Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 6

В пяти уроках мы в основном знакомились со Святым Духом. Выявили то, что нам открыто об этой Личности Божества.

Теперь нам предстоит рассмотреть практическую сторону деятельности Духа по отношению к нам людям.

Мы рассмотрим в этом уроке действие Духа на освящение нашей жизни.

 

I Святость Бога

Прочитаем памятный стих, который дан к этому уроку:

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес.5:23).

Дать кому-то что-то может тот, кто что-то сам имеет. Ап. Павел пишет фессалоникийцам о том, что Бог освятит нас во всей полноте, и не только освятит, но и сохранит в таком освященном состоянии. Давайте разберем, во-первых, что такое святость, а затем поговорим о святости Бога, Который обещает нас освящать. Святость – это одно из качеств Бога. Но как это качество применимо в нашем земном жизни? Святой человек – это какой человек? Очень часто приходится слышать определяющий признак святости, как отделенность. Говорят, что святой – значит отделенный. Это определение не совсем точное, оно косвенное и не вполне достаточное. Например, дерево познания добра и зла тоже было отделено, но оно не было святым, оно не было освящено. О дне же седьмом в творческую неделю мы читаем:

«И благословил Бог седьмой день, и освятил (греч. гигИасен) его» (Быт.2:3). Словарная форма греческого слова «гигИасен» (освятил) – «гагиАдзо» имеет значение «освятить», «посвятить». Таким образом, «святой» — это «посвященный» сугубо в положительном качестве, и сам корень этого определяющего слова «свят». В косвенном значении он отделен, но это не определяющее слово, так как и «козлы» будут отделены от «овец» для наказания вечного, потому что они не были освящены. Поэтому, если говорить о святом, как об отделенном, то только в положительном смысле. Святой – это чистый морально, избранный Божий. О таких людях мы читаем:

3 Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме (Ис.4:3).

В высшем смысле святым является только Бог, не имеющий ничего общего с грехом, с нечистотой. И Он говорит Своему народу: «Будьте святы, ибо Я свят» (1Пет 1:15-16). Всех христиан Священное Писание называет святыми (1Пет 2:9; Рим 12:13; 1Кор 6:2; Еф 5:3; Кол 3:12). И это дар Божий через заступничество Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Святыми названы и дети христиан (1Кор 7:14). Таким образом, и люди, и места, отделенные для Бога, и в которых (или на которых) пребывает Бог, называются святыми (Вт. 7:6; 14:2; 23:14; Чис. 6:5; Пс. 86:2; Дан. 9:16; Мф. 24:15; Мк. 6:20; Деян. 6:13; 2Пет. 1:18). Святыми являются: заповедь (2Пет. 2:21), завет (Лк. 1:72), суббота (Исх. 31:14; Ис. 58:13), Закон (Рим. 7:12). Святой может быть жизнь (2Пет. 3:11), но во всем этом проявляется святость Божия, ибо только Он свят и свято имя Его (Пс. 144:21). Поэтому мы читаем:
14 Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем,
15 но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках.
16 Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят (1Петр.1:14-16).

II Природа святости

Каждого христианина волнует вопрос о том, кем он является и кем стремится стать. Это борьба между реальностью и идеалом. Будучи посвященными христианами, мы стремимся отражать образ Иисуса во всех наших поступках, но время от времени уступаем своим греховным желаниям. Благая весть заключается в том, что мы приняты через Христа, искуплены Христом и оправданы Им. Мы получаем спасение посредством Его жертвы, а не достижением некоторого состояния совершенной святости или абсолютной безгрешности (см. Ефес.1:6-7: 2:8: Рим. 5:8-10). В контексте Его любви и благодати мы стремимся уподобиться Ему. Любовь Христа побуждает нас искать Его святости (см. 2Кор.5:14-15). Мы желаем быть похожими на Иисуса, ибо спасены Его благодатью (см. 1Иоан.3:1-3).

В течение этой недели сосредоточьте свои размышления на такой истине: мы стремимся к святости, потому что искуплены Божьей благодатью и желаем иметь такой же характер, как у Него. Священное Писание говорит: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1Иоан.4:19).

Прочитаем два текста Писания:

4 Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви (Еф.1:4).

25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф.5:25-27).

Вы почувствовали подоплеку, основу святости? На чем она зиждется? На любви и на непорочности. «Чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» и «дабы она была свята и непорочна».

Божья святость отражена в Его праведном, чистом характере, который, в сущности, является частью Его природы. Бог не может действовать в противоречии со Своей природой, поэтому все Его поступки всегда праведны, чисты и справедливы. Благодаря святости Бог отличается от всех сотворенных существ. Его любовь, милость, благость, справедливость и сострадание безграничны. Во всей Вселенной нет никого, подобного Ему (см. Лев.19:2; Пс.46:8; 1Петр.1:15-16).

Размышление над Божьей святостью побуждает нас отражать ее в нашей жизни (см. 2Кор.3:18). Эллен Уайт ясно говорит: «Интеллектуальная деятельность характеризуется тем, что в своем развитии человек постепенно достигает уровня тех, о которых тот более всего размышляет» (Патриархи и пророки, с. 597). Урок этой недели имеет две цели: 1) помочь членам класса осознать важность стремления к святой жизни; 2) побудить поддерживать святость в их жизни благодаря созерцанию святости Бога в Его Слове.

III Средство освящения

Возьмем два текста из Писания:

11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1Кор.6:11).

5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Титу 3:5).

Святой Дух совершает удивительные вещи, когда мы позволяем Ему войти в нашу жизнь. Постепенно мы начинаем видеть перемены в своем отношении к окружающим нас людям и обстоятельствам. Наш взгляд на жизнь тоже претерпевает изменения: появляется новое для нас стремление к небесному. Это отражается в наших поступках и характере, и мы начинаем свидетельствовать об Иисусе Христе. Жить освященной жизнью — значит открыто демонстрировать окружающим Святого Духа, пребывающего в нас. Освященная жизнь — это самое что ни есть подлинное отражение в нас характера Иисуса Христа. Из урока этой недели мы больше узнаем о роли Святого Духа и о том, как Он может указать нам путь к святой жизни.

С самого начала Святой Дух активно участвовал в сотворении мира (см. Быт. 1:2). Образ Святого Духа, носящегося над водой, напоминает птицу, заботящуюся о своем потомстве и защищающую его (см. Втор. 32:11). В этом мы видим пример заботы и защиты со стороны Святого Духа, Третьей Личности Божества. Хоть и незримое, присутствие Святого Духа можно найти во многих библейских историях. Еще до событий времен Пятидесятницы Иоиль пророчествовал об излитии Святого Духа на всех людей. Пророк предвидел время, когда помощь Духа Божьего будет доступна каждому верующему (см. Иоил. 2:28-29). Кроме того, мы читаем в Иез. 39:28-29, что Бог обещал освобождение из плена и излитие Духа на народ израильский, несмотря на то, что они были неверны Богу. Иоанн Креститель тоже говорил о крещении Святым Духом и огнем (см. Лк. 3:16). Иисус Христос сказал Своим ученикам, что Его уход будет благом для них, потому что, пока Он не уйдет, Святой Дух не сможет прийти (см. Ин. 16:7). Дух истины был послан, чтобы наставить нас на всякую истину (см. Ин. 16:13).

В Деян. 2 написано о сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы. Тогда Его явление верующим было очень зрелищным — порыв сильного ветра и языки пламени (см. Деян. 2:2-4). В праздник Пятидесятницы служение Святого Духа было подтверждено. Языки пламени сошли на многих верующих, символизируя собой присутствие Божье, доступное для всех, кто верит в Него (см. Деян. 2:3). Исполнившись Святого Духа, верующие начали говорить на разных языках и рассказывать о великих делах Божьих (см. Деян. 2:11).

В Библии описаны два способа прожить жизнь. Человек живет либо устремлениями собственной природы, либо устремлениями Духа (см. Рим. 8:9) и поступает либо по плоти, либо по Духу (см. Гал. 5: 25). Какой бы путь мы ни выбрали, Святой Дух будет продолжать напоминать нам о пути праведности. Он помогает нам возрастать в святости, поэтому мы должны постоянно просить о Его излитии. Ведь Иисус сказал: «Человек может дать начало только жизни человеческой, а Святой Дух является источником жизни духовной» (Ин. 3:6, пер. с англ.).

Как происходит сам процесс освящения? Кто для этого нужен? Мы читаем:

12 То и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат (Евр.13:12).

Мы были омыты, освящены и оправданы именем Иисуса Христа и Святого Духа (см. 1 Кор. 6:11). По своей природе человек грешен и желает противоположного Духу. Точно так же и Дух желает того, что противоположно этому миру (см. Гал. 5:17). Они ненавистны друг другу. Иисус Христос пострадал и искупил нас Своей собственной кровью, чтобы мы были святы (см. Евр. 13:12). Мы оправданы благодаря вере в Него. После оправдания начинается процесс освящения. Это — работа, которую совершает в нашей жизни Святой Дух. Освятить какую-либо вещь — значит отделить ее для особого использования; освятить человека — значит сделать его святым. В этом смысле процесс освящения подразумевает наше отделение от этого мира, благодаря чему, в свою очередь, в нас появляется святость, исходящая от Бога. Эта святость видна в нашей жизни, и люди замечают ее, даже когда мы ничего не говорим.

Чтобы одержать победу над грехом на своем жизненном пути, мы должны подвизаться добрым подвигом веры. В Евр. 12:1 нас призывают отрешиться «от всего, что гнетет нас», и вырваться «из сетей греха, в которые так легко попадаем» (ИПБ). Павел говорит о том, что мы должны с упорством совершать жизненный забег, сосредоточив свой взор на Иисусе Христе, Начале и Венце нашей веры. Святой Дух охотно наполнит Собой нашу жизнь, если мы будем готовы принять Его. Он не может заставить нас открыться Ему. Святость, явленная в нашем характере, всегда с нами. Дорога к небесам — это узкий путь, совсем не напоминающий прогулку по парку. Но Святой Дух будет рядом, направляя нас, пока мы не придем в ту небесную обитель, где будем жить с нашим Отцом.

IV Мерило святости — Божий Закон

С Законом Божьим у нас, у людей, всегда были проблемы. В данном случае я не имею в виду проблему соблюдения Закона, это другая тема. Проблема, о которой хочу сказать в этом уроке, имеет две крайности. Первая крайность консервативная: тщательным соблюдением закона я имею гарантию на спасение. Другая крайность – либерализм. В этой крайности Закон вообще не нужен, Христос пригвоздил его ко кресту, и мы спасаемся благодатью. Есть еще ультралиберальная позиция, это учение Кальвина – Бог настолько любящий, что в конце концов Он спасет всех, и даже сатану. Но в основном сегодня проявляются две первые позиции.

Когда беседуешь с инаковерующими о Законе, они говорят, что Закон не нужен, он дан был евреям. Но когда начинаешь с ними разбирать каждую заповедь по отдельности, то оказывается, не все заповеди Христос пригвоздил и не все заповеди даны только евреям. Все упирается в четвертую заповедь. Как-то в поезде на эту тему беседовал я с попутчиком. В конце концов, когда я сказал ему, что мы тоже спасаемся по благодати, он язвительно добавил: «А субботу соблюдаете на всякий случай»? Я хотел ответить ему: «А не прелюбодействуете Вы и не убиваете тоже на всякий случай, вдруг концепция спасения по благодати не сработает»? Но он тут-же встал, пересел к женщине и стал благовествовать ей, устрашая вечными муками в аду. Может кого-то именно муки ада удерживают от прелюбодеяния? Но в этом ли смысл и назначение Закона?

Вот и возникает вопрос: «Зачем нам нужен Закон Божий? Почему мы должны соблюдать его, если им мы не спасаемся? Интересный вопрос? Он не только интересный, но и актуальный. Для чего нужен Закон? Это мерило святости. Прочитаем два текста Писания:

12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра (Рим.7:12).

8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его (1Тим.1:8).

Мы видим, что Закон Божий отображает характер Бога. Жить жизнью, исполненной Духа, означает жить согласно Закону Божьему. Закон представляет собой неизменное правило Его святости. Установленный Божьим нравственным Законом стандарт неизменен, как Сам Бог. Закон Божий, характер Бога, Его святость – это полные синонимы. Святость — одно из качеств Бога. Следовательно, нас побуждают быть святыми, потому что Бог свят (см. 1 Петр. 1:14-16). Тот, Кто свят, призвал нас, и поэтому мы должны быть святы и в мыслях, и в делах. Нас учат не подчиняться этому миру и не потакать своим греховным желаниям и стремлению к наслаждениям. В Откр. 4:8 о триедином Боге говорится: «Свят, свят, свят». Мы видим, что святость — это сущность Божьего характера.

Исполнение Закона — это не законничество, а проявление верности. Закон не спасает нас и никогда не сможет этого сделать. Закон никогда не был путем ко спасению. Скорее, это путь спасенных. Мы соблюдаем Закон не для того, чтобы спастись, а потому что мы спасены. Закон, если можно так выразиться, — это обувь, в которую обулась наша странствующая любовь и проявляет себя.

Бог ожидает от Своего народа святости. Но быть святым в рамках греховной человеческой природы невозможно, и требовать святости от грешного существа — все равно, что искать стерильно чистый предмет в куче гниющего мусора. Бог понимает ситуацию, в которой мы находимся. Поэтому Иисус, исполненный бесконечной любви к человечеству, пришел в этот мир, чтобы спасти нас. Кровь Христа сделала нас святыми. Наши плотские сердца склонны поддаваться искушению и наслаждаются временными удовольствиями, которые предлагает грех. Иисус не оставил нас без помощи. После Его вознесения на небеса к нам был послан Утешитель, Святой Дух. Подобно тому, как Иисус ходил вместе со Своими учениками, совершая служение на земле, так и Святой Дух день за днем находится рядом с нами. Он — более чем некая сила, влияющая на нас. Он — Личность, Которую мы должны познать так же, как знаем Иисуса.

Прочитаем еще один текст Писания:

10 Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона (Рим.13:10).

В то время как правило и норма святости — Божий Закон, сердцем святости является любовь. Любовь — это ответ на спасительные действия Бога, и она проявляется в верности. Истинная любовь желает быть верной, она не отменяет Закон, а исполняет его.

V Стремясь к святости

У каждого человека есть какое-то стремление, какая-то у него есть цель в жизни. Какая цель стоит перед христианином? К чему он стремится? Мы читаем слова Павла:

22 Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 А обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Ефес.4:22-24).

И Тимофею он пишет:

21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2Тим.2:21).

Да, стремиться – это хорошо, а достичь – еще лучше. Желая обрести святость, мы ищем Самого Бога, Который свят. Святой Дух, Божественный Помощник, приходит нам на помощь и укрепляет нас в стремлении к святости, ведь святость — сущность характера Бога.

Каждого христианина волнует вопрос о том, кем он является и кем стремится стать. Это борьба между реальностью и идеалом. Будучи посвященными христианами, мы стремимся отражать образ Иисуса во всех наших поступках, но время от времени уступаем своим греховным желаниям. Благая весть заключается в том, что мы приняты через Христа, искуплены Христом и оправданы Им. Мы получаем спасение посредством Его жертвы, а не достижением некоторого состояния совершенной святости или абсолютной безгрешности (см. Ефес.1:6-7: 2:8: Рим. 5:8-10). В контексте Его любви и благодати мы стремимся уподобиться Ему. Любовь Христа побуждает нас искать Его святости (см. 2Кор.5:14-15). Мы желаем быть похожими на Иисуса, ибо спасены Его благодатью (см. 1Иоан.3:1-3).

Бог избрал нас еще до основания мира. Во Христе Он благословил нас всяким духовным благословением, чтобы мы могли отражать славу Его характера и искать Его святости. Святость — это постоянное уподобление Иисусу, чего нам следует достигать ежедневно с помощью силы Святого Духа, общаясь с Богом в молитве и через Его Слово. Святость — это результат созерцания красоты характера Христа.

В 11-й главе Послания евреям Бог представляет Свою галерею славы. Глава 12 начинается словами: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр.12:1). Метафора «облако свидетелей» отображает идею о соревнующемся атлете на древнем стадионе, которого подбадривали тысячи свидетелей. Апостол Павел говорит здесь, что герои веры прошлого поддерживают нас в нашем забеге до Царства. Они вдохновляют нас, чтобы мы стремились к святой жизни. «Запинающий нас грех» — это недостаток веры, отвращающий наш взор от праведности Христа и побуждающий нас полагаться на собственные силы. Полагаться на человеческие усилия, а не на Божью благодать — роковая ошибка. В таком случае мы надеемся на нашу слабость, а не на силу Христа.

Апостол призывает каждого верующего «взирать» на Иисуса, «начальника и совершителя» нашей веры (см. Евр.12:2). Библейский комментарий Церкви адвентистов седьмого дня объясняет этот текст: «Устремлять свой взор веры на Иисуса означает поддерживать непрерывный контакт с Тем, Кто является источником силы, Кто может укрепить нас в испытаниях и борьбе» (т. 7, с. 481). Слово «совершитель», использованное в тексте Евр.12:2, греческое тэлиотИн, означает того, кто совершает, выполняет, осуществляет, завершает.

Иисус — наш Спаситель и Господь. Он умер за нас и живет для нас. Христос оправдывает и освящает нас. Спаситель начал в нас благое дело и закончит его. Посредством служения Святого Духа, Третьей Личности Божества, мы возрастаем «в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Петр.3:18). Во Христе мы, являясь нечестивыми, приняты как святые и Его благодатью становимся святыми. Стремиться к святости в действительности означает искать Бога и иметь желание уподобиться Ему характером.

Апостол Павел говорит, что мы должны жить, как велит Дух, и не поддаваться плотской природе (см. Гал. 5:16). Плод Духа становится видным в нашей жизни, когда мы обретаем любовь, радость, мир, стойкость, доброту, щедрость, верность, кротость и умение владеть собой (см. Гал. 5:22, РБО). Более того, живя по Духу, мы должны «идти с Ним в ногу» (см. Гал. 5:25). Это подразумевает, что мы должны подчинить Святому Духу все аспекты своей жизни. По сути, еще до сотворения этого мира Бог избрал нас, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним (см. Еф. 1:4). Отношения Христа и церкви — это нечто сокровенное. Он так возлюбил мир, что принес искупительную жертву за каждого из нас (см. Еф. 5:25-27). Помня об этой истине, мы должны приложить все усилия, чтобы жить в мире со всеми людьми и быть праведными. Кроме того, нам сказано с полной серьезностью, что без святости мы не сможем увидеть Господа (см. Евр. 12:14). Идя своим собственным путем, мы не в состоянии искать лица Господа, потому что ослеплены миром.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Христиане призваны стремиться к освященной жизни. Для этого мы должны позволить Святому Духу войти в наше сердце. Будучи одной из Личностей Божества, Святой Дух существовал еще до зарождения Вселенной, и Его помощь по обетованию доступна каждому верующему. Какой это удивительный дар для нас! Святость является одним из качеств Бога. Именно благодаря Христу и Святому Духу мы освящены и можем обрести святость, несмотря на то, что на каждом шагу перед христианином расставлены искусителем греховные ловушки. На протяжении многих столетий Святой Дух совершал в людях Свою работу, вдохновляя библейских авторов, изливая дары, обновляя умы и сердца и указывая нам путь.

Иисус оставил нам Утешителя, чтобы мы могли воплощать принципы святости в своей повседневной жизни. По существу, изучая Слово Божье, мы должны уметь рассуждать и, следуя примеру Иисуса, в тишине смирять свою плоть и прислушиваться к голосу Бога. Святость — единственное, что мы возьмем с собой на небо. Бог — свят, а святость стремится к святости. Стремление достичь Царства Божьего можно считать стремлением к святой жизни, и результатом станет проявление в характере плода Духа. Этот плод будет виден в нашей повседневной жизни, дела плоти уйдут в тень, а присутствие незримого Святого Духа станет «заметным» для других. Пусть Господь благословит нас в этом.

Пастор Александр Серков