Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 14

Вот мы и подошли к последнему уроку субботней школы в этом квартале. Подводя итог истории Иова, хочу задать один вопрос для размышления. Что нам в жизни больше нравится: страдания или благоденствия? Однозначно, человек создан для счастливой жизни: семья, дети, жилье, работа, здоровье. Если в чем-то мы ущемлены, то чувствуем дискомфорт, одолевает нас апатия ко всему остальному, никакой радости, никакого желания даже продолжать жить в таком состоянии. Но это неправильно. Этот урок учит нас, как доверять Богу во все времена, даже во время жизненной бури. Приступим к его рассмотрению.

Воскресенье. Верой, а не в`идением

Ап. Павел, раскрывая мысль о вере и в`идении, пишет:

7 Ибо мы ходим верою, а не в`идением (2Кор.5:7).

И еще он пишет:

18 Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно (2Кор. 4:18).

Павел объясняет, как возможно видеть страдания этой жизни в их истинном свете, — как кратковременное явление. Его пристальный взгляд был сосредоточен на славе вечного царства. Всё то, чем наполнен ум, определит, как будет перенесено испытание; или с надеждой и терпением, или с недовольством и озлоблением. Первое приходит от созерцания невидимых предметов вечного мира духовной реальности Христа; последнее — от рассматривания в подобном в`идении преходящих вещей, таких, как богатство, удовольствие и слава.

Уверенность Павла в воскресении имела своим основанием веру. Подобно Иову, он полагал, что даже если умрет, то в определенное время воскреснет. В этой жизни апостол ходил верою, а в жизни грядущей будет ходить в`идением. Как можно жить здесь на земле этой обыкновенной жизнью, но в`идением жить уже жизнью будущей? Вы не задумывались? Для этого нужно иметь в основном два составляющих: обетование и способность верить в осуществление этого обетования. Мы же верим в Господа, не видя Его. И обетование вечной жизни мы имеем. И до тех пор, пока мы увидим Его лицом к лицу, наш образ жизни, как христиан, покоится на нашей вере в невидимое. А если мы верим в невидимого Бога, как не можем верить Его обетованиям о воскресении?

Есть два мира: видимый и невидимый. Последний, вне всякого сомнения, исключён для входа в него нераскаявшихся грешников. Личность, которая ходит посредством созерцания того, что перед ней теперь и сейчас, находится под влиянием материальных временных вещей, тогда, как ходящие верой, находятся под влиянием вечных ценностей. Не возрождённый человек строит свои планы и поведение согласно видимому и осязаемому. Но христианин имеет настолько твёрдое убеждение относительно действительности вечного мира, что он мыслит и действует верой в свете вещей, видимых только для глаз веры. Те, которые ходят созерцанием, вместо того, чтобы ходить верой, именно этим выражают сомнение относительно невидимой действительности и обетований Божьих. Посредством веры уповающих на Бога царство небесное становится живой действительностью здесь и теперь.

Но где взять эту глубокую веру в невидимое? «Вера приходит посредством слышания, а слышание от слова Божьего». Это слова ап. Павла, записанные в Рим.10:17. А если взять стих выше, то мы читаем:

16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?

Чтобы оценить близкую связь между приведёнными 16 и 17 стихами, нужно проследить, что греческий язык не имеет двух отдельных слов для «веры» и «доверия». А эти слова имеют совершенно разное значение. Можно верить в существование Бога, но Ему не доверять и не верить Его обетованиям. В 16 стихе Павел описывает факт того, что не все приняли благую весть о спасении от Павла и его друзей. У них не было качества доверия словам Бога, которые донесли до них благовестники.

Размышляя об Иове, мы видим, что он выработал в себе стойкость – черту характера, которая высоко ценится среди христиан. Не кажется ли вам, что на какое-то мгновение Иов пожалел себя, оглянувшись на прожитую им жизнь? Я думаю, ему потребовалось время, чтобы поразмыслить и усвоить те уроки, что преподал ему Господь.

С Божьей помощью Иов старался совершенствовать свой характер. Поэтому, когда на него обрушилось великое несчастье, он не восстал против Бога. Кстати, когда жена уговаривала Иова проклясть Бога и умереть, он упрекнул ее, сказав: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10).

Понимая суть страданий, Иов решил извлечь из ужасной ситуации максимальную пользу. Он решил с Божьей помощью стать самой лучшей версией себя самого, осознавая, что характер — это единственное, что у него осталось. Мало кому приходилось демонстрировать свою веру при более сложных обстоятельствах, чем Иову.

Делая вывод для себя, мы можем сказать: нам решать, какой характер будет у нас. Бог позволяет нам выбирать, кем быть и как представлять себя окружающим людям. Проходя в очередной раз испытание, давайте будем молиться, чтобы понять, чему хочет научить нас Бог. Давайте обратим внимание, как Он творит из нас бриллиант. Бриллиант огромной ценности появляется из алмаза в процессе обработки под высоким давлением и температурой. Мы все сейчас находимся в процессе превращения из алмаза в бриллиант. И именно этот процесс мы не любим больше всего. Научимся же любить не только пункт назначения, но и все отрезки пути, по которому мы идем по жизни.

Понедельник. Злое существо

В обзоре истории Иова, нам не обойтись без того, чтобы вновь обратиться к первым главам книги Иова и увидеть в них причастность сатаны к распространенному в мире злу. Прочитаем текст Писания:

1 Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.

2 И родились у него семь сыновей и три дочери.

8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов.1:1-2,8).

История Иова универсальна. Скудный хронологический и исторический фон книги говорит о том, что все люди испытывают страдания. Эта история повторяется снова и снова по всему миру в разных культурах. История Иова — наша история. Однако страдания Иова, какими бы тяжелыми они ни казались, не идут ни в какое сравнение со страданиями Христа. Благодаря Его страданиям наши страдания заканчиваются искуплением.

Примечательно, что жизнь Иова играет важную роль не только в Ветхом Завете (и, следовательно, в иудаизме и христианстве), но также и в Коране (а значит, и в исламе). Айюб (Иов) в исламе считается пророком – состоятельным, но при этом скромным. Его история подобна той, что описана в Ветхом Завете, однако в ней нет длинных речей Иова и его друзей. Это история о материальных потерях и утрате близких, физической болезни и восстановлении. Восстановление произошло после многих лет, когда Иов по приказу Бога топнул ногой, и на этом месте забил источник. Иов испил воды и выздоровел (Коран 38:41-42).

Коран также приводит родословную Иова, связывающую его с Авраамом по линии Исаака и Исава (Коран 6:84). Одной из главных добродетелей, приписываемых Айюбу, является терпение, с которым он выносит свои испытания. Сатана также играет важную роль в мусульманском повествовании об Иове. Он подслушивает, как Божьи ангелы говорят о праведности Иова, и замышляет увести его от Бога, но в конечном итоге его замысел не осуществляется. Некоторые мусульманские ученые говорят о схожести между еврейским и арабским текстами. Но суть не в этом. Вся суть в том, каким образом история об Иове и в Коране, и в Библии влияет на наше понимание того, как люди из других культур испытывают страдания? Кто в этом виноват, Бог (Аллах) или сатана (шайтан)? Первые главы Иова раскрывают перед нами занавес, и мы видим истинного виновника всех страданий, в том числе и страданий Иова. Хотя в дальнейшем описании ни разу не упоминается имя сатаны при обсуждении несчастий Иова. Обвинения звучат в адрес Бога и Иова, но только не в адрес сатаны. Тем не менее книга Иова должна показать нам, кто в конечном счете несет ответственность за зло на Земле.

Вторник. С такими друзьями…

Вы все помните историю женщины, взятой в прелюбодеянии. Что вам больше всего понравилось в этой истории? Нет, я думаю, не то, что женщину взяли и привели на экзекуцию, а вот мужчину почему-то не привели. В конечном итоге, выиграл ли он тем, что не его привели, а взяли женщину? Мы не знаем его судьбу, душу его, покаянную для вечности, а судьбу женщины мы знаем. Это ей Христос сказал: «Иди, и впредь не греши». То есть, ей Иисус простил, и она пошла прощенная.

Мы не могли не заметить, как Иисус дал настойчивым расследователям такой ответ, который они не ожидали и к которому не были подготовлены. Никто из них не пытался представить свои претензии на безгрешность, так как Иисус заявил: «Кто из вас не имеет греха, первый брось в нее камень».

Возможно, перед трибуналом небес некоторые из них были более виновны, чем эта женщина. Никто из них не принял вызов. Иисус не изложил всеобщего принципа, согласно которого абсолютная безгрешность выставлялась бы как необходимое условие пригодности, чтобы принять участие в наказании за вину. Это могло бы аннулировать закон, ибо никто не соответствовал бы, чтобы выполнить казнь. Он говорит здесь о случае, где люди поставили сами себя судьями других, которых они не должны осуждать, пока они сами не будут безгрешными. Иисус питал отвращение к прелюбодеянию (Мф. 5:27-32) и в такой же мере питал отвращение к самоправедным судьям (Мф. 7:1-5).

По закону Моисея, свидетели должны первыми бросить камень в осуждённого человека. Процедура побивания камнями описана в Мишне следующим образом: «Место побивания камнями должно быть вдвое выше роста человека. Один из свидетелей ударял его сильно в поясницу, так что он опрокидывался ниц. Затем его переворачивали на спину, если это причинило ему смерть, он исполнил свою обязанность, но, если нет, тогда другой свидетель брал камень и бросал в грудную клетку виновного. Если посредством этого виновный умирал, второй свидетель исполнил свою обязанность; но, если нет, тогда его побивал камнями весь Израиль, ибо написано: Рука свидетелей должна быть на нём прежде всех, чтобы убить его, потом рука всего народа (Втор. 17:7. Синедрион 4 в Талмуде издания Санкина стр. 295).

В конечном итоге, обвинители пришли, чтобы осудить женщину, но ушли, осуждённые собственной совестью. Несомненно, они оставили сцену, боясь, что преступные тайны их жизни и особенно их личная причастность к этому случаю могла быть открыта перед множеством народа. Их поражение не могло быть более драматичным.

Слова Иисуса к трепещущей женщине как слова милости находились в резком контрасте с сердитыми, гневными словами её обвинителей. Иисус указал ей на главный вопрос, в котором она нуждалась — в немедленном оставлении её грехов. Покаяние должно быть честным и искренним. Она должна не только печалиться о своём грехе, она должна отвратиться от него. То покаяние, которое не заключает в себе ничего более, как только чувство, разговор, признание вины, пожелание, надежду, — крайне недостойно перед лицом Божиим. До тех пор, пока человек не прекратит делать грех и не отвернётся от своих грехов, он не является в действительности покаянным и прощенным.

Какой урок преподал этой историей нам Иисус Христос? Найти способ спасти человека, а не искать момент его погубить, как к тому стремились фарисеи. С другой стороны, из этого примера мы видим, что страдания сближают нас с Богом, потому что приводят нас в отчаяние и побуждают искать поддержку у Того, Кто сильнее нас. Если мы стали наблюдателями чужих страданий, то не должны бесцеремонно вторгаться в этот опыт, как сделали друзья Иова, попытавшись вынудить его признать свою вину. Обращение Иисуса с женщиной, уличенной в прелюбодеянии, еще раз показывает нашу задачу: не осуждать, а проявлять сострадание и утешать, указывая на истинный источник надежды — Иисуса Христа.

Среда. Не только терние и волчцы

Читаем текст Писания:

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою (Быт.3:17-18).

Неужели после грехопадения только терние и волчцы являются уделом человечества? Да, что-то изменилось на земле, но что-то даровано нам, как обетование, утешительное, как лучшее в худшем. Во свете мысли за воскресенье: «Верой, а не видением», размышляя о народе Божьем в предыдущие века, мы видим, что избранные Богом свидетели подвергались поношению и гонению за истину.

Иосифа злословили и гнали за то, что он сохранял честность и порядочность. Давида, избранного вестника Божьего, враги преследовали, как дикого зверя на охоте. Даниил был брошен в львиный ров за то, что остался верным Господу. Иов лишился всего имущества и был поражен таким тяжелым телесным недугом, что его возненавидели родственники и друзья; но, несмотря на это, он не изменил своим принципам. Иеремия не мог не повторять слова, которые Бог вложил в его уста; свидетельство пророка привело в такое бешенство царя и князей, что они бросили его в грязную яму. Стефана побили камнями за то, что он проповедовал Христа, и притом распятого. Павла заключили в темницу, били палками, забрасывали камнями и, наконец, предали смерти за то, что он непрестанно возвещал язычникам о Боге. А Иоанн был сослан на остров Патмос «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа».

Эти примеры человеческой стойкости говорят о верности обетований Божьих — о Его неизменном присутствии и подкрепляющей благодати. Они свидетельствуют о том, что вера может противостоять силам мира. Она позволяет полагаться на Бога в самый мрачный час; при самых тяжелых испытаниях, когда на нас налетает буря, вера помогает человеку почувствовать, что событиями управляет Небесный Отец. Только глазами веры можно заглянуть вперед и в полной мере осознать непреходящую ценность вечных сокровищ.

Во все века сатана преследовал детей Божьих. Он пытал их, убивал, но, умирая, они оставались победителями, свидетельствуя о силе Того, Кто могущественнее сатаны. Нечестивые могут подвергнуть пыткам и умертвить тело, но они не властны над жизнью, сокрытой со Христом в Боге. Они могут заточить человека в тюремной камере, но не в силах поработить его дух. Через испытания и гонения в Божьих избранниках открывается слава Господня. Верующие во Христа, презираемые и преследуемые миром, воспитываются и закаляются в школе Христа. Они ходят по земле узкими путями и очищаются в горниле страдания. Они следуют за Христом, несмотря на жестокую борьбу; проявляют самоотречение и переживают горькие разочарования; но только так познают они отвратительную сущность греха и то горе, которое он приносит, и учатся ненавидеть его. Разделяя мучения Христовы, они, превозмогая скорби, взирают на будущую славу, говоря: «Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:18).

Каждый может засвидетельствовать, что испытания — часть жизни. Причина этого кроется в борьбе, которая ведется за каждую душу. Преимущество быть последователем Христа в том, что мы можем быть уверены — за каждой тяжелой ситуацией, в которой мы оказываемся, стоит великая цель.

Все, что Бог дал Адаму и Еве, было весьма хорошо. К сожалению, когда Адам и его жена вкусили запретный плод, в мир вошел грех. Бог никогда не планировал отлучать нас от Своей любви и лишать Своего присутствия. Он также не планировал разрушения, мучения и горе, которые мы видим сегодня. И все же сатане удалось обмануть Еву, незаметно внушив ей мысль о том, что Бог что-то утаивает от них. Он сказал: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:4-5).

Истина заключается в том, что Бог не утаивает «благ» от «ходящих в непорочности» (Пс.83:12). Каждое слово, произнесенное Богом, истинно, потому что «Бог не человек, чтоб Ему лгать» (Числ.23:19). Кстати, в Библии написано, что Он не может лгать (см. Тит.1:2). Таким образом, становится ясно, что Бог не виноват во всех бедствиях, которые происходили на земле со времен грехопадения. Напротив, Господь справедлив и «праведен… во всех путях Своих» (Пс.144:17) и каждому человеку Он дал свободу выбора. Чтобы этот выбор был честным, нам необходимо видеть последствия и добра, и зла. Поэтому Бог не остановил сатану. Тем не менее мысль о том, что Он может любую проблемную ситуацию превратить в благословение, если мы, подобно Иову, будем стойкими до конца, обнадеживает нас. Благодаря книге Иова мы имеем великую надежду. Несмотря на огромные трудности, с которыми Иов столкнулся, он остался верен Богу. Он знал, что Бог добр. Он понимал, что в конце концов все в жизни, включая несчастья и страдания, «любящим Бога… содействует ко благу» (Рим.8:28).

Четверг. Иисус и Иов

Исследователи Библии на протяжении веков находили параллели между историей Иова и историей Иисуса. Сатана искушает Иова отречься от Бога. Иов противостоит. Кульминацией искушений сатаны, которыми он соблазняет человечество во все века, является искушение Христа в пустыне (Мф.4:1-11). Иов страдал физически и духовно, и Христос перенес как физические, так и душевные муки. Иов потерял все, но потеря была восстановлена. Небо потеряло человечество, но благодаря жертве Христа, человечество было возвращено. Иова одолевали друзья его своими назойливыми наставлениями и обвинениями. Не это ли испытал Христос, да еще в большей мере? Его обвиняли и в богохульстве, и в нарушении субботы, в нарушении традиций и преданий, и даже в том, что совершает чудеса Он силой князя бесовского. Но кем был на самом деле Христос? Как о Нем свидетельствует Священное Писание? Мы читаем:

1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника (1Ин.2:1).

6 Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам (Иак.5:6).

А что мы читали об Иове?

1 Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла (Иов 1:1).

Вы чувствуете параллель между Иовом и Христом? Нет, нет, не о безгрешности Иова говорит этот текст, он был богобоязнен, и по этой причине удалялся от зла. Какое свидетельство об Иове мы еще имеем?

22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге (Иов 1:22).

А что мы читаем о Христе в аналогии с этим текстом?

15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр.4:15).

Мы действительно видим какую-то, хоть и относительную параллель между опытом Иова, и Иисуса. А главное сходство в том, что как Иов, так и Христос оставались верными Богу. Хотя, если рассудить объективно, страдания Иова и проявленная в них верность были лишь слабым отражением того, с чем пришлось столкнуться Иисусу, его и нашему Искупителю.

Заключение

Один из выводов, который мы можем сделать, изучив книгу Иова, состоит в том, что становится понятен смысл существования страданий в этом мире, но простого наблюдения за ними со стороны и скоропалительных заключений недостаточно. История, произошедшая с Иовом, показывает то, что было от него скрыто, и открывает тайну борьбы невидимых сил, сражающихся за нас и против нас. Эта история проливает свет на козни дьявола, показывает верность Божью, причины наших страданий и силу Божью, способную восстановить поврежденное, не нарушая Его правил. Мы знаем свое место в великой борьбе. Так давайте силой Божьей будем стойкими до конца и выйдем победителями. До встречи в Новом году на уроке субботней школы уже с новой темой. Да благословит Вас Господь. Аминь.

Пастор Александр Серков