Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 3 (часть 2)

Мы продолжаем третий урок о Божественности Святого Духа. В этой части урока рассмотрим:

Свидетельство Библии

Взаимодействие трех Личностей Божества

IV Свидетельство Библии

Поговорим о некоторых текстах Священного Писания:

«Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.

Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:13-15).

Какова функция Святого Духа, согласно этому тексту? Наставить на истину. А если Его отвергать, как Божественную Личность, кто будет наставлять на истину? Эту функцию выполняет Дух Святой. Что еще Он делает? Он прославляет Христа. Вы видели когда-нибудь, чтобы отвергающие Святого Духа, как Личность Божества, возвеличивали Христа? Нет. В большинстве своем они Его унижают до уровня человека. Почему? Да потому что отвергли Того, Кто возвеличивает Христа. И чей дух в них действует тогда, который унижает Христа? А вы почитайте в книге «Патриархи и пророки» самую первую главу. Прочитайте ее всю, и вы там найдете ответ.

Нас обвиняют в том, что мы применяем термин «Троица», которого в Библии нет. Да, естественно, самого слова «Троица» в Библии нет. Это подчеркнутое выражение в отличие от слова Бог. Этот теологический термин «Троица» стали применять в 4 веке после Никейского собора специально в пику тем, кто отрицал Троичность Бога, в частности, таким, как Арий и его последователям.

Возьмем следующий текст. Это 1Иоана 5:6-8.

В синодальном переводе этот текст сильно искажен. Давайте возьмем перевод Кулакова (ИПБ):

«Вот Кто пришел водой ‘крещения’ и кровью ‘распятия’ — Иисус Христос; не одной лишь водой ‘пришел’, но водою и кровью; Дух ‘тому’ свидетель, а Дух ведь ‘сама’ истина.

Итак, три есть свидетеля:

Дух, вода и кровь и ‘в свидетельстве своем’ эти три едины».

Да, именно в оригинале нет некоторых слов, которые мы читаем в Синодальной Библии. Я копирую текст оригинала, в котором мы увидим, что некоторые слова стоят в квадратных скобках. Это говорит о том, что в древних рукописях этих слов нет.

Теперь давайте разберемся в том, что именно хотел сказать этим отрывком Иоанн. Возьмем текст выше, так как оттуда начинается контекст:

«Не тот ли побеждает мир, кто верит, что Иисус — Сын Божий»? (1Ин 5:5 ИПБ).

Видно целью Иоанна было, чтобы читатели поверили в Иисуса. Поэтому он и приводит свидетельства. Вообще, в те времена очень большую роль играли свидетели. Если есть два-три свидетеля, считай, что дело сделано. Иоанн приводит здесь три свидетельства: Дух, вода и кровь. Начнем с воды. На что может указывать свидетельство воды? На то, что при водном крещении Иисуса Сам Бог Отец дал глас с небес. Это есть первое свидетельство.

На что указывает свидетельство крови? На свидетельство Иисуса, когда Он был распят. Помните, фарисеи, искушая Иисуса, просили дать им свидетельство (знамение), что Он есть Тот, за Кого Себя выдает. Что ответил Иисус на это?

«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был в чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40).

Когда исполнилось это свидетельство? Оно исполнилось, когда Иисус пострадал и пролил Свою кровь на Голгофе. Таким образом, свидетельство Воды и Крови – это есть образные свидетельства Бога Отца и Его Сына. Иисус подтвердил еще раньше это словами, что Он и Его Отец – двое Свидетелей: «Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня» (Ин.8:18).

Но уже в своем первом послании тот же Иоанн говорит, что имеется третий Свидетель! Кто это? Дух Святой, Который присутствовал при крещении и нисходил на Иисуса. Иоанн так и пишет: «Дух (тому) Свидетель», или «Дух есть Свидетель». И далее: «Поэтому три есть свидетеля…и трое есть одно (свидетельство)».

Прочтите теперь последующие стихи, где он говорит, что тройное свидетельство – это свидетельство не каких-то там безликих сил, а Самого Бога:

«Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие…» (1Ин.5:9).

Какой сделаем вывод? Тройное свидетельство – это одно сильное свидетельство Бога Отца, Сына и Святого Духа в том, что Иисус – наш Спаситель. Именно этого хотел добиться Иоанн своим посланием, — зарождению у читателей веры в Спасителя Иисуса Христа. В Синодальном переводе конкретизировали и добавили то, чего в оригинале нет, но по сути, «Дух, вода и кровь» это и подразумевают, что в синодальном переводе добавлено.

Вот как это свидетельство раскрыто в Евангелие от Матфея. Здесь единство Божества обусловлено фактом присутствия Троицы во время крещения Иисуса. Обратите внимание на Мф. 3:16 и 17: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

По-настоящему знаменательно в этом событии то, что в начале общественного служения Христа присутствуют все три представителя Небесной Троицы. Только что крещеный Иисус стоит на берегу Иордана, Дух сходит на Него в виде голубя, а Отец с небес прилюдно произносит слова Божественного одобрения и признания. Эта сцена ярко изображает единство замысла, преследуемого Божеством. Более того, она ясно вводит разграничение между Божественными Личностями. Матфей представляет Сына и Духа не просто другими проявлениями или персонификациями Отца, но отдельными Личностями, находящимися во взаимодействии с Отцом. В то же время Они являют единство замысла и характера во всем, делая акцент на спасительной миссии Сына.

Возьмем еще один важный текст:

«Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян.5:30-32).

Обратите внимание на то, как назван здесь Дух Святой? Наряду с верующими, Дух назван Свидетелем. В тексте 1Иоана 5:6, который мы приводили самым первым, мы также заметили, что Дух – Свидетель. Что подразумеваем мы вообще под термином «свидетель»? Это очевидец событий, сторонний наблюдатель, живая Личность. В отношении же событий распятия и воскресения Христа, этим Свидетелем был Дух Святой — Живая Личность.

V Взаимодействие трех Личностей Божества

Давайте проследим, каковы взаимодействия Личностей Бога в Новом Завете.

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.14:16-17).

«Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель сотворим» (Ин.14:23).

Здесь мы видим, Иисус обещал, что посредством Святого Духа, другого Утешителя, Они с Отцом будут находиться в сердцах верующих. Иисус вовсе не заявлял, что Он придет буквально или в другой форме. Иисус говорил о Духе, Который, хоть и является частью их Самих – но все же обладает и собственным мышлением и независимой, но находящейся в полном согласии с Богом, собственной волей. Более того, у Духа Святого Своя часть очень важного служения.

Возьмем такой текст Писания:

«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26-27).

Несмотря на то, что Иисус назван нашим Ходатаем, всё же, «воздыханиями неизреченными» ходатайствует за нас именно Дух Святой, а не Христос. Почему? Все очень просто. Ходатайство Духа Святого и Иисуса Христа – служения различного характера. Иисус – это наш Ходатай как Первосвященник. Его служение проявляется в защите грешников на суде. То есть, Иисус – это единственный Посредник между Богом и людьми, занимающийся служением оправдания грешников (см.1Тим.2:5). Служение Духа заключается в том, что Он представляет наши молитвы Богу Отцу, во имя Христа, «воздыханиями неизреченными».

Такому пониманию есть основание в Ветхом Завете. В земном святилище, наряду с ковчегом Завета, на крышку которого кропилась кровь жертвы за грех, перед завесой стоял жертвенник курений, где воскурялся фимиам, символизирующий молитвы. В Библии об этом сказано:

«На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им; это – всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» (Исх. 30:7-8).

Заметьте, это было особое ежедневное ходатайственное служение. И в то время, когда оно совершалось, зажигались лампады, то есть светильники. Светильник горел благодаря маслу, а масло – всегда являлось символом Святого Духа. Само курение – невозможно было осуществить без огня, который также является символом Святого Духа.

Ежедневное ходатайственное служение, символизирующее служение Духа, отличалось от служения Первосвященника, который входил однажды в год во Святое святых с кровью жертвы и очищал от грехов свой народ по их молитвам. Точно таким же является служение Святого Духа и Иисуса Христа. Иисус оправдывает нас благодаря свидетельству Духа Святого о нас, Который представляет наши молитвы через Христа Богу.

Часто при общении с приверженцами антитринитарных взглядов, и, если разговор заходит о Святом Духе, можно наблюдать такую картину: когда оппонент не знает, как возразить на предъявленный аргумент, чаще всего он пытается как можно быстрей подменить тезис разговора, а чтобы тему о Святом Духе быстрей завершить, можно услышать такое: «Дух Святой – не Личность, потому что Он сравнивается в Библии с неодушевленными предметами». В доказательство обычно приводят Библейские примеры. Вот два из них:

«Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Лк. 11:20).

«Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28).

Некоторых это цитирование может смутить. Но это не доказывает правоту наших оппонентов, потому что Сам Христос неоднократно в Библии сравнивается с неодушевленными предметами, с проявлением Божьей силы. Например,

Иисус Христос – «Слово» Бога (Ин.1:1);

Иисус Христос – «Премудрость» Бога (Прит. 8 глава);

Иисус Христос – «Мышца» Господня (Ис.53:1; Иоан.12:38);

Иисус Христос – Я пролился как «вода» (Пс. 21:15).

Итак, здесь весьма очевидно, что и Дух Святой, сравнивающийся в Ев. от Луки с перстом, вполне может являться также Личностью.

А вот еще один аналогичный текст:

«И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою» (Исх.14:8).

Разве израильтяне на самом деле, буквально, «шли под рукою высокою»? Не говорит ли этот текст о гораздо большем, чем просто о руке? Рука, перст (палец) – это всё лишь символы присутствия Бога. Присутствие это выражается в видимом проявлении силы Святого Духа.

При этом Дух Святой не может являться активной, безликой силой Бога, так как о Духе сказано, что Он Сам обладает силой (Рим.15:13). «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою».

Еще один момент. Дух может любить (см. Рим.15:30), поэтому Его чувства можно оскорбить (Ефес.4:30), как Анания и Сапфира, которые, вообще, солгали Духу. Но не бывает же такого, чтобы оскорбилась рука, перст или что-то неодушевленное, пусть даже исходящее от Бога.

Вывод здесь один: Бог имеет Дух Живой, Который может осуществлять Свои намерения повсеместно. Через этот Живой Дух Он ниспосылает человеку Божественную силу и благословения.

Вот таковы взаимодействия трех Личностей Бога. И ущемлять Бога на две третьих мы не имеем права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поделившись с вами самыми волнующими и убедительными библейскими свидетельствами в поддержку тринитарного взгляда на Бога, я хотел бы сказать, что, хотя термин «Троица» не имеет библейского происхождения, глубокое значение тринитарной терминологии и концепций отражает фундаментальное библейское понимание сущности Бога. Бог, явленный в Писании, состоит из трех Божественных Личностей, Которые извечно существовали в абсолютном единстве и нераздельности природы, намерений и характера. Вера в то, что Христос обладает такой же полнотой Божества, что и Отец, и что Святой Дух имеет одну природу с Ними и является Личностью, имеет огромное практическое значение. Более того, мы обнаружили, что сердцем Их Божественного союза является динамичная, созидающая, изливающаяся на других жертвенная любовь. Эта любовь удивительным образом проявилась в воплощении Иисуса Христа, вечного Сына Божьего. Благая весть о Божьем милосердии и справедливости явила себя в победе над искушением, в смерти, которая обеспечила прощение и удовлетворила требования Божественной справедливости, в воскресении, которое ведет к вечной жизни, и в небесном заступничестве, благодаря которому все, чего достигла воплощенная любовь, навсегда стало достоянием мира.

Еще раз констатирую: тринитарная доктрина учит, что Божество состоит из трех Божественных Личностей — Отца, Сына и Святого Духа. Они являются не тремя Богами, а тремя Божественными Личностями, едиными по природе, характеру и намерениям. Каждый из них существовал предвечно, то есть, не было такого времени в вечном прошлом, когда бы Они не сосуществовали, и никогда не будет такого времени, когда Они перестанут существовать.

Являясь единым целым, три Божественные Личности в то же время взяли на Себя различные роли или функции в Божьем деле творения, искупления и управления Вселенной. Отец принял абсолютное руководство, Сын подчинил Себя водительству Отца, а Святой Дух добровольно подчинился Отцу и Сыну.

Сын является второй Личностью Божества, обладающей всей полнотой Божества телесно. Сохранив неограниченную Божественность Своей Личности, оставил атрибуты и привилегии, присущие Его Божественной власти, и при Воплощении стал полностью человеком. Дух действует как личностный, Божественный представитель Троицы на земле. Святой Дух имеет такую же Божественную сущность, что Отец и Сын, и является полноценной Личностью.

Таковы основные убеждения, которые христиане исповедуют как библейскую истину о триединстве Божества.

Пастор Александр Серков.