Униженные и оскорбленные. Проповедь пастора Александра Серкова

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.» (Мф.11:28). Это слова Христа.

На заре христианства языческий писатель Цельс, насмехаясь над Иисусом, презрительно назвал Его самым странным из всех учителей, каких он только знает. Почему он пришел к такому выводу? Да, потому что, в то время, как другие призывали: «Придите ко мне, достойные, добропорядочные и добродетельные…», этот одинокий Учитель провозгласил: «Придите ко Мне, отверженные и растоптанные жизнью». И что ни странно, в результате столько людей поверило Его словам, и за Ним потянулся самый разнообразный человеческий сброд.

Христианский же мыслитель Ориген дал сокрушительный отпор писателю-язычнику:

«Верно, Иисус призвал униженных и оскорбленных, — говорил Ориген, — но Он не позволил этим людям остаться никчёмным сбродом; из материала, который вы отбросили, как негодный, Он «вылепил» людей, вернув им самоуважение и дав возможность встать на ноги и посмотреть в глаза Господу. Они были никчёмными, забитыми и жалкими существами, Христос же сделал их свободными и нужными».

Христос давал людям то, в чем они больше всего нуждались. Он давал, а не брал! С хорошими, конечно, каждый готов сотрудничать. Взгляните только на рекламы, каких ищут работников? Квалифицированных, опытных, без вредных привычек, не старых. А взгляните на рекламу «Служба знакомства». С кем хотят познакомиться? С кем попало? С бомжами? С неимущими? С людьми, имеющими вредные привычки? С инвалидами? А себя как рекламируют? Стройная, красивая, интеллигентная, общительная, обаятельная, отзывчивая, ласковая и т.д. Стоит только удивляться, как такие не замужем?!

Люди обычно выдают себя за абсолютно безошибочных. И многие заявляют даже о своей непогрешимости. Некто хорошо заметил: «Самый большой наш недостаток в том, что мы думаем, что у нас нет недостатков». Мы читаем:

«Все согрешили…» (Рим.3:23).

Но некоторые считают себя исключением из этого правила, и, что интересно, с этими «святыми» трудней всего уживаться. Они обычно нетерпеливы к чужим недостаткам. Фактически, эти люди выглядят, будто их выстирали, но забыли отутюжить. Вам не приходила такая мысль, что на небе вы предпочли бы жить по соседству с кем угодно, но только не со своей, ну, например, тетушкой, или соседушкой, или свекровушкой, или с тещей? Ну, может быть эти тетушки и свекровушки сами в том виноваты, что с ними никто не желает общаться?

А как обстояло дело с Иисусом? Как люди чувствовали себя в Его окружении? В то время, как религиозные деятели времен Христа с их надуманными, суровыми требованиями и вечной гримасой неодобрения, держали людей в страхе и напряжении, с Иисусом было легко и свободно. В Нем даже последний грешник находил понимающего Друга. В чем причина? Вы задумывались? Дело в том, что Иисус любил грешников – даже тех, кого остальные считали отщепенцами и ни к чему негодными человеческими отбросами. Он не гнушался есть с ними, исцелял, утешал и ободрял их. И если Он не мог терпеть кого-то, то это тех, которые считали себя безгрешными. До их сердец Он никак не мог достучаться. Христос хотел спасти и их, но этих людей оскорбляло малейшее предположение о том, что они нуждаются в спасении, — они не считали себя погибшими. Поэтому сказано:

«Иисус пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:13).

И еще один текст:

15 Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников… (1Тим.1:15).

Казалось, что только грешники являлись предметом Его заботы. Но означало ли это, что Иисус был снисходительным ко греху? Нет. Скорее всего, Он обладал удивительной способностью ненавидеть грех и в то же время любить грешника. Ему всегда удавалось стать на сторону грешника, не попустительствуя при этом греху.

Однажды к Иисусу бесцеремонно приволокли какую-то женщину. По словам обвинителей, ее застали в момент прелюбодеяния. «Следует ли побить ее камнями, как заповедано законом Моисея»? Стражи нравственности делали вид, что нуждаются в Его совете. Но за этим скрывалась тщательно продуманная интрига: если Он ответит, что ее не следует побивать камнями, они обвинят Его в забвении Моисеева закона. А если Иисус ответит, что согрешившую следует наказать, тогда они донесут на Него римским властям, потому что римляне запрещали иудеям развлекатья такими вещами, как смертная казнь.

Иисус сразу же заметил подстроенную ловушку. Казалось, что Он игнорировал их вопрос. Низко склонившись, Он стал что-то писать на земле, как бы ничего не слыша. И это разозлило книжников и фарисеев. Они обычно приходили в негодование, когда на них не обращали внимания. Законники протиснулись ближе, настаивая, чтобы Иисус ответил им. Затем, посмотрев вниз, они прочитали написанное и были поражены. Возможно ли это? Неужели там на песке написаны позорные тайны их собственной жизни?

«Хорошо, — наконец согласился Иисус, — побейте ее. Только первым пусть бросит камень тот, кто никогда не грешил». И продолжал писать. Иисус знал, что обвинители как раз и были теми, кто довел эту женщину до греха. Не удивительно, что все блюстители законности разошлись, как бы толпа любопытных не заглянула через их головы и не прочитала то, что было написано о них на земле. Или, хуже всего, как бы Иисус при всех не разоблачил их в их грехах. Они незаметно улизнули, оставив женщину наедине с Иисусом.

Парализованная стыдом и страхом, ожидая, что вот-вот полетят в нее камни, женщина боялась поднять голову и взглянуть вверх; но вот она услышала ласковый голос Иисуса: «Где твои обвинители? Осудил тебя хотя бы один из них»? «Нет, Господи», — ответила женщина. И тогда раздались самые прекрасные слова, какие ей только приходилось слышать. Эти слова прозвучали для нее, осужденной на смерть, как амнистия: «Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши».

У Иисуса была прекрасная возможность устроить перекрестный допрос и прочитать целую лекцию, которую грешница никогда бы не забыла. Но Он этого не сделал. Напротив, Он постарался пощадить ее стыдливость. Он произнес только: «Иди и впредь не греши». И этого было достаточно. Согрешившая женщина знала, что Иисус беспощаден ко греху. Но она знала и то, что приобрела понимающего Друга. Надо ли удивляться, что она навсегда полюбила Его, как Господа?!

Да, именно лицемерные обвинители, а не их жертва вышли из этого столкновения пристыженными и уязвленными. Иисус пришел исцелять сокрушенных сердцем, а не наносить новые раны. Он всегда проявлял чуткость к чувствам других. Он не ставил людей в неловкое положение и не разоблачал виновного публично. Даже Иуду пощадил Иисус. Он неоднократно мог бы уличить в преступных замыслах того, кто Его предаст, но, не тая зла, Христос пытался любовью уберечь Иуду от того ужасного поступка. Приведу пример:

Журналистка Барбара брала интервью у Патти Хёрст. Кто такая Патти Хёрст? Похищенная в 19-ти летнем возрасте девушка в течение 57 суток содержалась взаперти в чулане в кромешной тьме. Ее пытали, допрашивали, насиловали, непрестанно угрожали смертью. Принудили участвовать в ограблении банка. Так Патти Хёрст стала преступницей, которую разыскивало ФБР.

Считая, что родители от нее отказались, что они никогда не захотят иметь с ней ничего общего, что она никогда не сможет вернуться домой. Убежденная в том, что это конец, что она – конченный человек и ей надо смириться и присоединиться к своим похитителям. Убежденная в том, что агенты ФБР расстреляют ее на месте, а если не они, то это сделают ее преступные компаньоны. Патти Хёрст настолько отчаялась, что ей даже в голову не приходило бежать, хотя впоследствии возможностей для этого было предостаточно.

Барбара — прекрасная журналистка, но она забрасывала девушку все более мучительными вопросами, которые иногда казались просто безжалостными:
— Почему Вы не отказались?
— Почему не сказали им, что не желаете в это впутываться?
— Почему Вы вели себя именно так?
— У Вас было множество возможностей бежать… Почему Вы ими не воспользовались?
— Несколько дней Вас никто не охранял. Вы могли найти телефон и позвонить родным. Почему Вы это не сделали?
— Это просто не приходило мне в голову, — ответила несчастная девушка.

Мы не можем ее понять. Мы не можем понять, почему кто-то не делает того, что, как нам представляется, обязательно сделали бы мы. Мы совершенно уверены, что в подобных обстоятельствах мгновенно бросились бы к телефону, или издали бы такой душераздирающий крик, что его услышали бы все окружающие, или стремглав помчались бы к первому полицейскому. Мы очень хорошо можем задавать вопросы, не понимая, что значит быть похищенным. Мы не всегда понимаем грешника. Нам кажется: я бы на его месте так не поступил.

А вот Иисус понимает. Он понимает каждого грешника. И если мы не находим, чтобы Он молился за лицемерных фарисеев, то читаем: «Он молился за римских воинов, которые Его распинали». Потому что Он понимал их. Понимал, что это была их воинская служба, и они выполняли свое очередное поручение.

Представьте, какие трудные вопросы мог бы задать нам Иисус, будь Он корреспондентом. Но Он этого не делает. Он не таков!

Давайте мысленно отправимся в то далекое прошлое, когда Иисус, утомленный и изнывающий от жажды, в самую жару сидел у колодца. Какая-то женщина с кувшином подошла набрать воды. Иисус попросил у нее напиться. Как?! Иисус просит у самарянки напиться? Женщину поразило уже одно то, что иудей вообще с ней заговорил. Но Иисус знал, что она жаждала даже больше, чем Он. Он знал, что до сих пор самарянка пила из источника, ненадолго утоляющего жажду. И Он обратился к женщине с сочувствием и лаской, которые она до сих пор ни от кого не слышала:

10 Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую (Ин.4:10).

Самарянка захотела этой живой воды. Тогда Иисус велел ей пойти, позвать своего мужа и вернуться вместе с ним. Христос хочет, чтобы мы не одни пили воду жизни, с семьей, с родственниками. «У меня нет мужа», — ответила женщина. Иисус сказал ей, что у нее было пять мужчин, и тот, с которым она теперь живет, также не был ее мужем. Потрясенная, она пыталась сменить тему разговора. Да и кого бы это не поразило? Ведь женщина осознала, что перед ней Тот, Кому все о ней известно. И все же Он хотел дать ей воды живой. Женщина подумала: «Может быть это и есть Мессия, приход Которого предсказывали пророки?!» И Иисус сказал ей: «Это Я, Который говорю с тобой».

Самарянка была так взволнована, что, забыв свой водонос, забыв дать Иисусу напиться, побежала в город, говоря каждому встречному: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала, не Он ли Христос?» Иисус велел ей привести мужа, но она созвала всех, кого знала и кого не знала, всех, кто встретился ей по дороге.

Спаситель окинул взором окрестные поля и увидел, что идут и лудильщик, и землекоп, и арендатор, и врач, сосед и знакомый, дядя и зять. Поля побелели от одежд самарян, жаждущих посмотреть на Человека. Иисус был счастлив, потому что Он знал, как они нуждаются в живой воде.

Какое назидание мог бы Иисус прочитать женщине с подобным прошлым?! Какие уничижающие обвинения могли бы слететь с Его уст! Он мог безжалостно забросать ее каверзными вопросами. Но тогда не было бы тех, идущих через поле, чтобы встретиться с этим Человеком.

Я хочу вновь повторить слова той самарянки: «Пойдите, посмотрите Человека». А Христос иными словами хотел сказать: «Оставьте ваши негодные источники, никогда не утоляющие жажду. Оставьте попытку выкопать свой собственный колодец. Копая, вы только усилите жажду».

Самарянка бежала и кричала всем встречным: «Идите и встретьтесь с Иисусом, приходите и пейте из Его источника, и вы никогда больше не будете страдать от жажды». Читал я об одном произошедшем случае:

В Сан-Франциско, как и на всем побережье Восточного залива стояла небывалая жара. И как раз в это время шло богослужение на открытом воздухе. Все буквально задыхались от жары. Но, несмотря на это, жители палаточного городка до отказа заполнили огромный павильон, чтобы послушать одного из самых любимых всеми проповедников – пастора Лютера Уоррена. Среди них находилась молодая женщина с двумя маленькими детьми. И им, разумеется, никак не сиделось на месте. Наконец, вдоволь набегавшись, одна двухлетняя девочка уснула на коленях матери. Старшая девочка, у которой были голубые глаза и слегка вьющиеся белокурые волосы, никак не могла угомониться. Женщина очень хотела послушать проповедника и терпеливо увещевала сидящую рядом дочь. Но было очень жарко и вскоре произошло неизбежное. Девочка попросила пить. Мать медлила, не решаясь потревожить спящую у нее на коленях младшую дочь. Вдруг старшая малышка неопределенно махнула рукой: «Там у одного человека есть вода». Мать разрешила, наказав: «Сразу же приходи». И, расслабившись, успокоилась: «Может быть теперь спокойно можно послушать проповедь». И вдруг, не веря своим глазам, она увидела, что ее маленькая дочь направляется прямо к помосту и просит проповедника дать ей напиться. Оцепенев от стыда, женщина смотрела, как проповедник прервал проповедь и налил стакан воды из стоящего графина. Пастор не имел ничего против такой неожиданной сцены. Наоборот, это дало ему идеальную возможность поговорить о вселяющей бодрость живой воде в жаркий день, когда все страдают от жажды.

Посмотрите, друзья! Там на кресте Тот, у Которого есть вода, живая вода. Вы и я можем пойти к Нему и попросить напиться. Он не будет возражать, если Его побеспокоят такой просьбой. В ту пятницу Иисус умирал. Грехи рода человеческого сокрушили Его жизнь. Во всей мировой истории еще не было более важного момента. И вдруг беспокоит Его некто. Это вор, разбойник, распятый на кресте рядом с Ним, беспокоит Его своей просьбой. Все Небо следило: «Безмерно страдающий Иисус ответит ли разбойнику?!» Он ответил.

Если и мы обратимся к Нему с просьбой о прощении грехов, о помиловании, остановит ли Он Свое важное дело суда и ответит ли просящему? Да, и при том, в любое время! Мы можем смело идти к Нему и попросить глоток воды, чтобы никогда больше не страдать от жажды. И мы можем попросить Его об этом прямо сейчас. АМИНЬ? АМИНЬ!

 

Пастор Александр Серков