Стань Божьим первенцем

Читая Священное Писание, Библию, нельзя не заметить то, как часто акцентируется внимание на первородстве. Кажется, что это одна из основных тем не только Торы, но и всей Библии.

Библейская энциклопедия описывает первородство, как особенное право и преимущество старшего сына. Мы можем прочитать как патриарх Иаков в последние дни своей жизни обращаясь к своим сыновьям говорит: «Рувим, первенец мой! ты — крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества!» (Быт. 49:3).

Со времен патриархов первородный (или первенец) получал особые преимущества. Старшего сына посвящали Господу, он имел особое достоинство, он получал двойную часть от имущества отца, и в отсутствие отца он был главой семейства. В царских семьях первенец занимал трон после смерти отца. Также в Библии акцентируется на том, что первородный получал особенное благословение не только от своего отца, но от Бога, к тому же он занимал место священника в своей семье.

Впервые в Библии слово «первородство» упоминается в Быт.25:31, когда Иаков просит Исава продать свое первородство ему за чечевичную похлебку. Это особенно интересная история о первородстве: «И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревека, жена его. Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт.25:21-23) – здесь Господь произнес Ревеке пророчество, которое было очень важным. Однако, интересно то, что Ревека, скорее всего, не поделилась со своим мужем тем, что узнала от Бога. И продолжая читать эту историю дальше мы можем заметить, что вероятнее всего Исаак не знал, о пророчестве, которое было дано Ревеке. «И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова» (Быт.25:24-28).

Вот как Эллен Уайт в книге «Патриархи и пророки» описывает отношение к первородству в этой семье: «Все надежды и желания Исаака и Ревеки сосредоточивались на обетованиях, данных Аврааму и подтвержденных его сыну. Исав и Иаков знали об этих обетованиях. Их научили считать первородство делом великой важности, ибо оно включало в себя не только наследие земного богатства, но и духовное превосходство. Тот, кто получал это право, становился священником своей семьи, и в роду его потомков должен был появиться Искупитель мира. С другой стороны, существовали обязанности, которые возлагались на обладателя этого права. Тот, кто унаследовал эти благословения, должен был посвятить свою жизнь служению Богу. Подобно Аврааму, ему предстояло повиноваться Божественным требованиям. В супружестве, в своей семье, в общественной жизни он должен был следовать воле Божьей».

В действительности отношение к первородству в те времена было очень серьезным, даже дети знали об этом и наверняка многие из них мечтали о всех преимуществах и благословениях, которые сопровождали право первородства. Бог имел особый план на эту семью, тем более он поведал Ревеке о будущем двух великих народов, родоначальниками которых должны были стать ее сыновья. Но также Он сказал вещь, которая не могла не удивить – старший сын будет служить младшему. Это было не естественно в то время. Тем более что Исаак не зная о пророчестве объяснял своим детям, что первородство по праву принадлежит Исаву.

Когда близнецы Исав и Иаков выросли, стало заметно их отношение к жизни и к первородству. Исав не дорожил своими отношениями с Всевышним, и его радовали только те материальные преимущества, которые он получит после благословения отца. Иаков же наоборот дорожил духовными ценностями, его не привлекало земное богатство, он слушая рассказы о первородстве мечтал об этом с ранних лет своей жизни. Именно поэтому Бог избрал Иакова от рождения. Это не было предопределением, как некоторые могут утверждать, Бог дает возможности каждому человеку, но только мы сами можем решить каким путем идти, Он просто видит конец от начала.

Иаков, постоянно мечтая о благословении, которое по праву принадлежало его брату, особенно захотел получить его любой ценой после того, как мать рассказала о пророчестве, которое Бог когда-то поведал ей. И первой серьезной попыткой было хитростью получить первородство. «И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство» (Быт. 25:29-34). После этой истории Иаков еще больше захотел заполучить первородство. И теперь, когда Исав отказался добровольно отказался от этого преимущества, он считал, что это право его. После этого Иаков, прислушавшись к совету матери, Ревеки, воспользовался тем, что его отец слеп и слаб, и обманом получил благословение, принадлежавшее старшему брату. И если мы посмотрим на израильский народ, родоначальником которого и стал Иаков, то можно заметить, как они были благословенны, но не в той полной мере, в которой Господь хотел это сделать. Это печальная история, поскольку Бог и так даровал бы благословения первородства Иакову, как и обещал, если бы тот доверился Всевышнему.

Но если мы обратим внимание на первородство в Библии, то заметим, что история двух братьев, Исава и Иакова, где старший подчиняется младшему, и младший получает больше благословений не одинока. Подобно этому, «верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» (Евр.11:4). Иосиф также получил благословение и Божье одобрение несмотря на свое положение в семье. Принцип младший больше старшего выполнился и в сыновьях Иосифа: «Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец» (Быт.48:14). Царь Давид, который назван другом Божьим был младшим из всех братьев.

Апостол Павел внушает верующим осторожность, чтобы кто не лишился благодати Божией, чтобы между верующими не было нечестивца, который бы как Исав за одну снедь отказался от своего первородства (Евр. 12:16). Также и вестница Господня предупреждает нас по этому поводу: «Многие продают свое первородство за чувственные наслаждения. Выбирая их, они жертвуют здоровьем, ослабляют свои умственные силы, утрачивают Небо, и все ради дешевого сиюминутного удовольствия, которое влечет за собой разрушение тела и унижение души. Подобно Исаву, который опомнился и увидел все безумие своего необдуманного поступка, когда было уже слишком поздно, будут сокрушаться в день пришествия Господа и те, кто променял небесное наследие на удовлетворение своих себялюбивых желаний».

Бог желает показать нам через Свое Слово, что не первенство и не старшинство являются критерием Его принятия, одобрения и благословения. Любой человек может стать первородным у Бога и получить все благословения, которые Господь хочет дать каждому из своих детей. И каждый из нас избранный Богом для спасения.

Богдан Осадчук

Иллюстрация