Почему медведицы разорвали 42-х подростков

Где был Бог, когда невинные страдали? — вопрошают скептики. Почему Он не карает преступников? — восклицают они. Сталина на вас нет! — кричат радикалы. Но голоса смолкают и воздетые персты опускаются, когда речь заходит о суде над моими поступками и словами. Сталина на себя не хочет никто.

Имеет ли право Жизнедатель эту жизнь отнять? Имеет ли право Бог судить мир? Современные люди не устают обсуждать эти темы.

Одной из таких историй в Библии является случай, когда пророк Елисей проклял детей, насмехавшихся над его лысиной, и медведицы разорвали из дразнивших 42 ребенка.

Елисей — пророк северного — Израильского царства. За идолопоклонство Господь отнял у сына Соломона 10 из 12 подвластных еврейских племен и отдал их Иеровоаму, сыну Навата.

Северный Израиль объединял бо?льшие территории, там были плодородные земли с горой Кармил во главе и Галилейское озеро — главный резервуар питьевой воды. У Иудеи же было только одно выраженное преимущество — Иерусалим со своим Храмом.

Чтобы отвадить подданных от паломничеств в Иудею, царь Иеровоам построил на краях своего царства — в Дане и Вефиле — два святилища с золотыми тельцами, изображавшими Бога Исхода из Египта (здесь он ссылался на Исх.32:4), и поставил там священников не из племени Левия.

Чтобы уравновесить злоупотребления царями своей властью, Бог кроме института судей и священников создал еще одну оппозиционную организацию — посылал пророков.

В северном Израиле действующий пророк выполнял и политическую роль, иногда помазывая не только местных, но и зарубежных царей, инструктировал монархов в военных и дипломатических вопросах, а также пытался организовать служение Богу, не зависящее от царских святилищ в Дане и Вефиле.

Илию и Елисея называли “отец мой, колесница Израиля и конница его” — то есть правитель и главнокомандующий царства.

Когда Господь вознес Илию живым на Небо, Елисей получил духа Илии в двойной мере. И начал самостоятельное служение.

Его право благословлять и проклинать именем Господа показывают две короткие истории. В Иерихоне его встретили местные жители, назвали его “мой господин” и пожаловались ему на соленую воду местного источника. Во имя Господа Елисей сделал источник пресным, что позволило там восстановить город, существующий и поныне.

4Цар.2:23 И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! 24 Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.

Пророк, имеющий статус правителя и главнокомандующего Израильского царства, обходит свою территорию. Вместо старейшин города с хлебом-солью ему навстречу выходят малые дети. Слово, переведенное здесь как “дети”, обозначает разных молодых людей — от трехмесячного Моисея до Вениамина, имевшего несколько своих детей. Судя по прилагательному “малые”, это были либо действительно дети, либо подростки лет 10-и. В еврейской традиции человек достигает религиозного совершеннолетия в 13 лет.

В той неторопливой культуре появление официального лица вызывало у местных детей жгучий интерес. Но этикет требовал от них удалиться с официальных встреч мужчин: «Когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое, — юноши, увидев меня, прятались», — говорит Иов (29:7).

Иерихонские дети не просто вышли вперед старейшин, понижая уровень церемонии встречи пророка №1 — они насмехались над лысиной Елисея, прогоняя его: «Прочь, плешивый! Прочь, плешивый!» — передает это место Заокская Библия. «Пошел, плешивый! Пошел, плешивый!» — перевод Российскоо библейского общества 2015.

Почему они прогоняют Елисея? Почему его лысина толкуется ими как основание отказать ему во входе в Вефиль? Первой идеей может быть та, что их родителям, проживавшим рядом с царским святилищем, а то и служившим в нем (а решение прогнать Елисея принимали, конечно же, не дети) Елисей мог казаться… недостаточно чистым и праведным. Не очищенным надлежащим образом.

Слово “плешивый” встречается в еврейской Библии, кроме этого места, всего один раз.

Лев.13:40 Если у кого на голове вылезли [волосы], то это плешивый: он чист…

Тора говорит, что лысый Елисей ритуально чист. Почему насмешка состоит в отказе пророку войти в город?

Лев.13 — часть большего фрагмента, излагающего признаки ритуальной нечистоты и очищения от нее. во всех случаях реакцией на обнаруженную нечистоту был карантин разной степени. прокаженного изолировали вдвойне — не только от Святилища, но и от общества. если его болезнь подтверждалась, он должен был жить вне стана — на краю пустыни.

Возникает такая схема.

Прокаженный находился на самом краю Божьего влияния. Хуже его положения — только изгнание или казнь. Очищение прокаженного, напротив, было похоже на посвящение на служение священника и указывало на полное восстановление в правах.

Насмешка вефильских детей состояла в том, что лысый Елисей ритуально нечист для “святого” Вефиля с его царским святилищем. Их требование не входить в город приравнивает его к прокаженным. На что намекает эта ирония: оставаясь за чертой города, “прокаженный” Елисей должен был вызвать (не детей ли отправили здесь как возможных посланцев?) вефильского священника, который должен был выйти к нему за “стан” и там сначала провести обряды очищения. Затем Елисей мог бы войти в город, и тогда тамошний священник принес бы с ним жертвы и объявил его чистым.

Елисей разворачивается у черты города, чтобы удалиться. Дети не унимаются, вероятно, преследуя его.

4Цар.2:24 Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.

В некогда проклятом Иерихоне Елисей именем Господа благословил всю местность, очистив тамошний источник. А высокомерный Вефиль вынудил пророка употребить имя Господне для проклятия. Смерть 42 детей — конечно же, ужасная кара. Иисус Навин проклял Иерихон, разрушив его до основания. Царь Охозия пытался арестовать пророка Илию, и тот свел огонь с неба, сжегший 100 воинов. А здесь дети двух больших семей.

Вефиль считал, что его святилище святее Иерусалимского Храма. Думал, что готов очищать пророка, пришедшего туда с двойной силой Илии и его плащом в руке. И вышедшие из леса (т.е. как бы из пустыни, изгнания, изоляции пророка) медведицы — матери своих детенышей — символ Божьего суда, приходящего извне, а не из святилища, где слава Господня (в отличие от Иерусалима) не пребывала (ср. с Лев.10).

“Наступил час суда Его” — так звучит часть Трехангельской вести, которую мы призваны возвестить каждому землянину. Кого Господь будет судить? Имеет ли Он право судить сотворенных Им людей? Имеет ли Он право судить Свой народ?

Сегодня Иисус, подобно Елисею, ходатайствует за живущих на земле. Сегодня Он простирает к нам Свою милость и благословение, готовый исцелить наши источники. Но если мы отвергнем Его приглашение спасти нас, последствия окажутся печальными.

Наступивший Год Реформации — еще один шанс нам пережить глубочайшее покаяние и подчинить свою жизнь исполнению Божьей воли.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация