барашки, в образе Льва из колена Иуды. Ну и что здесь удивительного? Бог — не куст горящий, не — столп; Христос не молодой баран и не лев; и Дух Святой – не ветер, не огонь, не елей. Это все символы.

Говорят, что «Дух» – не удачное название, это не соответствует древнееврейскому слову «руах». Да нет, очень даже соответствует. Давайте вникнем в этимологию этого слова. Древнееврейское «руах», а греческое «пнэума» — переводится как «ветер, дыхание, дуновение, воздух». Все эти значения относятся к тому, что невидимо для человеческих глаз, и подразумевают силу в действии. Значение этого слова имеет и переносное значение, это и жизненная сила, которая действует в земных созданиях, и сила, которая исходит из символического сердца человека и побуждает его говорить или поступать тем или иным образом, и вдохновленные высказывания из невидимого источника, от духовных личностей, и действующая сила Бога через одну из Божественных Личностей. Но в этом случае добавляется еще Святой и Божий – «Дух Святой» или «Дух Божий». Какова этимология слова «дух». Да, если любого мальчика остановить на улице и спросить его: «Что ты представляешь под словом дух?» Естественно, он начнет рассказывать о каких-то приведениях. И любой словарь слово «дух» описывает в этом же ключе привидений и кошмаров. Но Дух, Божественная личность, названа не просто Духом, но с добавлением «Святой» или «Божий». Вот теперь спросите любого человека на улице: Что такое «Дух Святой?». О привидениях говорить он уже не станет.

Но среди христиан есть такие, которые считают, что это не личность, а что-то вроде Божьего ветерка. Почему так происходит? Они берут буквальное значение древнееврейского слова «руах» и древнегреческого «пнеума» и говорят, что личность не может быть ветром, дыханием, дуновением, воздухом. И даже заявляют, что вместо Дух Святой надо перевести «святой ветер»; и тогда богодухновенность и личностные характеристики этого термина утратят свое значение. Хочу сказать, что термин «дух» как раз и отражает значение и древнееврейского и древнегреческого слов, так как корень этого слова «ду», от которого происходят слова «дуть», «дуновение», «воздух».

Почему Дух Святой изображен таким символом, символом ветра? Мы не можем втиснуть Духа Святого в какие-то рамки. Подобно ветру, который мы не видим, не знаем, откуда и куда он движется, так и Дух Святой не видим. Но, подобно тому, как присутствие ветра мы можем определить по его действиям, так и Дух Святой мы определяем по Его действиям, изменяющим нас и преобразующим в Божий образ и подобие. Но символическое название личности нисколько не влияет на статус самой личности. Слово «Бог» само по себе тоже не несет в себе что-то сверхъестественное. Это корень, от которого происходят слова: «богач», «богатство». И слово «Господь» — означает в первом значении просто «господин». Так что само название Божественных Личностей в первом значении может означать совершенно не то, что мы вкладываем в это слово. Поэтому не стоит удивляться таким выражениям, как «Бог», «Господь», «Дух». У нас нет специальных потусторонних слов, поэтому всему тому, что находится за гранью нашего трехмерного измерения, мы даем название, выбирая наши человеческие слова. И слово «ангел», которое мы произносим по-русски, это еврейское слово «малеак», так и греческое — «ангелос» имеют значение «посланник». Все так условно, все символично, потому что мы и с ангелами, и с Богом в разных измерениях.

Так что, находясь в одном измерении, будем довольствоваться той информацией о Боге, которую мы имеем. И не будем опираться на символы, которыми представлен нам Бог, как на критерии Его сущности и природы. А что нам больше всего надо понять? Характер Бога. Христос явил характер Бога вполне, находясь с нами в нашем теле и в нашем трехмерном измерении.

ТРИ В ОДНОМ

Говоря о Боге, как об одном или едином, и в то же время, как о тройственном или другими словами – «три в одном», нашим умом это трудно воспринимается, а кто-то вообще запутался в этой математике и «заблудился» в количестве всего трех цифр. Не помогают такие аналогии, как единая СЕМЬЯ, состоящая из нескольких человек, СОВЕТ из нечетного количества членов совета. Все равно наши оппоненты продолжают заявлять: написано «Бог един есть». Да, но в то время речь не шла о природе Бога вообще, в отличие от многих богов, которым поклонялись язычники, Бог един. Нет ни двух, ни трех живых Богов, есть один Бог в трех Личностях. И не три лица у одного Бога, а Бог триедин. Говорят, что нет таких слов в Библии, как «Триедин», или «Троица». Да, мы не против, таких слов в Библии нет. В Библии много чего нет. Библия – не справочник, выдающий нам готовые рецепты или какие-либо формулировки, или словосочетания или просто слова с заложенным в них окончательным значением. Поэтому написано: «Исследуйте Писание…». А исследовать – не значит вычитывать готовые формулы.

Мы имеем один текст Писания, который дает нам еще одну аналогию множества в одном. Я его цитирую:

«Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: На таковых нет закона» (Гал.5:22-23).

Скажите, сколько плодов Духа вы здесь насчитали: девять, восемь, семь или другой вариант? Хотя апостол Павел перечисляет девять различных аспектов этого плода, тем не менее это один плод, который следует рассматривать как единое целое. Слово «плод» стоит в единственном числе, и этим подразумевается, что упомянутые качества образуют некое единство, и все составляющие его должны быть присущи христианину, живущему под контролем Духа. Вы заметили, как тесно все переплетено: Бог – три в одном; плод Духа – девять в одном.

Еще одна особенность прослеживается в Триедином Боге. Создается впечатление, что Отец Небесный — самый главный из трех, хотя они все равны, но каждый выполняет свою функцию. Почему у нас возникает тенденция принимать некую подчиненность одной Личности другой? Причиной этому являются такие выражения, как «послал», «пошлю». Да, для выхода из кризиса во Вселенной и для спасения человечества, Христос добровольно подчинился Отцу, а Дух Святой Отцу и Сыну. Но в понятиях Неба, это подчинение не несет отрицательный характер. Христос выразил дух неба следующим образом: «Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою» (Мк 10:43). Понимаете, у Бога совсем по-другому построены взаимоотношения, совсем не привычные для нас. Вот и получается, наши оппоненты заявляют: Христос подчинен Отцу, значит Он не Божественная Личность. Логичен такой вывод? Нет. Давайте проведем аналогию. Допустим, президент, премьер министр и министр иностранных дел посовещавшись, приступили к выполнению намеченного ими на совещании. Естественно, не скажешь же, что министр иностранных дел послал премьера на выполнение задания. Все может произойти наоборот. А президент может дать поручение тому и другому. И что теперь, от этой подчиненности только президент является человеком, а премьер министр и министр чем-то являются меньшим, чем человек? Они что, от того, что подчинены, стали мухами? Нет. А почему возникает у нас сомнение в Божественности Духа Святого и Христа на основании подчиненности? Разве в России троевластие? Разве у нас три власти? А если учесть всех министров? Их много, но власть одна и единая. А когда-то при партократии говорили, что народ и партия – едины. И что?

Христос заявил о Себе: «Я и Отец – одно» (Ин 10:30). И что, теперь надо считать, что Отец сначала проявил Себя в Сыне, а потом в Духе? А такие заявления есть. Вы слышали? Я слышал. Но Христос предложил и ученикам быть едиными с Ним и друг с другом. А как быть здесь? Вот в том-то и дело, не надо отвергать третью Личность Божества, Которая наставляет нас на всякую истину, тогда мы не будем блуждать в богословских дебрях.

Пастор Александр Серков